Семья
 

Вышел новый номер – № 1 за 2017 год – журнала для родителей «Виноград», его главная тема – воцерковление. С любезного разрешения редакции публикуем один из материалов номера – статью психолога Елены Корневой, посвященную проблемам, связанным с воцерковлением детей.

Перед верующим человеком в наше время встает много важных вопросов. Это и вопросы языка, на котором ведется церковная служба, и вопросы исповеди и причастия, вопросы устава, личностных особенностей прихожан и даже священников, многие другие, которые на первый взгляд требуют обязательного и, как думают некоторые, желательно срочного разрешения. Однако среди всего этого, часто безумного, перечня, на мой взгляд, есть действительно важные и неотложные вопросы – это вопросы воцерковления детей. Как привести ребенка к вере, как и когда его крестить? Что делать, когда подросток отказывается ходить в храм, а дети помладше вроде бы и ходят, но при этом ведут себя в храме так, что иной прихожанин нет-нет, да и подумает: «Уж лучше бы они сидели дома»?

Как подготовить ребенка к исповеди и причастию, с какого возраста подходить на исповедь, требовать ли от него выполнения всего молитвенного правила или достаточно молитвы «своими словами»? И еще много других. Важность этих вопросов не требует доказательства, а вот насколько возможно их разрешить вот так вообще, для всех сразу – для меня еще один большой вопрос. Конечно, семейные и детские психологи регулярно пишут статьи, выступают по радио и телевидению, давая советы и предлагая различные способы, которые должны были бы сделать детей «аки ангелы», но подростки по-прежнему отказываются ходить в храм, малыши по-прежнему бегают-смеются-плачут-шумят, вопросы не разрешаются, сомнения копятся, а груз ответственности не перестает давить на родителей.

Неужели эти вопросы и правда не имеют ответов? По всей видимости, это не так – ответы есть, но они не могут быть общими для всех.

Мальчик сквозь рыдания еле смог выдавить, что он не хочет, чтобы Христос умирал

Каждый раз, когда при мне обсуждают вопросы воцерковления детей, я вспоминаю одну историю, которая произошла пару лет назад в одном из московских храмов. Дело было в Страстную пятницу. Во время погребения Христа один мальчик, лет трех-четырех, рыдал так, как иной взрослый не горюет по своим близким. В голос, с причитаниями, не слыша ни вопросов окружающих, ни их утешений. Когда все-таки кто-то смог пробиться сквозь этот плач с вопросом, что случилось, мальчик сквозь рыдания еле смог выдавить, что он не хочет, чтобы Христос умирал. Его ответ всех поверг в шок! Что для нас Страстная пятница? Ее службы? Возможно, кто-то из читателей знаком с переживаниями этого мальчика, но для многих это просто ежегодные богослужения. «Умом» мы можем понимать, что это Погребение, что все это происходит сейчас, но сердце часто видит просто службу, очень трогательную, очень волнующую, может быть, одну из самых важных в году, но все-таки – службу.

Что мы можем ответить ребенку, для которого все происходящее не просто ежегодная служба, а абсолютная реальность? Ведь он действительно в тот момент хоронил Иисуса. Все взрослые молчали, не находя слов, дети утешали его, мальчик продолжал рыдать, и тогда его дедушка, в самом благом намерении утешить ребенка, как-то обыденно, немного даже походя сказал: «Не плачь, Он скоро воскреснет». Не знаю, услышал ли эти слова мальчик, запомнил ли он их, повлияют ли они на него в будущем? Он продолжал плакать, постепенно затихая.

Думаю, у многих есть подобные истории, которые даются Господом кому-то ‒ в укрепление, кому-то ‒ для того, чтобы «явились дела Божии» (Ин. 9: 3), кому-то еще для чего-то. Есть и другие истории, противоположные… Поэтому давать общие рекомендации и советы будет не очень правильным, но попробовать разобраться в психологических механизмах этих процессов мы можем.

Когда крестить: возможен ли выбор?

Некоторое время назад в СМИ развернулась бурная дискуссия: можно ли крестить младенцев, или лучше подождать более зрелого возраста? Не подавляем ли мы их волю, не травмируем ли, принимая за них решение о выборе веры? Что можно ответить на эти вопросы? В любом процессе, связанном с детьми, в том числе и в процессе воцерковления, следует учитывать закономерности развития. Например, сензитивные периоды, то есть периоды, которые создают наиболее благоприятные условия для тех или иных изменений. Сензитивность – это наибольшая восприимчивость к внешним воздействиям. Так, сензитивным периодом развития речи является возраст от года до трех лет, и если в это время не уделять внимание общению с ребенком, если он будет находиться в ситуации недостаточного речевого общения, то это приведет к заметному отставанию в развитии речи.

Если развивать какую-либо психическую способность у ребенка преждевременно – до начала сензитивного периода, это не принесет большого результата. В то же время если пропустить этот сензитивный период, опоздать в развитии, это уже будет малоэффективным.

Детство является таким сензитивным периодом для воспитания не только потому, что дети целиком доверяют взрослым или не могут им противоречить, а потому, что в этот период происходит интенсивное созревание нервной системы и головного мозга, в результате чего создаются условия для систематического обучения и воспитания. Мы все знаем, какое впечатление на нас оказали события, произошедшие в нашем детстве. Мы хорошо помним и те счастливые моменты, то время, которое с нами проводили наши родители, бабушки и дедушки. Но мы также хорошо помним и детские обиды, которые вольно или невольно нам нанесли те же самые родные и близкие люди.

Нет ни одной психологической теории личности, которая не говорила бы о важности детского периода, более того, многие из этих теорий вообще придают детству самое большое значение и говорят о том, что жизнь взрослого человека во многом определяется тем, как он провел детские годы. При этом психологами было показано, что наибольшее влияние на ребенка оказывает та среда, в которой он находится. Например, французский этнограф Ж. Виллар в одной из своих экспедиций нашел двухлетнюю девочку первобытного племени гуайкилов. Девочка была забыта соплеменниками, когда те покинули свое селение. Виллар поручил девочку своей матери, и в будущем эта девочка из дикого племени сама стала известным ученым-этнографом.

Вопрос выбора стоит только перед взрослыми, ребенок выбирать не будет – он будет жить той жизнью, которой живет семья

Это позволяет нам понять, как важно включать малышей в церковную жизнь с самого раннего возраста. Личность ребенка развивается, когда он присваивает себе опыт предыдущих поколений – те знания, культуру, которые были накоплены до него. Это происходит в результате механизма идентификации, когда ребенок начинает самоотождествляться с другими людьми, с группой или с какими-то образцами. Идентификация – это механизм уподобления, переживание своей тождественности с кем-либо. В раннем детстве это близкие люди – мама, папа, другие члены семьи. Например, благодаря процессу идентификации малыш перенимает у нас мимику, особенно улыбку, жесты, интонации и т.п. Но не только. Тот образ жизни, который ведет семья, будет непосредственно влиять на формирование личности ребенка. Будет ли ребенок самоотождествляться с православной культурой, с теми ценностями, которые исповедуются в Православии, зависит только от того, насколько церковной жизнью будет жить сама семья. Вопрос выбора стоит только перед взрослыми, ребенок выбирать не будет (да еще и не может в силу своего развития). Когда родители регулярно посещают храм, а дома – настоящая малая Церковь, для ребенка жизнь в Церкви становится такой же естественной, как жизнь со своими родителями.

«Не хочу в храм»: каприз или взросление?

С механизмом идентификации парадоксальным образом связан механизм обособления, суть которого ‒ в отстаивании ребенком своей индивидуальности, в желании выделиться из числа других. Уже в раннем детстве сами родители порождают эту способность, когда организуют ситуации, в которых малыш должен действовать самостоятельно: закрыть дверцу шкафчика, отнести тарелку в раковину, застегнуть ботиночки и т.д. Они говорят: «Сделай сам». И скоро уже ребенок твердит: «Я сам!» Психологи даже описали один из первых в жизни человека возрастных кризисов, назвав его «Я сам», или «кризис трех лет». Описаны и предкритические «симптомы»: интерес к своему изображению в зеркале, заинтересованность своей внешностью, интерес к нарядам у девочек, желание быть успешным у мальчиков, острые реакции на неудачи и неуспех.

Если вы заметили подобные особенности у своего малыша, это не грех тщеславия или гордости – это приближающийся кризис, один из наиболее острых в жизни человека, и поэтому надо быть готовым к последующим симптомам. Ребенок становится упрямым, строптивым, проявляет негативизм, когда отказывается выполнять любые требования взрослого или действует наоборот (даже если сам того не желает), проявляет своеволие, обесценивает то, что раньше было дорого: может начать ругаться, обзывать родителей, становится деспотичным и протестующим. Эти особенности поведения могут проявиться не только в отношении родителей или братьев и сестер, но и в отношении веры и всего, что связано с церковной жизнью.

Однако стоит помнить, что этот период ‒ один из самых тяжелых не только в жизни родителей, которым приходится все это терпеть, но и в жизни самого ребенка. Именно в этот период начинает развиваться его самостоятельность, самосознание, ребенок научается делать выбор! Появляется понимание разницы между «должен» и «хочу». В результате механизма обособления ребенок начинает брать на себя ответственность за свою самостоятельность, а именно с этого начинается развитие личности.

«И каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2: 46)

Однако здесь есть и свои опасности. Обособление может иметь двойное воздействие: с одной стороны, появляется способность быть ответственным, способность к самостоятельности, с другой – это может привести к отчуждению, сделать ребенка как бы чужим, отстраненным не только от своих родных, но и от Церкви. И как же тогда быть? Заставлять ходить ребенка в храм, идти на исповедь, подходить к причастию, молиться?

Здесь мы можем вспомнить уже о других психологических закономерностях. В частности, о таком процессе, как мотивация. Отечественные психологи говорят о том, что любые действия побуждаются мотивами разного рода. Среди них есть мотивы-стимулы, которые поддерживают нашу деятельность, прежде всего с помощью эмоций, а есть так называемые смыслообразующие мотивы – мотивы, которые ведут к образованию личностного смысла.

Ребенок захочет посещать храм, молиться, если эти переживания обретут для него личностный смысл

Личностный смысл – это переживание повышенной значимости какого-то события, деятельности или явления. Такое переживание появляется тогда, когда событие или явление связаны с ведущим, то есть главным, основным в жизни человека, мотивом. Для того чтобы ребенок не отпадал от Церкви, чтобы он хотел посещать храм, молиться, необходимо такое переживание личностного смысла. Вообще построение системы личностных смыслов относят к подростковому возрасту, когда складывается иерархия мотивов и можно выделить тот самый – основной, ведущий мотив.

Однако посещение храма может быть значимым и в более раннем возрасте. Что будет таким личностным смыслом для ребенка, сказать заранее невозможно. Наверное, главной целью должно стать общение с Богом, но трудно требовать и ожидать подобного от детей, поэтому кто-то, как владыка Антоний Сурожский, найдет этот смысл в общении с Богом, кто-то обретет в храме единственно близких друзей, кто-то, особенно малыши, возможность побыть с родителями, кто-то еще в чем-то.

«Исследуйте Писания… они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 5: 39)

Одним из смыслов может стать то уподобление взрослым, о котором мы уже говорили чуть выше. Например, это проявляется в стремлении пойти на исповедь, которое часто можно увидеть у дошкольников. Этим можно воспользоваться для того, чтобы обсудить с ребенком необходимость исповедоваться.

Обучение духовной жизни необходимо, потому что оно, опережая развитие, ведет развитие детей за собой

Детский возраст – самое благодатное время дляобучения, для развития психических качеств, когда взрослый передает ребенку общественный опыт – рассказывает ему о духовной жизни, Евангелии, святых, об устройстве храма и т.д. До сих пор мы говорили об особенностях развития детей; обучение, в том числе духовной жизни, необходимо, потому что оно опережает развитие, ведет развитие за собой, хотя обучение одновременно должно и учитывать тот уровень развития, которого уже достиг ребенок. Поэтому часто в воскресных школах можно увидеть не только деток с 7 лет, но и дошколят, а в некоторых храмах организованы даже группы для малышей, куда они приходят вместе с родителями.

Митрополит Филарет (Вознесенский) писал, что богознание – наш христианский долг, мы должны изучать свою веру, ее основные истины. Дошколята уже понимают, что хорошо, а что плохо, с ними можно говорить о том, что такое грех, к чему приводят грехи, что такое совесть, можно обсуждать некоторые заповеди. Младшие школьники уже способны понять, как развивается грех в душе человека, что начинается все с помыслов, а завершиться может смертным грехом, что в любой момент возможно покаяние и отказ от греха. С ними можно уже говорить о добродетели, о том, как учиться добродетели. О том, что молитва – есть разговор с Богом и поэтому, даже если не помнишь молитвы из молитвослова, возможно молиться.

Школьный возраст отличается высоким стремлением к познанию чего-то нового, учение становится ведущей деятельностью, то есть такой деятельностью, которая в определенные возрастные периоды приводит к появлению важных психических новообразований. Внешним результатом такого обучения будет знание о Церкви, но более важным становится изменение самого ребенка, у него появляется способность к саморазвитию и самовоспитанию. Такое обучение приводит и к тому, что у детей появляется более осознанное отношение к церковным службам, молитве и исповеди.

Семья
10 января 2018

О религиозном воспитании в школе и дома

Первое, что я хотел бы сказать о воспитании детей: дети – не наше будущее, дети – наше настоящее.

Культура
09 января 2018

Кесарево кесарю, а Божие Богу

Господь уготовал нам жить в такой век, когда информация обрушивается на нас почти в любом месте. Дома ли мы или гостим у кого-то, на работе ли с сослуживцами, или просто идем по улице, с домочадцами ли пребываем или направляемся в храм – и там, если и не на богослужении, то после него новости разного свойства всенепременно нас подстерегают. А уж если включить телевизор или радио – то уж куда деваться-то… тут же обрушатся на нас с преизбыточной своей полнотой. Может быть, не так в монастырях, что далеко от городов, но тут мне затруднительно что-либо с уверенностью сказать, потому как мирянин.

Вот и ныне – грядет гражданский Новый год, и от новости сей затвориться мы не в силах. А надо ли? И если надо, то насколько, чтобы если не получить пользу, то по крайней мере не повредить себе и ближним?

Проявить смирение и разумение

Прежде всего, надо нам осознать, что по сути своей гражданский Новый год, как дата календаря, не несет в себе никакого языческого или богоборческого подтекста. Я говорю о дне сегодняшнем, а не о той цели, с которой вводился новый календарь в России. Надо исходить из того, что значительно больше половины наших сограждан, даже из числа тех, кто называет себя православными, являются людьми нерелигиозными. Они обмирщены и видят в этом дне возможность либо собраться за столом, либо, нарушив привычный распорядок жизни, отправиться ночью на каток, или гулять по городу, или в гости к ближним – встряхнуться, забыть накопившееся раздражение за весь рабочий год и разрядиться так, как они это умеют. Не стоит сейчас полемизировать о том, что раздражение вовсе не следует копить и что застолье не способ от него избавиться – это известно худо-бедно воцерковленным, а прочим иное пока непонятно и неизвестно.

Излишняя нравоучительность пользы не принесет

Для них не существует поста, им неясен его смысл (разве что пока им думается, что пост сродни диете – это им более понятно), и излишняя нравоучительность будет ими, в эти дни особенно, воспринята в штыки и пользы не принесет. А вред принести может. И в первую очередь нам самим.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне (Мф. 6, 17–18).

Как нам исполнить эти слова Спасителя?

Да вот прямо в буквальном смысле: в дни, столь важные для наших нерелигиозных ближних, надо проявить нам смирение и разумение.

И Богу угодить, и не человекоугодничать

Разумение – в том, чтобы самим не разделить ночные пиршества, Богу неугодные, и громкие празднования, в дни поста неуместные.

Смирением – в том, чтобы не предстоять перед ними с кислыми лицами и не бубнить денно и нощно о проклятых большевиках, празднованием Нового года изгладивших из сердец россиян памятование о смысле Рождества Христова, о недосягаемой высоте и важности этого Праздника.

Мне видится, что за лучшее будет и их поздравить с Новым годом, даже и подарки подарить небольшие, как знак внимания, и, может, даже, где это возможно, и присесть за стол на короткое время, сохраняя для себя пост, но делая это по возможности в тайне. И сотворить все это так, чтобы и Богу угодить, и не человекоугодничать.

Мы все живем в миру

Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

И говорит им: чье это изображение и надпись?

Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 15–21).

Часто некоторые из нас уподобляются фарисеям из притчи, пытаясь уловить либо тех, кто рассуждает о том, что вовсе не грех в гражданский Новый год разделить стол и развлечения с окружающими, либо тех, кто говорит о том, что любое упоминание о дне этом без ненависти к нему есть предательство Христа.

Но мы имеем на тех и других слово Спасителя: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Мы все живем в миру, в своем Отечестве. Пока еще земном… Бог даст – и в Небесное, каждый в свое время, переберемся по милости Его. Но покуда этого не произошло, мы должны помнить, что имеем над собой и кесаря – правителя.

Календарь гражданский нас не обязывает к тому, чтобы следовать всем его рекомендациям и с жадностью отмечать все красные его даты. Но и игнорировать его мы не в силах. Кто глаголет о том, что целиком освободился от гражданского календаря, тот лукавит, потому как без оного ни билеты не закажет, ни к вылету вовремя не прибудет, прогуляет дни рабочие и явится к закрытым дверям магазина… Так что целиком от гражданского календаря мы освободиться не можем – это кесарево.

А Божие – это когда мы свою жизнь духовную сообразуем с календарем Небесным – церковным. Когда свой распорядок соотносим с праздниками, с постами и днями памяти святых, с Причастием и с подготовкой к нему, сообразуясь с тем, как нам помогает это понять Церковь-Мать.

Есть праздники гражданского календаря, участие в которых нам, можно сказать, категорически не рекомендуется, потому как дни эти несут открытый богоборческий и богопротивный характер. Простейшим примером может быть годовщина кровавой революции 1917 года.

Но есть праздники нейтральные по своей природе – тот же День защитника Отечества или день Конституции России. И праздник гражданского Нового года также относится к тем, что в существе своем не имеют ничего греховного. Греховными их можем сделать мы сами, своим небогоугодным к ним отношением. Или же мы можем придать таковым дням добрый смысл.

Отдать Богу первородное и лучшее

Богу полагается первая и лучшая часть

Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Но надо помнить – Богу полагается первая и лучшая часть.

Авель также принес от первородных стада своего и от тука их (Быт. 4, 4).

Потому погрузиться в застолье и безудержное веселье в гражданский Новый год, а после, уставшим и захмелевшим, перекрестив лоб, упасть в кровать, будет решением ошибочным.

Чтобы отдать Богу первородное и лучшее, надо бы вечером быть в храме на богослужении, помолиться и попросить благословения на дни грядущие. Да, для нас этот день, в настоящем своем понимании, Новым годом не является: наш Новый год – индикт – мы празднуем первого сентября (14 н.ст.). Но мы должны понимать, что Церковь с уважением относится к государству. Так, мы знаем, что брак, зарегистрированный государством, хотя и не является союзом, освященным Богом, но уже и не является блудным сожительством.

Также и гражданский Новый год, хотя и не является для нас праздником, но, проявляя уважение к государству, Церковь благословляет в этот день совершать благодарственные молебны и испрашивать благословения Божьего на гражданское новолетие.

В качестве миссии, как пример иного понимания праздника и иного, духовного наполнения его, Церковь, на усмотрение настоятелей храмов, благословляет ночную литургию в день гражданского Нового года. И надо сказать, что это очень наглядная миссия, в первую очередь для тех, у кого в семье есть как воцерковленные, так и невоцерковленные православные (а таких семей в нашей стране, наверное, большинство).

Отдав Господу лучшую часть этого дня и благословив ястие, уже не будет грехом для каждого из нас отдать и кесарю (в том числе и ближним) их часть, избегая для себя самих всех излишеств – как в еде, так и в веселии. Так мы и заповедь соблюдем, и проявим любовь к ближним своим, и не соблазном для них явимся, а живым примером к назиданию.

И не исключено, что через пару-другую лет кто-то из тех, кто сегодня посмеивался над православными, встречающими бой курантов не с бокалом шампанского, а с крестным знамением, под возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков», станет рядом в храме и тем самым исправит стопы свои ко благоугождению Господу нашему Иисусу Христу, Которому слава, честь и держава подобает со Безначальным Его Отцом и со Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков!

Источник: Дмитрий Филин

Общество
09 января 2018

Свет в окне

«В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово… то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище – внимательное сердце».

Культура
07 января 2018

Алия Нуракишева. Избранные работы

Алия (в крещении Александра) Нуракишева  – талантливая московская художница, которая вот уже несколько лет сотрудничает с Издательством Сретенского монастыря. В 2012 г. вышло подарочное  издание стихов иеромонаха Романа (Матюшина)  с изумительными  акварелями Нуракишевой. В 2018 году Сретенский монастырь планирует издать Библию, для которой Алия создала 90 разворотных и постраничных иллюстраций. Перед художницей была поставлена сложная задача проиллюстрировать Священное Писание в реалистической манере, осветив библейские события в духе Предания Православной Церкви.

В настоящей подборке представлены портреты, этюды, рисунки и иллюстрации разных жанров.

Нуракишева Алия Саятовна (в крещении Александра) родилась в Москве в 1979 г. В 2000 г. с отличием окончила Театральное художественно-техническое училище по специальности «художник по гриму и прическе». С 1997 по 2011 гг. работала в московских театрах «Современник», «Геликон-Опера» и «Новая Опера», на ВГТРК «Культура» как художник-гример.

В 2001 г. крестилась в Православной Церкви.

В 2002 г. поступила на отделение живописи в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества под руководством проф. Ильи Глазунова. Училась в портретной мастерской проф. Д.А. Слепушкина. В 2008 г. защитила дипломную картину «Сестры Пюхтицкого монастыря на покосе».

В 2007 г. на Всероссийской художественной выставке «От Древней Руси к новой России» удостоена первой премии за «Портрет архимандрита Иоанна (Крестьянкина)».

Много работает в жанре реалистического портрета, пейзажа, исторической живописи. С 2010 г. занимается и книжной графикой. В 2012 г. в Издательстве Сретенского монастыря вышло иллюстрированное издание стихов иеромонаха Романа (Матюшина) с иллюстрациями Алии Нуракишевой. В 2014 г. в Издательстве Московской Патриархии издан Акафист святым Петру и Февронии Муромским с иллюстрациями.

В настоящее время Алия работает над иллюстрациями к Библии для детей, которая готовится к публикации в Издательстве Сретенского монастыря.

Основной темой творчества Алии Нуракишевой стала жизнь Церкви в разных ее проявлениях.

Работы художника хранятся в фонде Академии живописи, ваяния и зодчества и частных коллекциях России, Европы, США.

Участие в выставках:

  • 2007 г., Москва. Выставка в ЦВЗ «Манеж» в честь 20-летия РАЖВиЗ под руководством Ильи Глазунова
  • 2007 г., Москва. Всероссийская художественная выставка «От древней Руси к новой России»,
  • 2011 г., Москва, ЦВЗ «Манеж». Х Юбилейная выставка-форум «Православная Русь»
  • 2013 г., Москва, Выставочный зал Торгово-промышленной палаты на Ильинке. Персональная выставка акварелей Алии Нуракишевой
  • 2014 г., Москва. Выставка «Ступени мастерства» работ студентов и преподавателей РАЖВиЗ
  • 2017 г., Астана, ДКЦ им. Свв. Кирилла и Мефодия. Персональная выставка «Стремится душа моя к Богу…»
  • 2017 г., Астана, Российский центр науки и культуры. Персональная выставка «Гляжу в окно на белый свет»

Публикации, интервью:

  • Роман (Матюшин), иеромонах. Избранное. М., Издательство Сретенского монастыря: 2012.
  • Акафист святым Петру и Февронии. М., Издательство Московской Патриархии: 2014.
  • «Свете Тихий»: передача на Радио-1 от 12.02.2017 г.

Источник: Алия Нуракишева

Святыни
03 августа 2017

Ильин День

Как и любой другой народный или православный праздник, Ильин день имеет свои традиции и обычаи. В этот день сочетаются и языческие обряды, и церковные. Их не так много, как у других праздников, но они есть, а также с Днем Ильи связано много примет.

  • На Ильин День обязательно просили хорошей погоды и богатого урожая. Если долго не было дождя — у Ильи просили обильные осадки, если осадков выпало слишком много, то просили немного солнца и даже небольшой засухи.

На Илью молятся и просят о благополучии в доме. А если кто-то из родственников или друзей болеет, то просят здоровья для этого человека.

  • Что касается Церкви, то в этот день на службах читаются божественные литургии, а также устраивается крестный ход. Огородники приносят в церковь семена, чтобы освятить их и положить начало будущего хорошего урожая.
  • В каждом доме принято устраивать большую трапезу. За длинным столом собираются соседи, родственники, друзья, а нередко воссоединялось и несколько сел. Хозяйки пекут круглые лепешки, тушат баранину и свинину, пекут хлеб. На Ильин День уделяют внимание бездомным людям и тем, кто нуждается в еде или деньгах.
  • Вечером, после праздничного застолья, народ выходит на улицы, чтобы посетить ярмарки, спеть песни, потанцевать, принять участие в разных конкурсах и играх.

Одной из самых известных и важных традиций является то, что нельзя было купаться в водоемах. А если на улице шел дождь, то никто не выходил из дома. Эта традиция связана больше с языческими временами. По поверью в воду проникает всякая нечистая сила, поэтому попадать под нее или погружаться в водоемы нельзя было.

Иначе скот может не пережить год, а хозяин останется без урожая и пропитания. Вообще с этого дня считалось, что водоемы уже будут холодными и никто больше в них купаться не должен.

Еще одной интересной приметой было покрытие крыши дома ильинской соломой. Ее подготавливали заранее, взяв от первого снопа. На Ильин День солому нельзя было перевозить в телеге, она должна была быть уже в доме. В сам же праздник соломой покрывали крышу, как бы уберегая свое жилище от невзгод, болезней и других напастей.

Несмотря на то, что в этот день не принято работать, все же 2-го августа, если не было дождя, а бывало это редко, заготавливали различные травы и растения: бессмертник, василек, душицу, календулу, кориандр, малину, овес, ромашку и другие.

Семья
07 июля 2017

Повесть о Петре и Февронии Муромских

I

Есть в русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала обо всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. Злой змей же силой овладел ею.

Пожертвование на обустройство храма

Наш адрес

Россия, Смоленская область,
пос. Темкино, ул. Советская, 25а