Великим постом многие из нас вспоминают об одном из средств, которое помогает очищать душу от страстей. Средство, известное каждому, ведь большинство из нас именно к нему сводит смысл и содержание поста. Это – пищевые запреты и ограничения, прописанные в Богослужебном Уставе, также именуемом «Типиконом», многостраничной книге, регламентирующей все стороны церковной жизни, а потому неслучайно созвучной Уставу воинскому.
В течение столетий постовые правила менялись, но в итоге в Православной Церкви (сначала в Ромейском Царстве – Византии, а затем и на Руси) был закреплён Иерусалимский Устав, довольно строгий и рассчитанный на монастырскую практику, но вместе с тем являющийся идеалом для всех православных христиан. Отступления от Устава в повседневной жизни неизбежны, но человек воцерковленный должен знать, что любые послабления в посте – это не правила, а исключения, которые важно согласовывать со своим духовником.
Но прежде чем мы перейдём к изложению этих «уставных» правил, напомним, почему же борьбу со страстями принято соединять с пищевыми ограничениями. Так, один из самых почитаемых святых V века от Рождества Христова, Святитель Лев Великий говорил о посте следующим образом:
Нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и, напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть…»
Речь идёт именно о том, что «изнеженное тело и тучная плоть» гораздо более склонны к любым другим страстям, а чревоугодие и пьянство разжигают в человеке многие другие греховные помыслы.
Пищевые запреты и благословения Великого поста
Ну а теперь немного подробнее об уставных правилах начавшегося Великого поста. Для начала о том, что же вообще называется «постной пищей». Если говорить о посте во всей его строгости, то это полное воздержание от пищи, подобное тому посту, который соблюдал Сам Христос, постившийся в пустыне в течение 40 дней.
Конечно, мы далеки от этого, а потому Великим постом предписано воздерживаться от пищи только в течение его первого дня (понедельника, а в некоторых толкованиях Устава также и вторника первой седмицы, то есть недели). Помимо этого, от пищи воздерживаются в пятницу Страстной седмицы, которая не входит в Великий пост, но примыкает к нему. В этот день мы вспоминаем Страсти Христовы, Его Распятие и телесную смерть.
Что же касается «постной пищи», то это – не «мясо попостнее», то есть нежирное, а полное исключение продуктов животного происхождения («скоромных», не путайте со «скромными»). Сюда относятся мясо, яйца, молоко, а также содержащие их продукты. Более того, в Великий пост существует запрет даже на рыбные и другие морепродукты. Последние, согласно церковному Уставу, если соблюдать его во всей строгости, благословляются только в два праздника. Первый из этих праздников – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, в субботу накануне которого ещё нет разрешения на рыбу, но благословляется рыбная икра). Второй – Благовещение (однако в 2018 году этот праздник приходится на Великую субботу Страстной седмицы, а потому и в этот день установлен строгий пост).
А теперь по порядку. Более подробно о каждом дне великопостного календаря вы сможете прочесть в нашей ежедневной рубрике «Православный календарь», а пока – церковный Устав на каждый день Великого поста, начиная с 15 марта и заканчивая днями Страстной седмицы – до 1 мая включительно.
15 марта 2021 года: начало Великого поста. По Уставу – полное воздержание от пищи.
16–19 марта 2021 года: вторник-пятница первой седмицы Великого поста – сухоядение (неварёная растительная пища: хлеб, овощи, фрукты, семечки и орехи, причём как свежие, так и сушёные или мочёные, а также мёд).
20 и 21 марта 2021 года: суббота первой седмицы и первый воскресный день (Неделя 1-я) Великого поста – постная пища с растительным маслом (в том числе жареная и варёная, также в подобные дни для укрепления сил благословляется выпить немного вина).
22 марта 2021 года – память 40 мучеников Севастийских – небольшое послабление Великого поста – постная пища с растительным маслом (и соответственно, вином).
23 марта – 26 марта 2021 года: вторник-пятница второй седмицы Великого поста – сухоядение.
27 и 28 марта 2021 года: суббота второй седмицы и второй воскресный день (Неделя 2-я) Великого поста – пища с растительным маслом и вином.
28 марта – 2 апреля 2021 года: понедельник-пятница третьей седмицы Великого поста – сухоядение.
3 и 4 апреля 2021 года: суббота третьей седмицы и третий воскресный день (Неделя 3-я) Великого поста – пища с растительным маслом и вином.
5 и 6 апреля 2021 года: понедельник и вторник четвёртой седмицы Великого поста – сухоядение.
7 апреля 2021 года: великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – серьёзное послабление Великого поста – благословляются рыбные блюда, включая икру.
8 и 9 апреля 2021 года: четверг и пятницы четвёртой седмицы Великого поста – сухоядение.
10 и 11 апреля 2021 года: суббота четвёртой седмицы и четвёртый воскресный день (Неделя 4-я) Великого поста – пища с растительным маслом и вином.
12 и 13 апреля 2021 года: понедельник и вторник пятой седмицы Великого поста – сухоядение.
14 и 15 апреля 2021 года: среда и четверг пятой седмицы Великого поста – пища с растительным маслом.
16 апреля 2021 года: пятница пятой седмицы Великого поста – сухоядение.
17 и 18 апреля 2021 года: суббота пятой седмицы и пятый воскресный день (Неделя 5-я) Великого поста – пища с растительным маслом.
19–23 апреля 2021 года: понедельник-пятница шестой седмицы Великого поста – сухоядение.
24 апреля 2021 года: суббота шестой седмицы Великого поста (Лазарева Суббота) – на трапезе благословляется рыбная икра.
25 апреля 2021 года: шестой воскресный день великого поста – Неделя ваий (цветоносная, Вербное воскресенье), праздник Входа Господня в Иерусалим – на трапезе благословляется рыба.
26-28 апреля 2021 года: Великий Понедельник – Великая Среда Страстной седмицы – сухоядение.
29 апреля 2021 года: Великий Четверг – Воспоминание Тайной Вечери – пища без масла, но благословляется выпить немного вина.
30 апреля 2021 года: Великий Пяток Страстной седмицы – полное воздержание от пищи.
1 мая 2021 года: Великая Суббота Страстной седмицы – строгий пост, обычно сухоядение.
И здесь ещё раз сделаем оговорку, что эти строгие предписания выполняются далеко не всегда и всеми. В реальной церковной практике, в зависимости от жизненных обстоятельств того или иного человека, возможны различные послабления. Большинство православных мирян вместо строгого монастырского сухоядения допускают в будние дни и варёную пищу (варение без елея), некоторым благословляется и пища с растительным маслом. В исключительных же случаях бывают благословения и на более умеренное соблюдение поста (беременным и болящим, узникам и военнослужащим, учащимся и путешествующим). Но повторимся, всё это – не правило, а исключения из него. Уставное же правило, установленное Церковью в далёкой древности, изложено выше.
«Приятный пост»
«Постимся постом приятным» – эти слова известной православной стихиры (богослужебного молитвенного песнопения) очень любят цитировать, вырывая из контекста. Нет, это не значит, что тем самым её смысл искажается. Конечно же, среди людей верующих никто и никогда не скажет, что пост, именуемый в святоотеческой литературе «Весной души», должен быть «неприятным». И в то же время нужно понимать, что же имел в виду автор этого глубокого и трогательного богослужебного текста. А для этого важно привести его полностью:
Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный…»
На самом деле всё очень просто: любой пост, в первую очередь Великий, готовит нас к тому или иному значимому событию церковного года, очищая наши души борьбой с собственными страстями, молитвой и покаянием. Именно борьба со страстями, молитва и покаяние – это три самые главные составляющие каждого поста, которые призваны привести нас к соединению с Самим Богом в величайшем Таинстве Причастия, которое неслучайно с древности именуется «Трапезой Господней».
По материалам телеканала Царьград