Семья

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга Надежды Тузинайте «Радуйтесь». Автор книги возглавляет Центр социальной помощи во имя преподобного Паисия Святогорца. Ее рассказы о непростой проблеме: больной ребенок и мир. Как сделать светлой, доброй, Божьей его жизнь от самого рождения? Путеводными для Надежды Тузинайте и в жизни, и в служении больным детям стали слова особо чтимого ею преподобного Паисия Святогорца: «Для тебя великая честь ухаживать за Ангелом (ребенком). Радуйтесь, потому что вы оба пойдете в рай».

Бог духовно укрепляет и освобождает
от крестов (испытаний) Своих усердных чад,
которые помогают поднимать кресты
своим собратьям!
Старец Паисий Святогорец

Все на свете промыслительно

В 2005 или в 2006 году моя тетя предложила мне почитать книгу «Слова старца Паисия Святогорца». Я ответила, что у нас есть свои святые, например преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Спустя несколько месяцев ко мне в руки попадает книга, и, как я потом поняла, это была та же книга отца Паисия. Вот так произошло мое знакомство с преподобным Паисием Святогорцем. Впоследствии я просила прощения у старца за то, что поначалу с нерадением отозвалась о его наставлениях. Все книги, изданные тогда в России, я читала с удовольствием и вниманием, в полной мере осознавая свою любовь к этому великому святому.

В 2007 году в ожидании второго ребенка я легла в больницу на сохранение. Беременность была нелегкой, сопровождалась угрозой выкидыша, началось лечение – капельницы и уколы. Привезли меня ночью, в суете быстрых сборов я не взяла ни одной иконки, и только маленькая книжечка отца Паисия Святогорца «Когда чужая боль становится своей», где на обложке – его фотография, была со мной.

Меня доставили в отделение гинекологии для беременных.

Пролежала около двух дней, улучшение не наступало, и я очень переживала за малыша. На третью ночь я стала молиться отцу Паисию слезно и с верой о том, чтобы он помог и мое состояние улучшилось. Помню, я очень плакала и просила своими словами его помощи, и в своей просьбе я пообещала, что если родится мальчик, то назову в честь него, отца Паисия, тем именем, с которым он был крещен в детстве, – Арсением (в честь святого Арсения Каппадокийского). Вот при таком молении и прошении я положила книгу с фото отца Паисия себе на живот и спокойно уснула.

Утром я проснулась в том же положении с чувством легкости в теле и ощущением выздоровления – живот мой больше не болел и чувствовала я себя очень хорошо. Это было первое чудо помощи отца Паисия мне и малышу! Через некоторое время нас выписали из больницы, и мы мирно доходили до 2 ноября 2007 года.

Во время беременности в голове моей родилось еще одно желание – окрестить ребенка на восьмой день по рождении.

У меня начались преждевременные роды, и в ночь на 2 ноября родился мой сын, недоношенный и очень слабый. Малыша поместили в кувез[1], а мне оставалось только молиться о нем.

Будучи человеком воцерковленным, я понимала, что ребенка нужно быстрее окрестить: неизвестно, как пойдет его выздоровление. Вспомнила, что хотела окрестить его на восьмой день по рождении, и выдался хороший случай это сделать. Отойдя к этому времени от родов, я пригласила в больницу священника, окормляющего роддом. Отец Андрей совершил таинство Крещения над младенцем. В вопросе об имени не было сомнений, свое обещание, данное отцу Паисию, я выполнила, и мальчика окрестили с именем Арсений.

Нас с малышом перевели в перинатальное отделение города Балашихи, и там случилось несчастье: у Арсения начался менингит, никто не сказал, по каким причинам, да это меня меньше всего заботило, тревога была связана с последствиями и вообще жизнью ребенка. Спустя время, проанализировав те события, я поняла, что Господь заранее мне показал, что мальчик будет глухим.

Когда мы с мужем приехали в больницу, то в холле на диване я увидела двух молодых людей с красивыми, волнистыми волосами и очень добрыми улыбками. Оба смотрели на меня, при этом они «говорили» руками и улыбались мне. Я тоже улыбнулась им, подумала: «Надо же, как жалко, такие красивые, улыбчивые – и глухие».

Мы с мужем поднялись в палату, где лежал наш сын, но его там не оказалось, он был в реанимации. Найдя нашего доктора и выслушав, по какой причине ребенок в реанимации, поняли, что положение тяжелое. Врач сказал: «Он может остаться и глухим, и слепым». Я подумала: «Только не слепой!» Почему-то для меня глухота не была страшна так, как слепота. Потом вдруг вспомнила, что в холле сидят молодые глухие люди, и побежала к ним. Мне хотелось еще раз их увидеть, спросить, как же мне теперь жить и воспитывать малыша, я их искала, но все тщетно, молодых людей не было...

***

Начались долгие дни выздоровления, и к 31 декабря нас выписали домой.

Диагноз по глухоте подтвердился к девяти месяцам. Ребенка мы окрестили, но крестного отца у нас не было, была только крестная мать. Я молилась о том, чтобы Господь послал нам хорошего человека, верующего и церковного. И Господь послал! Крестным Арсения стал раб Божий Алексий, многодетный отец, иконописец.

Воцерковление Арсения случилось 25 июля 2008 года в селе Петровское Щелковского района: отец Василий Филев, ныне почивший, внес моего сына в алтарь. Таким образом, таинство Крещения было закончено. Не буду описывать все годы воспитания мальчика, скажу только одно: все десять лет (верю, что и весь оставшийся наш земной путь) два очень мной почитаемых святых – преподобные Паисий Святогорец и Арсений Каппадокийский – не оставят нас и будут помогать и укреплять.

Скорбящим в утешение

Арсений подрастал. С самого его рождения у меня было огромное желание поклониться святой могилке отца Паисия в Греции. Но всему свое время!

Год спустя Алексий попросил меня рассказать ему о святом, в честь которого назван Арсений, чтобы он мог написать мерную икону крестнику. Нашла в интернете житие святого. (А еще прочитала, что в 2008 году в подарок московскому Сретенскому монастырю привезли икону из Греции, на которой изображены преподобный Арсений Каппадокийский и старец Паисий Святогорец.)

Из жития я узнала, что по молитве преподобного Арсения Каппадокийского Господь исцелял людей от разных болезней, а особенно от немоты и глухоты, что, конечно, не могло не радовать и давало надежду на лучшее.

Господь укрепляет скорбящих и посылает утешение

Знаю: Господь укрепляет скорбящих и посылает утешение. Вот и мы приняли его от Бога, когда ребенку было два года. Моя подруга Ирина была в паломнической поездке в Греции, в монастыре, где покоятся святые мощи преподобного Арсения и находится могилка старца Паисия. По моей просьбе Ирина привезла иконы святых и немного песочка с могилки батюшки Паисия. В наш дом пришла радость и утешение от любимых святых!

Не имея возможности поехать в Грецию, я решила приложиться к иконе в Москве, в Сретенском монастыре. Позвонила в монастырь и спросила, где находится икона. Иеродиакон Серафим (Чернышук) внимательно выслушал мою историю и сказал, что в любое удобное время я с ребенком могу приехать и он вынесет икону из библиотеки, где она хранилась, чтобы мы могли помолиться и приложиться к святому образу.

Договорившись с отцом Серафимом, мы приехали к назначенному времени целой компанией: Ольга – жена крестного моего сына Арсения, их дочери Люба с Варей и я.

Отец Серафим предложил нам пройти в храм, где покоились тогда святые мощи Илариона Троицкого(ныне они – в храме Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского монастыря).

Мы зашли в храм, в придел для семинаристов. Отец Серафим принес икону (она большая, тяжелая) и положил ее на аналой.

Призна̀юсь, когда мы ехали в метро, я сказала Ольге, что долго ждала этой встречи с иконой, а теперь даже и не знаю, о чем просить святых. Господь все так устроил, что вроде бы и просить не о чем. На что Оля ответила: «Там увидим!»

И вот мы стоим пред святым образом.

Вперед мы пропустили детей, потом подошла Ольга, последней – я.

Что испытала от так давно ожидаемой встречи, сложно описать... Приложившись к иконе, залилась слезами. Мне казалось, что тут и сейчас только я и они, так любимые мною святые. Будто мы много-много лет не виделись и так много всего надо сказать. Я что-то говорила, говорила, не замечая, что вокруг меня люди! Слезы текли рекой, мне казалось, что выплакала все слезы от рождения Арсения до встречи с иконой. Не знаю, сколько прошло времени, но, наговорившись со святыми (да, именно наговорившись), я обернулась на своих спутниц и увидела лица детей, которые не понимали, что произошло и почему я так плакала. Отец Серафим стоял не шелохнувшись, устремив свой взгляд в окно. Затем он вышел из храма и вернулся через некоторое время. В руках у него была пачка печенья, и он отдал ее мне. Этот его подарок привел меня в умиление и немного развеселил. Конечно, печенье мы отдали девочкам и после душевной беседы уехали домой.

Так было положено начало знакомству с иеродиаконом Серафимом (Сретенским) и нашей встрече с иконой. Арсению уже десять лет. Мы поддерживаем связь с отцом Серафимом, каждый год 10 ноября (28 октября по старому стилю), в день памяти преподобного Арсения Каппадокийского, приезжаем в монастырь для молитвы пред иконой.

В 2016 году по милости Божией я познакомилась с неким человеком, Сергием (имя условное), рассказала ему, что очень почитаю преподобного Паисия Святогорца. Тогда Сергий достал из своего ящика мощевик и сказал: «Это волосок от локона отца Паисия Святогорца». Святые мощи старца по его заповеданию не обретены, один келейник при жизни батюшки Паисия отрезал локон от святой его главы, и вот теперь частичка этого волоска лежит пред моими глазами. Можно представить мою радость и удивление, когда после услышанной истории Сергий дарит мне этот мощевик со словами: «Бери и беги, пока не пришел игумен N! Эта святыня была предназначена для его храма».

При очередной встрече с Сергием мы продолжили разговор о старце Паисии. Я вспомнила, что преподобный Арсений Каппадокийский крестил в младенчестве отца Паисия и мощи преподобного Арсения обретены им.

Прошло три дня. Сергий вновь пригласил меня на встречу и отдал небольшой конверт и бланк с печатью, на котором было написано:

Грамота

Для общества и отдельных лиц удостоверяю, а также свидетельствую, что я, к святой славе Господней и ради почитания Его святых, подтверждаю с верою о подлинности частиц мощей угодников Божьих: частица святого преподобного Арсения Каппадокийского, частица святого преподобного Паисия Святогорца, – переданных на поклонения верующих.

Сим удостоверяю.

Архимандрит Герман

Господи, слава Тебе!

Конечно, для вложения святых мощей в свою икону я поехала к иеродиакону Серафиму в Сретенский монастырь. Там вместе с иеромонахом Никодимом отец Серафим с молитвой и каждением разделили святые мощи на два мощевика, и один я отдала в дар Сретенскому монастырю.

Бог укрепляет

Пройдя личный путь воспитания «особого» ребенка, я поняла свое предназначение в жизни – служение таким детям, как мой сын, их семьям, а также детям, находящимся в детских домах.

В 2017 году я создала автономную некоммерческую организацию «Центр социальной помощи во имя преподобного Паисия Святогорца». Мы старались помочь всем, кто к нам обращался, но я понимала, что весь мир не охватишь и всех обогреть невозможно. Долгое время я взывала к Богу с молитвой о вразумлении: какое направление в работе мне выбрать, чтобы оказывать людям реальную помощь?

В июле 2017 года я приехала в город Муром на празднование памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. В канун праздника на всенощном бдении служил митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), он приехал незадолго до начала службы.

Набравшись смелости, я подошла к владыке Евлогию с вопросом, который так давно меня волнует. Владыка уделил мне несколько минут. Я, как могла, рассказала, чем занимаюсь и почему, что не могу определиться с направлением опекаемых, не знаю, кто это должны быть: взрослые-инвалиды, дети-инвалиды, сироты, многодетные семьи, бездомные и т. д.

Владыка, подумав, ответил: «Дети-инвалиды!» Я опять спросила: «Какие дети? Есть дети-инвалиды с родителями, есть дети-инвалиды – сироты».

У детей-инвалидов с родителями есть любовь и забота, а у детей-инвалидов – сирот нет никого

Помолчав еще немного, владыка дал ответ: «У детей-инвалидов с родителями есть любовь и забота, а у детей-инвалидов – сирот нет никого. Вы должны посвятить себя детям-инвалидам – сиротам!» И, перекрестив меня, отпустил.

Осенью я приехала в детский дом за сыном Арсением (где он живет по настоянию врачей), чтобы забрать его на выходные домой. Приехала раньше обычного, у них шел урок в гончарной мастерской, в сопровождении воспитателя я прошла в мастерскую, чтобы сделать несколько снимков. В группе сына занималась слепая девочка Лариса одиннадцати лет, сирота. Ее я знала давно, так как Арсений с двух до трех лет был в детском саду в этом же учреждении. Меня умиляло то, что на обед Арсений вел Ларису за руку в столовую: таким образом учат детей помогать друг другу.

Лариса прекрасно говорила уже в три года. Я всегда смотрела на этого ребенка с желанием стать ее опекуном, но понимала, что пока не могу взять на себя такую непростую миссию. Арсений – ребенок сложный, мне просто было не потянуть двоих.

Прошло почти пять лет. Арсений вернулся в детский дом на обучение, Лариса подросла, и теперь они уже отроки, ему – десять лет, ей – одиннадцать, основные жизненные навыки им привиты.

Я приняла решение оформить на гостевую опеку Ларису и осуществить свое давнее желание – взять именно эту девочку и дать ей немного заботы и любви не только своей, но еще и моего старшего сына Николая, который во всем меня поддерживает (ему двадцать один год), моих родителей и всех тех, кто так или иначе участвуют в жизни организации.

Снова и снова вспоминаю слова врача, сказавшего, что мой сын может остаться глухим и слепым. Спустя несколько лет на своем жизненном пути встречаю слепую девочку-сироту, и у меня возникает желание стать для нее другом и помощником; я не говорю – мамой, нужно завоевать и заслужить, чтобы ребенок-сирота начал считать тебя мамой или папой.

И добавлю: когда человек чего-то искренне желает, Господь посылает ему все необходимое для спасения! Сегодня меня уже не пугает то, что мой сын Арсений глухой, а Лариса слепая. Человек может иметь и слух, и зрение, но при этом оставаться глухим и слепым к проблемам и нуждам ближнего. Духовная глухота и слепота страшнее физической!..

Надежда Тузинайте

Книги Тузинайте Надежды в интернет-магазине "Сретение"

17 ноября 2018 г.

Общество
23 февраля 2020

С чего начинается духовная жизнь

Итак, отречься от себя и взять свой крест – это состояние, которое кажется мучением, а на самом деле парадоксальным образом является великим благословением. Здесь Христос словно говорит тебе:

– Возьми крест этот свободно, понеси его с радостью, ради любви, и следуй за Мною.

И наоборот: в несении креста своего эгоизма сокрыто много боли.

«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее…» (Лк. 9, 24).

Кто хочет спасти себя, то есть свою душу, тот погубит крест. И речь тут не о том понятии, которое мы часто употребляем: «спасение души». Господь словно говорит нам, что кто хочет сам обрести внутреннюю полноту, тот, вместо того чтобы найти, потеряет ее:

– А кто потеряет себя не просто так, а ради Меня и Евангелия, кто погубит себя ради слов, которые Я вам говорю, тот будет спасен.

Кто хочет сам обрести внутреннюю полноту, тот, вместо того чтобы найти, потеряет ее

Кто готов потерять себя (а не погубить себя наркотиками, пищей и возлияниями ради утоления собственных похотей и желаний), тот получит вечную жизнь: «Христос взошел на Крест, потому что любит меня. Дай-ка и я взойду на крест – мой маленький крест, ведь я тоже хочу любить. И как только сделаю это, спасусь».

Это абсурдная логика Евангелия, которую мы видим осуществленной в жизни святых. Здесь я не могу не вспомнить несколько имен. Например, отца Епифания (Феодоропулоса)[1] – человека, обладавшего данными для того, чтобы быть не только преподавателем, но и ректором университета, и имевшего возможность стать не только епископом, но и архиепископом. И хотя он обладал такими качествами, и многие побуждали его пойти в этом направлении, он отвечал:

– Нет! Я хочу служить людям! И денег получать не хочу!

Он не получал священнической зарплаты, а то малое, что ему давали, раздавал, чтобы оставаться целиком преданным Божией любви. Работал редактором в одном издательском доме, получал по 50 драхм[2], чтобы можно было жить аскетом в центре Афин, на площади Омония. Это был благодатный, святой человек… Знайте, что он был кристально чистым человеком. Помню, говорю ему как-то:

– Геронда, а почему бы вам не стать епископом?

Я сам мечтал, что стану священником, и говорил себе, что, когда он станет владыкой, сразу же перейду к нему. Он устроит митрополию… Когда я сказал ему это, он внимательно посмотрел на Распятие, стоявшее перед ним, и говорит:

– Ну что тебе сказать, Нико? Я смотрю на Него, а Он мне ничего не говорит!

Он смотрел на Распятие, и Христос не говорил ему: «Возвысься», но: «Принизься».

Никогда не забуду и старца Паисия. Он испытывал сильные боли, но лицо его сияло радостью. Почему?

– Потому что сейчас, – говорил он нам, – что скажу, то и сбывается. Раньше Бог затыкал уши, говорил мне только «нет». А сейчас, поскольку я вообще не молюсь о себе, то о чем ни помолюсь для других – всё исполняется! Даже если человек не заслуживает того, чтобы это произошло.

У него имелось дерзновение к Богу. Стоя на пороге смерти, он терпел страшные боли от рака, но не умолял Его отнять у него это страдание. Напротив, использовал боль, чтобы испросить у Бога что-нибудь для других. Вот как человек губит себя, испытывает смертельную боль, но говорит: «Я умираю, чтобы свершились чудеса для других!»

Теперь представьте себе мир, состоящий из таких людей! Какой жизнью мы жили бы тогда? Жизнью, где на деле исполнились бы слова святого апостола Павла: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10, 24). А сейчас найдите где-нибудь еще такой Завет и скажите мне, что он существует, написан. Нет другого такого нигде. Только в Евангелии это можно найти. Поверьте: это говорит вам тот, кто много искал, прежде чем прочитать Евангелие.

Представьте себе общество, в котором каждый ищет блага другого, в котором мы все – братья друг другу

Представьте себе жизнь, общество, в котором каждый ищет блага другого, в котором мы все – братья друг другу. Мы для этого и ходим в церковь, и уходим в монастырь, в Церкви для этого и существует понятие «приход». Вы приходите сюда каждое воскресенье; мы вместе служим Святую литургию; вместе приносим хлеб и вино, которые суть наша жизнь; вместе причащаемся, чтобы пребывать в любви, чтобы достигнуть этой открытости между собой. Мы для того и причащаемся из одной лжицы. Как одна семья. Семья Бога. Каждое воскресенье, каждый праздник, всегда вместе. Поэтому не старайся решать свои проблемы индивидуально: так они с еще большей силой будут на тебя обрушиваться, и ты всё больше будешь погибать в них.

Но на самом деле это еще большой вопрос: семья ли мы, потому что часто мы и в церковь ходим как индивиды, словно идем в супермаркет. А в супермаркете у каждого своя тележка: он наполняет ее, платит и уходит. Нас там много, а каждый одинок. В Церкви же не так, потому что то, что мы получаем, бывает разделено, и связано это с нашим приобщением к Жизни, которое и является ответом на многие проблемы. Потому что после того, как мы изменим свою связь с Богом, наша жизнь изменится – она не станет беспроблемной, у нас появятся другие искушения, другие проблемы, но также и другие, великие решения. Отречься от себя – это состояние, требующее труда. Но когда приложишь эти духовные усилия, когда встанешь на этот путь, ты откроешь новые и великие горизонты в своей жизни.

Кто живет в своем нарциссическом мире и никого не любит, тот, если и в церковь пойдет, всё равно что сходил в супермаркет. Пошел в мясной магазин, прошелся по рынку, а потом решил и в церковь сходить, потому что хочет чего-то взять оттуда. Такой человек не идет вслед за Христом, ему нужно что-то конкретное:

– Крести моего ребенка! Венчай моего сына! Отслужи мне молебен!

А чем тебе поможет этот молебен? Ты думаешь, всё делается магическим образом? А где же Христовы слова: кто хочет – и: следуй за Мною? Где твоя готовность стать учеником? Таинства обладают благодатью, но они требуют и воли – воли, которая со-действовала бы, чтобы они могли принести плод.

Таинства обладают благодатью, но они требуют и воли – воли, которая со-действовала бы, чтобы они могли принести плод

Если хочешь помириться с мужем – иди исповедуйся!

– Ну да! Это же он виноват! – отвечаешь ты.

Тогда хоть по три молебна каждый день служи, но, пока будешь держаться этого «он виноват», ты не увидишь успеха. Пойми, что, если в эту минуту моя жизнь оборвется, Бог не станет судить меня по грехам моего мужа или жены. Он будет судить меня самого. Есть дело, которое должен сделать я. Лично. Тогда начнет действовать благодать таинств.

Поэтому духовная жизнь начинается с Исповеди. Но даже на Исповеди можно замкнуться в себе. Ты можешь побывать на Исповеди и всё равно остаться внутренне безутешным, глубоко в душе не желать спастись, не хотеть осудить себя, а продолжать искать вину в других.

«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16, 26).

Под душой здесь имеется в виду вечная жизнь, к которой человек призван. Ты приобрел весь мир, но что ты заберешь с собой в час смерти? Одну лишь любовь, благое произволение, только связь с Богом ты возьмешь с собой. Если эта связь сильная, твоя жизнь может превратиться в рай. А всё остальное нас покинет. Мы ничего не можем взять с собой. Да, ты приобрел весь мир, но что у тебя останется? Что даст человек взамен за душу свою?

Многие думают, что если приобретут всё, о чем мечтают, то автоматически станут счастливыми. Только я еще не видел никого, кто стал счастливым оттого, что приобрел то, чего хотел, потому что в ту минуту, когда он приобрел это, ему уже захотелось еще столько же, а потом еще столько же. Человек не знает сытости. Есть очень богатые люди, которые всегда живут в тревоге и мучениях: то конкуренция растет, то какая-нибудь должность окажется лучше или чье-то богатство больше. И так мы заболеваем и губим свою душу.

Итак, чтобы закрепить и запечатать всё это Своим словом, Христос добавляет:

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

Кто слушает эти слова и презирает их, считает их неважными и бессмысленными, того постыдится Господь в Судный день. Вот как четко Христос показывает нам, какой путь единственно верный: путь страдания ради других, из любви. Только в такой жизни обретается покой и открываются дары благодати.

Христос показывает нам, какой путь единственно верный: путь страдания ради других, из любви

Это снова напоминает мне о старце Паисии. Когда у нас были проблемы (а часто проблемы бывали большими, когда с нами поступили очень несправедливо), он советовал нам так:

– Смотри, чтобы ты не поступал несправедливо, ты не богохульствовал, ты не вел себя по-скотски! Ты стой тут, и Бог скажет Свое слово! Молись, чтобы Бог сказал Свое слово!

Сам Христос сделал то же самое – передал суд Тому, Кто судит справедливо (ср. Деян. 2, 23). И Бог говорит Свое слово. Но если я возьму суд Божий в свои руки и начну уничтожать других, тогда лишусь и той малой справедливости, которой так жаждал.

Давайте снова взглянем на события, связанные с Октябрьской революцией 1917 года. Многие вышедшие тогда на улицы были правы, но лишились своей правоты, когда в конечном счете причинили больше вреда, чем претерпели. Они последовали закону ненависти: «Ты меня распял, причинил боль, а сейчас мой черед! Я и тебя распну, и других, чтобы больше не оставалось никого, кто распинает, и я снова не оказался в опасности!»

«Кто постыдится Меня и Моих слов» Господь словно говорит нам:

– Ты очевидно гораздо умнее Меня! И поскольку ты из умных, иди к таким же умным, а Я к Себе возьму таких же безумных, как Я, отрекшихся от себя.

Я считаю себя таким умным, а разорвал отношения с братом, матерью, отцом, соседом. А не кажется ли мне, что в этом моем положении нет никакой мудрости? Меня никто не интересует, мне не хочется быть добрым, зато очень хочется, чтобы мне было спокойно! Только как же я тогда до сих пор не заметил, что этот мой жизненный выбор не обеспечил мне спокойствия, не гарантировал равновесия?

«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1).

При толковании этого евангельского текста экзегеты говорят, что его смысл относится к тексту, следующему в Писании ниже, и речь идет об апостолах, это они увидят Христово Преображение. Но когда я читаю этот текст в связи с предыдущими стихами, то думаю, что здесь скорее говорится именно о тех, кто выбирает Крест любви. Именно они увидят Царство Божие в истине и силе. У них будет опыт боговидения, общения с Богом уже теперь. Так я понимаю этот отрывок. Не знаю, ошибаюсь я или нет, но я провожу связь с предшествующим текстом.

Кто встанет на этот трудный путь, те поймут Бога, осязаемо ощутят Его присутствие, пришедшее в силе, – что означает, что они увидят Божии чудеса, насладятся ими и, наверное, будут сами их совершать. Они получат великие дарования. Ибо у всех нас есть дары благодати, но они сокрыты и таинственны. Почему? Потому что если Бог откроет их нам в том состоянии, в каком мы находимся сейчас, то мы начнем использовать их друг против друга. Например, чтобы я смотрел на вас в эту минуту и понимал, как чувствует себя каждый, – для этого надо иметь очень много любви, чтобы употребить такой дар во благо, не правда ли? Или знать, где зарыты сокровища. Или видеть будущее. Сколько благодати надо иметь, чтобы Бог даровал тебе способность видеть будущее какой-то конкретной личности! И сколько любви надо иметь, чтобы не эксплуатировать этот дар в свою пользу!

Надо иметь огромную любовь, чтобы получить благодатные дарования. Поэтому благодатные дарования и становятся действенными, начинают проявляться, когда встаешь на путь любви. Только тогда. Когда ты готов использовать этот небесный дар во спасение и в помощь другому. И при этом знаешь, когда его использовать.

Благодатные дарования начинают проявляться, когда встаешь на путь любви

Старец Паисий говорил нам:

– По благодатному дару, данному мне Богом, я мог бы пойти в казарму, рассказать там, что каждый из солдат творил в своей жизни, забрать всех с командиром во главе на Святую Гору Афонскую и сделать монахами. Но Бог не хочет этого!

Какие сильные слова! Бог не хочет произвести на тебя впечатление, не хочет взять тебя в плен, не хочет схватить тебя за шиворот и притянуть к Себе. Он хочет, чтобы ты Его свободно поискал.

Вот великое благородство Бога, которым диавол не обладает. Диавол схватит тебя в охапку и даже тебе на спину запрыгнет, он хочет взять тебя в плен тут же, немедленно. А Бог хочет свободы человека, его любви, его души хочет – того, о чем мы здесь говорим. Он хочет, чтобы я сам понял ценность того, о чем Он говорит. И когда я начну идти этим путем, то постепенно, в меру моей духовной зрелости, всё, о чем говорят святые, начинает мне открываться.

Идя вперед по этому пути, в нашем общении с Богом, мы будем ощущать всё большую уверенность и смелость. Потому что мы дрожим и боимся всего в этой жизни потому, что не встали на Его путь, чтобы Он показал нам Себя.

А «увидеть Царствие Божие, пришедшее в силе», – это чудо, это значит обнаружить Небесное присутствие здесь и теперь. В конечном же счете это признак того, что ты вступил на Путь Креста, Креста любви в свободе.

 
Святые и святыни
23 февраля 2020

Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии Христовом

Возлюбленные братия! Недавно мы созерцали Господа нашего Иисуса Христа родившимся в вертепе, обвитым пеленами, положенным в яслях, приявшим на Себя вместе с человечеством все немощи человеческие, кроме греха; недавно мы созерцали Его, гонимого Иродом, бежащего от меча убийц в Египет, возвращающегося в Иудею, не дерзающего остановиться в ней, помещающегося на жительство в Назарет, бедном и малозначащем городе неславной Галилеи, приемлющего крещение наравне с нуждающимися в крещении, проповедующего покаяние и наступление Царства Небесного. Созерцали мы это недавно и готовимся к новому созерцанию, к новому, самому поразительному зрелищу. Чтоб соделаться по возможности человеческой достойными этого зрелища, мы намереваемся заняться предочищением своих духовных очей – ума и сердца – подвигом поста. Мы намереваемся утончить при посредстве постного подвига самую плоть нашу, чтоб эта завеса, которою занавешено духовное естество наше, не была излишне густа и непроницаема, не воспрепятствовала нам воззреть с должною чистотою, верою и умилением на распятого за нас Спасителя нашего, разоряющего на кресте средостение между нами и Богом (Еф. 2: 14). И еще ожидает нас страшное зрелище, событие самое грозное: второе пришествие на землю Господа нашего Иисуса Христа. Первое пришествие мы можем созерцать в благочестивом воспоминании, второе представлено нашему воображению Словом Божиим в чертах самых живописных и сильных. Эта живопись может спасительно потрясти наши души страхом Божиим, возбудить нас от глубокого нерадения о нашей вечной участи, как бы от сна непробудного, которым усыпила нас плотская жизнь наша. Приидет Сын человеческий во славе Своей.

Преисполнено глубокого постоянного смирения первое пришествие Господа нашего на землю и пребывание Его на ней. Все, уважаемое и высокоценимое миром, было оставлено Господом без внимания. Не благоволил Он явиться в блеске и громе земной славы; не благоволил Он явиться окруженным пышностию и великолепием; не благоволил явиться среди шума празднеств и ликований. Он пришел на землю, как в страну, в которую изгнаны преступники Божией заповеди; Он пребывал и действовал на ней, как в стране горестей, куда низвергнуты из высокого рая преступившие в раю Божию заповедь; Он пребывал и действовал на ней, как Искупитель погибших, делаясь участником всех бедствий, постигших преступное человечество. И был Он как бы одним из нищих, попираемых человеками. И был Он странником, не имевшим где главу подклонить. И был Он гоним, осыпаем бесчестиями; и постоянно воздавал Он добром за зло: Сын бо человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти (Лк. 9: 56). И окончил Он земное странствование Свое смертию мучительною и позорною, смертию уголовных преступников, смертию рабов, для которых и в самом образе смерти не было общего права с гражданами мира. Таково было первое пришествие на землю Сына Божия. Будет в свое время и второе пришествие Его к нам: приидет Сын человеческий, который вместе и Сын Божий, во славе Своей. Первое пришествие Его было пришествием Искупителя, подчинившегося всем немощам человеческим, подъявшего их на Себя для уничтожения их Собою; второе пришествие будет пришествием Судии для принятия отчета от человечества в поведении человечества относительно дарованного ему Богом божественного искупления. Приидет Сын человеческий во славе Своей, и вси святии ангели с Ним: и соберутся пред Ним вси языцы (Мф. 25: 31-32), чтоб представить Ему на суд дела свои и приять от Него награды или казни, сообразно делам своим.

При получении известия о предстоящем пришествии какого-либо земного начальника и судии мы принимаем все меры, чтоб привести дела наши в должный порядок и заслужить одобрение: тем более должен нас озабочивать суд Христов, на котором решится вечная участь каждого из нас. Судия – страшен, страшен невыразимо. Страшен Он по величию, страшен Он по всемогуществу, страшен потому, что прозирает в глубины духа человеческого, и никакая тайная человеческая мысль, никакое тончайшее ощущение не сокрыты от Него. Оправдания не имеют места на суде Его: не оправдится пред Ним не только умерщвленный грехом, но и всяк живый жизнию праведности (Пс. 142: 2). Ты победиши, вопиет уже навстречу грядущему Судии вдохновенный Свыше Пророк, внегда, судити Ти (Пс. 50: 6)! Обымет трепет всех человеков, когда они встанут пред лице Судии, обымет трепет не только грешников, но и праведников. Вострепещут грешники от отчаяния, от ожидания предстоящих им мук, от того необыкновенного страха, который произведет в них переворот, имеющий тогда изменить вселенную. Они воскликнут горам и утесам: падите на ныи покрыйте ны от лица Седящаго на престоле, и от гнева Агнча. Яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати (Откр. 6: 16)? Они вострепещут и восславословят, хотя и поздно. Когда Творец прикрыл неприступную и невыносимую славу Свою покровом смирения: тогда только тварь могла свободно владеть мыслями и чувствованиями, свободно произносить слово и свободно располагать действиями. Когда же Творец явится в славе Своей – свобода твари иссякнет пред величием славы Его, подобно тому, как эта свобода при каких либо особенных обстоятельствах, оставаясь принадлежностию нашею, как бы уничтожается насилием обстоятельств. Самые ожесточенные враги Господа, самый Синедрион, распявший Его и поклявшийся в ненависти к нему, воскликнет в сретение Судии славословием, что и Господь предрек ему: Узрите Сына человеческого седяща одесную силы, и грядуща на облацех небесных (Мф. 26: 64). Глаголю вам, яко не имате Мене видети отселе, дондеже речете, благословен грядый во имя Господне (Мф. 23: 39). Вострепещут праведники от безмерной славы явившегося Судии, они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему, – будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости. Самые Ангелы Божии придут в смятение и страх от открывшегося в величии Своем Бога (Лк. 21: 27), Который суд весь даде Сынови, да вси чтут Сына якоже чтут Отца (Ин. 5: 23). Бесчувственная вещественная природа не выдержит взора Сына Божия: небо свиется яко свиток, всякая гора и всякий остров двинутся с мест своих (Откр. 6: 14).

На суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилование одна милость, как опытное доказательство любви. Милости хощу, а не жертвы (Мф, 9: 13), возвестил грядущий страшный и нелицеприятный Судия. Милость доставит оправдание возлюбившим ее, а отвергших ее предаст осуждению. Она с дерзновением предстанет пред Господом, и приведет пред Него всех питомцев своих. Она приведет тех, которые совершали ее вещественно, которые насыщали алчущую братию, принимали в домы странников, одевали нагих, посещали болящих и заключенных в темнице. Приведет милость пред Христа тех, которые творили ее сокровенно в душах своих и миловали ближнего, охраняясь осуждать ближнего при его преткновениях, прощая ему оскорбления и обиды, воздавая ему за клятву благословением и за злодеяние благотворением. Приведет милость пред Христа пастырей церковных, которые преподавали братии своей нетленную пищу – Слово Божие, которые обнаженных грехом одевали в ризы добродетелей, доставляли духовное врачевство болящим душами, и долготерпеливо посещали назиданиями своими заключенных в темницах неверия или мрачного заблуждения. Приведет милость пред Христа смиренных иноков, которые стяжали таинственное и существенное познание живущего в себе Христа, взалкались блаженною алчбою евангельской правды, потщились облечь себя в преподобие и святыню, очистились от самых утонченных недугов человечества – житейских пристрастий, и тем достигли евангельской свободы. Приведет милость пред Христа и тех, которые возмогли оказать милость лишь самим себе, посетив себя рассматриванием себя и освободив себя от нищеты, от болезни, от темницы греховной покаянием. Покаяние для ожесточенного сердца – невозможно: надо, чтоб сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда обымется и преисполнится сердце милостию: тогда только оно делается способным к покаянию; тогда только, покинув осуждение ближних, оно может обратиться к самовоззрению, а, спасительно осудив себя, приложить к язвам своим врачевство покаяния. Христос искупил всех человеков и каждого человека Собою. Человек, который окажется способным только для милости к самому себе, и сотворит эту милость, напитав Словом Божиим гладную душу свою, напоив ее ощущениями, исходящими из Святого Духа, отвлекши от гибельного странствования по различным видам греха, введши в дом благочестия и добродетели, одеяв ее добрыми делами, исцелив прежние согрешения исповеданием их и противоположною им деятельностию, изведши себя из темницы плотского мудрования и состояния в разум и состояние духовные – признан будет соделавшим все это Самому Господу Иисусу Христу. Всех делателей своих милость приведет пред Христа и исходатайствует им у Христа помилование и вечное блаженство. Приидите скажет Он им, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех и введосте Мене. Наг и одеясте Мя: болен, и посетисте Менев темнице бех, и приидосте ко Мне. Аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому братий Моих менших, Мне сотвористе (Мф. 25: 34–36, 40).

Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд; неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти. Возлюбленные братия! Будем бодрствовать и приготовляться к страшному суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки. Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особливо милостию, которая заключает в себе и увенчивает собою все добродетели, так как любовь – побудительная причина милости – есть соуз христианского совершенства (Кол. 3: 14). Милость соделывает человеков, преисполненных ею, богоподобными (Мф. 5: 44, 48; Лк. 6: 32, 36)! Блаженни милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5: 7); суд же без милости несотворшим милости (Иак. 2: 13). Аминь.

 
Святые и святыни
08 ноября 2019

4 ноября. Казанская икона Божией Матери

В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи.

Общество
30 сентября 2019

Как экстренно погасить обиду?

Все мы постоянно на кого-нибудь обижаемся и не всегда понимаем, как быстро погасить это вредное и изматывающее чувство в себе самих. Ситуация особенно обостряется перед причащением Святых Христовых Таин, к которым надо приступать с чистым сердцем. Вот только если миряне могут отказаться от причастия в случае обиды, то у единственного служащего священника такого выхода нет — ему надо служить в любом случае. Именно поэтому мы попросили пастырей рассказать о том, как уничтожить обиду максимально быстро.

Святые и святыни
20 сентября 2019

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания.

Общество
21 августа 2019

Деревенская малокомплектная школа как зеркало русского пути

На сегодняшний день мы столкнулись с парадоксальной ситуацией. С одной стороны, оптимизация образования довершила процесс разрушения деревень и сёл, закрыв огромное количество школ в удалённых деревнях.

Наш адрес

Россия, Смоленская область,
пос. Темкино, ул. Советская, 25а