Сегодня мы празднуем Праздник Святой Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа — Троицу единосущную и нераздельную.
Человек сотворен по образу и подобию Божию. Понятие образа Божия именно в том, что человек, прежде всего, должен стараться уподобляться своему Творцу, ибо пред ним есть наглядный пример.
Человек живет не один. Не добро быти человеку единому (Быт. 11,18). Но это жительство — когда он живет не один — как раз и должно быть по образу Божию, по подобию Божию.
Подготавливая нас к дням Святой Троицы, сошествия Святаго Духа, Святая Православная Церковь приводит нам евангельское чтение о том, как Господь молится Отцу Своему Небесному перед Своими страданиями: Да ecu едино суть, якоже Ты Отче во Мне, и Азе Тебе, да и тии в Нас едино будут… (Ин. XVII, 21).
Именно единение на основе любви к Богу и любви между собою есть исполнение этих слов Спасителя, есть уподобление Богу и образ Божий в человеке. И поэтому, когда этого нет, то главного-то и нет.
Почему так? Да потому что тогда есть образ Божий — разум, есть — воля, а вот любви-то как раз и нет.
И поэтому апостол говорит:
Аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь (1 Кор. XIII, 2).
Мы видим, что вся земная жизнь построена так, чтобы всех разделить, расколоть, растащить, поссорить. Этим занимается дьявол. Прежде всего — оторвать от Бога, и разорвать между собой.
Образ этого дан в обыденной жизни. Отец, завещая своим детям жить в мире и дружбе, говорит:
«Возьмите веник. Попробуйте его сломать.» Как ни ломают, он все держится. «Теперь, — говорит, — ломайте по одному прутику». А по одному сломать легко. Вот эта политика, этот метод — «разделяй и властвуй» — это сатанинский метод. «Соединяй, объединяй воедино» — это Божественное желание.
Да будут едино, якоже Мы едино есмы (Ин. XVII, 22).
В день Святой Троицы Святая Православная Церковь воспевает:
Благословен ecu Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми у ловлей Вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.
И дальше продолжает, в чем смысл проповеди апостолов — премудрых ловцов:
Егда снизшёд языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
То есть, и Святый Дух сходит для того, чтобы всё соединить. К соединению всё призывает. И в наше время мы ясно видим, какой дух царит там, где всё стараются разделить. Разделяют церкви, раскалывают семьи, всё рушится. То есть, полное разделение везде.
Там, где разделение, там — погибель. Всякое царство, раздельшееся на ся, запустеет; и всяк град или дом, разделивыйся на ся, не станет (Мф. XII, 25). И все это остается одной и той же истиной во все времена. Так было, есть и так будет.
Поэтому и надо всячески, насколько хватает сил, с помощью Божией, бороться, прежде всего, в самом себе с этим разделением. Ведь и человек-то разделен, внутренне разделен. Согласно славим Всесвятаго Духа. А тут получается: есть желание — а часть нашего естества этого не желает. Желает душа — не желает тело. Всё нужно призвать к согласию и соединению.
Поэтому целомудрие в высшем смысле — это и есть целостность.
Почему состояние чистоты человека называется целомудрием? Потому что душа в плотском непосредственно не участвует, она соприкасается с ним только через тело. Дух, который от Бога и который к Богу стремится, и тянется, и воздыханьями сердечными устремляется, должен и душу приводить к этому состоянию.
Потому-то цельность человеческого существа влечет за собой цельность всего общения — и с окружающими людьми, и со всем Mipoм. Так что целомудрие касается не только тела и души, целомудрие касается веры — когда все цельно, все едино.
Арий — еретик, отделившийся от единства Церкви, по-старославянски слово, которым он был назван, даже неприлично звучит — в общем, как блудник духовный. То есть, духовное отделение — это как духовный разврат. Еще более страшный, чем телесный. Если плотское состояние греховно, но оно бывает временным, связано только с каким-то периодом жизни человека, то духовное разделение, духовная измена есть страшный грех, который не смывается с души даже мученической кровью.
Поэтому важно всеми силами сохранять целостность, чистоту православной веры. О своих грехах, конечно, просить у Бога прощения, но самое главное — стараться хранить веру, ибо, как сказано, праведный от веры жив будет (Рим. I, 17).
Поэтому в день Святой Троицы мы просим у Бога, прежде всего, укрепления веры. И, конечно, любви. Это — две основы, которые знаменуют собой истинное христианство, и отсутствие или ослабление которых есть главный признак конца Mipa. Сын человеческий пришед убо обрящет ли си веру на земли? (Лк. XVIII, 8). И за умножение беззакония, изсякнет любы многих (Мф. XXIV, 12). Вот то, что сказано о последних временах.
Поэтому испросим в этот день сошествия благодати Святаго Духа, чтобы Господь укрепил нашу веру, помог нам сохранить чистоту православной веры и в сердца наши вселил любовь, без которой нет истинной веры. Аминь.