События

О Рождестве Христовом православные христиане вспоминают ежедневно в утреннем молитвенном правиле. «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася» – читаем мы о Христе в третьем члене Символа Веры. Заметим, что Церковь, говоря о пришествии Бога на землю, не ограничивается словом: «воплотившагося», но прибавляет также: «вочеловечшася», желая показать, что Сын Божий не просто воспринимает плоть, но становится истинным человеком. Восприняв нашу природу, он пребывает единосущным нам по человечеству, входит в семью Адамову, делается нашим родственником.

Рождество ознаменовало начало новой эпохи жизни мира. Христос, однажды родившись на земле, отныне духовно рождается в сердце каждого, уверовавшего в Него. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23) – говорил Господь. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал.4:19) Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1Кор.4:15) – писал апостол Павел своей пастве. Иисус и апостолы благовествуют о рождении свыше нашего внутреннего человека, или, по-другому, о духовном рождении Спасителя в душе христианина.

Писание также открывает нам, что Господь, родившись в нашем сердце, таинственно растет в нем - подобно тому, как Иисус естественно возрастал в Своей земной жизни. Апостол Павел писал, что христиане должны прийти в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф.4:13). Вспомним и евангельскую притчу о сеятеле, которая говорит о созревании семени в сердце человеческом. В контексте притчи семя есть слово Божие, но нельзя забывать, что семя в языке Библии может пониматься как Сам Христос (см.Быт.3:15; Гал.3:16).

Иоанн Богослов пишет: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем (1Ин.3:9). Блаженный Феофилакт Болгарский толкует, что под семенем здесь может пониматься «Сам Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими».

Господь, родившись в темной пещере нашего сердца, возрастает в нас вместе с умножением в нас веры и любви… Как это удивительно!

В Священном Писании мы также можем найти мысли о том, что Христа рождает в душе каждого верующего Церковь. Двенадцатая глава книги Апокалипсис рассказывает о «жене, облеченной в солнце» (см.Отк.12:1), которая имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения… и родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным (Отк.12:2,5). По толкованию некоторых святых отцов, речь идет о Церкви, болеющей муками рождения Господа в людях. «В лице крещаемых Церковь непрестанно рождает Христа… в них изображаемого даже до полного возраста Христова» – объясняет святой Андрей Кесарийский.

Кстати, к теме рождения Христа в людях относится христианский взгляд на ветхозаветных праведников как на прообразы Спасителя. Какая здесь связь?

Бог создал людей по образу Своему. А образ Бога Отца есть Сын Божий, Христос. Так Он называется в послании к Евреям: образ ипостаси Его (Евр.1:3). Да и Сам Христос говорил: Видевший Меня видел Отца (Ин.14:9); Я и Отец - одно (Ин.10:30), Отец во Мне и Я в Нем (Ин.10:38).

Сын есть образ Отца… Но что такое образ? Мы понимаем образ как бездушную копию, имеющую некоторую ущербность по сравнению с первообразом. Так в мире людей, но не так в мире божественном. Сын, образ Отца, есть Живой Образ, ничем не отличающийся от Отца, кроме Своего ипостасного свойства – рождаемости. Этот Живой Образ отображался в праведниках Ветхого Завета, которые являли какие-то качества грядущего родиться Богочеловека: кротость (Давид и Моисей), целомудрие (Иосиф), терпение (Иов), упование на Бога (Авраам), мудрость (Соломон), мужественность (Иисус Навин), и т.д. Именно в этом смысле древние угодники Божии называются прообразами Христа. Господь, Который еще только должен был родиться, уже как бы духовно предрождался в святых дохристианской эпохи.

Данную мысль прекрасно излагает митрополит Вениамин (Федченков) в своем труде «Размышления о двунадесятых праздниках»: «Если люди созданы по образу Образа, то Сей Образ, Сын Божий, живет в них, и все светлое есть отображение Его в человеке. А так как вполне, «телесно», проявившийся в человеческом лике (иконе, образе) есть Сын Божий — воплотившийся, то отсюда нужно сделать вывод такой: то, что в Ветхом Завете в каждом человеке Божьего было сокрыто, это открылось явно в Богочеловеке Христе. Тогда уже прообразы будут совершенно естественно иметь связь с Образом. Или еще лучше сказать: в Новом Завете явился Тот же Самый Христос — Образ Божий, Который жил в людях и в Ветхом Завете».

Святые праотцы имели некое познание Христа, потому что Он таинственно уже присутствовал в них. То, о чем в Новом Завете явно и ярко писал апостол Павел: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал.2:20), тогда было прикровенно, скрыто, подобно едва-едва зачинающейся утренней заре. Господь входил в земную жизнь как бы постепенно, через праведников Своих, являющих образ Сына Божьего в своей душе. А Сын Сам есть образ Отца. Удивительно…

Тема рождения Господа в душе человека очень глубокая, она обращает нас к самой сердцевине духовной жизни. Здесь то, ради чего существуют все церковные чины, дисциплины, правила… Рождение и возрастание Христа в нас есть цель христианства. Бывает, что церковный человек по простоте своей и не задумывается над этим, но в данном случае понимание или непонимание не так уж и важно. Главное, чтоб в нас действительно пребывал Господь.

Достигается это жизнью в Церкви, и подражанию Христу настолько, насколько нам возможно. Нашей душе необходимо приобрести человеческие качества Христа. В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил.2:5) – писал Павел. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал(1Ин.2,6) – говорил Иоанн Богослов.

Возрастание Христа в нас – это воспитание в нашем сердце Его духовно-нравственных качеств. Например, подавая милостыню, мы подражаем Господу, ибо Он тоже уделял нуждающимся. Если принимаем житейские несправедливости, скорби, болезни без ропота и с упованием на Бога – в какой-то малой мере уподобляемся Невинному Страдальцу. Постимся, молимся ли – подражаем Ему, ибо и Он любил пост и молитву. Через христианские добродетели мы растем в познании Господа, и Он возрастает в нас.

Святых, уподобившихся Богочеловеку в высокой степени, мы называем преподобными. Хотелось бы здесь вспомнить слова одного из них - преподобного Симеона Нового Богослова. Он дает ясное, опытное свидетельство о рождении и возрастании Христа в нем. Однажды, сидя в своей келлии после причащения Святых Тайн, он написал: «Мы делаемся членами Христовыми, а Христос нашими членами. И рука (у меня) несчастнейшего и нога моя - Христос. Я же жалкий - и рука Христова и нога Христова. Я двигаю рукою, и рука моя есть весь Христос, ибо Божественное Божество, согласись со мною, нераздельно; двигаю ногою, и вот она блистает, как и Он. Не скажи, что я богохульствую, но приими это и поклонись Христу, таковым тебя содевающему. Ибо если и ты пожелаешь, то сделаешься членом Его. И таким образом все члены каждого из нас в отдельности сделаются членами Христовыми и Христос - нашими членами; и все неблагообразные (члены) Он сделает благообразными, украшая их красотою и славою Божества (Своего)» (Гимн 58).

Из гимна преподобного можно видеть, что такое духовное рождение и возрастание Бога в человеке, к какой высоте ведет нас Христос. Возрастает в нас Господь тогда, когда мы пребываем в Церкви, живем по заповедям, и деятельно уподобляемся Спасителю.

Дай нам Господь хотя бы отчасти приобщиться к тому, о чем пишут святые, и что принесло человечеству Рождество Христово. Понять, что Спаситель пришел именно для меня. Познать то главное, для чего Христос родился на земле, и ради чего стоит жить, верить, трудиться, наполняя Богом все отмеренные нам годы.

Источник: Радонеж

События
19 января 2021

Крещение Господне

19 января Православная Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа. «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него» (Мк. 1,9-10).

События
12 января 2021

Воскресная Божественная литургия

10 января в храме Пророка Илии была совершена воскресная божественная литургия, попавшая на Рождественские святки. Литургию возглавил настоятель храма Пророка Илии, иерей Ростислав Суконченко.

В этом году воскресная литургия была совмещена с детской рождественской литургией. На запричастном пелись рождественские колядки не только хором храма, но и колядки и стишки исполнили дети прихожан храма. После службы все дети получили рождественские подарки.

События
19 декабря 2020

Память святителя Николая Чудотворца

Дорогие прихожане, готовимся встретить праздник святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий

.
События
21 ноября 2020

21 ноября 2020: Собор Архистратига Михаила

21 ноября православные христиане празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Мы расскажем об истории и традициях праздника; о том, что кто такие архангелы и почему Михаил среди них — архистратиг.

События
04 ноября 2020

День Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери — один из известнейших в России образов Богородицы. Она есть в большинстве православных храмов, ею благословляют на семейную жизнь молодых. А еще Казанская не раз оказывалась в гуще самых грозных событий российской истории.

События
14 октября 2020

Покров Пресвятой Богородицы

Ежегодно 14 октября православные верующие отмечают большой праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он свидетельствует нам о великой славе, которой увенчана Пресвятая Божия Матерь на небесах. В этот день Она явилась в небесной славе и люди увидели ее и возрадовались. Она держала в руках чудный покров, чтобы показать, как Она покрывает от всякого зла и защищает людей. Двойная радость для нас в этом празднике, одна в том, что мы видим великую праведницу и страдалицу в земной жизни, увенчанную такой небесной славой, а другая, что Она, пребывая на небесах, внимательно заботится о христианах, о наследниках Сына Его и Бога. Этот праздник издревле был одним из самых любимых среди верующих. Об этом свидетельствует огромное число посвященных ему храмов. Покров относится к числу великих праздников. Вопреки расхожему мнению, это не означает, что в этот день вовсе нельзя заниматься физическим трудом. Главное, чтобы труд, повседневные бытовые заботы не помешали верующему посвятить этот день Богу, своей душе и молитве, сходить утром в храм на богослужение.

Наш адрес

Россия, Смоленская область,
пос. Темкино, ул. Советская, 25а