Семья

Вышел новый номер – № 1 за 2017 год – журнала для родителей «Виноград», его главная тема – воцерковление. С любезного разрешения редакции публикуем один из материалов номера – статью психолога Елены Корневой, посвященную проблемам, связанным с воцерковлением детей.

Перед верующим человеком в наше время встает много важных вопросов. Это и вопросы языка, на котором ведется церковная служба, и вопросы исповеди и причастия, вопросы устава, личностных особенностей прихожан и даже священников, многие другие, которые на первый взгляд требуют обязательного и, как думают некоторые, желательно срочного разрешения. Однако среди всего этого, часто безумного, перечня, на мой взгляд, есть действительно важные и неотложные вопросы – это вопросы воцерковления детей. Как привести ребенка к вере, как и когда его крестить? Что делать, когда подросток отказывается ходить в храм, а дети помладше вроде бы и ходят, но при этом ведут себя в храме так, что иной прихожанин нет-нет, да и подумает: «Уж лучше бы они сидели дома»?

Как подготовить ребенка к исповеди и причастию, с какого возраста подходить на исповедь, требовать ли от него выполнения всего молитвенного правила или достаточно молитвы «своими словами»? И еще много других. Важность этих вопросов не требует доказательства, а вот насколько возможно их разрешить вот так вообще, для всех сразу – для меня еще один большой вопрос. Конечно, семейные и детские психологи регулярно пишут статьи, выступают по радио и телевидению, давая советы и предлагая различные способы, которые должны были бы сделать детей «аки ангелы», но подростки по-прежнему отказываются ходить в храм, малыши по-прежнему бегают-смеются-плачут-шумят, вопросы не разрешаются, сомнения копятся, а груз ответственности не перестает давить на родителей.

Неужели эти вопросы и правда не имеют ответов? По всей видимости, это не так – ответы есть, но они не могут быть общими для всех.

Мальчик сквозь рыдания еле смог выдавить, что он не хочет, чтобы Христос умирал

Каждый раз, когда при мне обсуждают вопросы воцерковления детей, я вспоминаю одну историю, которая произошла пару лет назад в одном из московских храмов. Дело было в Страстную пятницу. Во время погребения Христа один мальчик, лет трех-четырех, рыдал так, как иной взрослый не горюет по своим близким. В голос, с причитаниями, не слыша ни вопросов окружающих, ни их утешений. Когда все-таки кто-то смог пробиться сквозь этот плач с вопросом, что случилось, мальчик сквозь рыдания еле смог выдавить, что он не хочет, чтобы Христос умирал. Его ответ всех поверг в шок! Что для нас Страстная пятница? Ее службы? Возможно, кто-то из читателей знаком с переживаниями этого мальчика, но для многих это просто ежегодные богослужения. «Умом» мы можем понимать, что это Погребение, что все это происходит сейчас, но сердце часто видит просто службу, очень трогательную, очень волнующую, может быть, одну из самых важных в году, но все-таки – службу.

Что мы можем ответить ребенку, для которого все происходящее не просто ежегодная служба, а абсолютная реальность? Ведь он действительно в тот момент хоронил Иисуса. Все взрослые молчали, не находя слов, дети утешали его, мальчик продолжал рыдать, и тогда его дедушка, в самом благом намерении утешить ребенка, как-то обыденно, немного даже походя сказал: «Не плачь, Он скоро воскреснет». Не знаю, услышал ли эти слова мальчик, запомнил ли он их, повлияют ли они на него в будущем? Он продолжал плакать, постепенно затихая.

Думаю, у многих есть подобные истории, которые даются Господом кому-то ‒ в укрепление, кому-то ‒ для того, чтобы «явились дела Божии» (Ин. 9: 3), кому-то еще для чего-то. Есть и другие истории, противоположные… Поэтому давать общие рекомендации и советы будет не очень правильным, но попробовать разобраться в психологических механизмах этих процессов мы можем.

Когда крестить: возможен ли выбор?

Некоторое время назад в СМИ развернулась бурная дискуссия: можно ли крестить младенцев, или лучше подождать более зрелого возраста? Не подавляем ли мы их волю, не травмируем ли, принимая за них решение о выборе веры? Что можно ответить на эти вопросы? В любом процессе, связанном с детьми, в том числе и в процессе воцерковления, следует учитывать закономерности развития. Например, сензитивные периоды, то есть периоды, которые создают наиболее благоприятные условия для тех или иных изменений. Сензитивность – это наибольшая восприимчивость к внешним воздействиям. Так, сензитивным периодом развития речи является возраст от года до трех лет, и если в это время не уделять внимание общению с ребенком, если он будет находиться в ситуации недостаточного речевого общения, то это приведет к заметному отставанию в развитии речи.

Если развивать какую-либо психическую способность у ребенка преждевременно – до начала сензитивного периода, это не принесет большого результата. В то же время если пропустить этот сензитивный период, опоздать в развитии, это уже будет малоэффективным.

Детство является таким сензитивным периодом для воспитания не только потому, что дети целиком доверяют взрослым или не могут им противоречить, а потому, что в этот период происходит интенсивное созревание нервной системы и головного мозга, в результате чего создаются условия для систематического обучения и воспитания. Мы все знаем, какое впечатление на нас оказали события, произошедшие в нашем детстве. Мы хорошо помним и те счастливые моменты, то время, которое с нами проводили наши родители, бабушки и дедушки. Но мы также хорошо помним и детские обиды, которые вольно или невольно нам нанесли те же самые родные и близкие люди.

Нет ни одной психологической теории личности, которая не говорила бы о важности детского периода, более того, многие из этих теорий вообще придают детству самое большое значение и говорят о том, что жизнь взрослого человека во многом определяется тем, как он провел детские годы. При этом психологами было показано, что наибольшее влияние на ребенка оказывает та среда, в которой он находится. Например, французский этнограф Ж. Виллар в одной из своих экспедиций нашел двухлетнюю девочку первобытного племени гуайкилов. Девочка была забыта соплеменниками, когда те покинули свое селение. Виллар поручил девочку своей матери, и в будущем эта девочка из дикого племени сама стала известным ученым-этнографом.

Вопрос выбора стоит только перед взрослыми, ребенок выбирать не будет – он будет жить той жизнью, которой живет семья

Это позволяет нам понять, как важно включать малышей в церковную жизнь с самого раннего возраста. Личность ребенка развивается, когда он присваивает себе опыт предыдущих поколений – те знания, культуру, которые были накоплены до него. Это происходит в результате механизма идентификации, когда ребенок начинает самоотождествляться с другими людьми, с группой или с какими-то образцами. Идентификация – это механизм уподобления, переживание своей тождественности с кем-либо. В раннем детстве это близкие люди – мама, папа, другие члены семьи. Например, благодаря процессу идентификации малыш перенимает у нас мимику, особенно улыбку, жесты, интонации и т.п. Но не только. Тот образ жизни, который ведет семья, будет непосредственно влиять на формирование личности ребенка. Будет ли ребенок самоотождествляться с православной культурой, с теми ценностями, которые исповедуются в Православии, зависит только от того, насколько церковной жизнью будет жить сама семья. Вопрос выбора стоит только перед взрослыми, ребенок выбирать не будет (да еще и не может в силу своего развития). Когда родители регулярно посещают храм, а дома – настоящая малая Церковь, для ребенка жизнь в Церкви становится такой же естественной, как жизнь со своими родителями.

«Не хочу в храм»: каприз или взросление?

С механизмом идентификации парадоксальным образом связан механизм обособления, суть которого ‒ в отстаивании ребенком своей индивидуальности, в желании выделиться из числа других. Уже в раннем детстве сами родители порождают эту способность, когда организуют ситуации, в которых малыш должен действовать самостоятельно: закрыть дверцу шкафчика, отнести тарелку в раковину, застегнуть ботиночки и т.д. Они говорят: «Сделай сам». И скоро уже ребенок твердит: «Я сам!» Психологи даже описали один из первых в жизни человека возрастных кризисов, назвав его «Я сам», или «кризис трех лет». Описаны и предкритические «симптомы»: интерес к своему изображению в зеркале, заинтересованность своей внешностью, интерес к нарядам у девочек, желание быть успешным у мальчиков, острые реакции на неудачи и неуспех.

Если вы заметили подобные особенности у своего малыша, это не грех тщеславия или гордости – это приближающийся кризис, один из наиболее острых в жизни человека, и поэтому надо быть готовым к последующим симптомам. Ребенок становится упрямым, строптивым, проявляет негативизм, когда отказывается выполнять любые требования взрослого или действует наоборот (даже если сам того не желает), проявляет своеволие, обесценивает то, что раньше было дорого: может начать ругаться, обзывать родителей, становится деспотичным и протестующим. Эти особенности поведения могут проявиться не только в отношении родителей или братьев и сестер, но и в отношении веры и всего, что связано с церковной жизнью.

Однако стоит помнить, что этот период ‒ один из самых тяжелых не только в жизни родителей, которым приходится все это терпеть, но и в жизни самого ребенка. Именно в этот период начинает развиваться его самостоятельность, самосознание, ребенок научается делать выбор! Появляется понимание разницы между «должен» и «хочу». В результате механизма обособления ребенок начинает брать на себя ответственность за свою самостоятельность, а именно с этого начинается развитие личности.

«И каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2: 46)

Однако здесь есть и свои опасности. Обособление может иметь двойное воздействие: с одной стороны, появляется способность быть ответственным, способность к самостоятельности, с другой – это может привести к отчуждению, сделать ребенка как бы чужим, отстраненным не только от своих родных, но и от Церкви. И как же тогда быть? Заставлять ходить ребенка в храм, идти на исповедь, подходить к причастию, молиться?

Здесь мы можем вспомнить уже о других психологических закономерностях. В частности, о таком процессе, как мотивация. Отечественные психологи говорят о том, что любые действия побуждаются мотивами разного рода. Среди них есть мотивы-стимулы, которые поддерживают нашу деятельность, прежде всего с помощью эмоций, а есть так называемые смыслообразующие мотивы – мотивы, которые ведут к образованию личностного смысла.

Ребенок захочет посещать храм, молиться, если эти переживания обретут для него личностный смысл

Личностный смысл – это переживание повышенной значимости какого-то события, деятельности или явления. Такое переживание появляется тогда, когда событие или явление связаны с ведущим, то есть главным, основным в жизни человека, мотивом. Для того чтобы ребенок не отпадал от Церкви, чтобы он хотел посещать храм, молиться, необходимо такое переживание личностного смысла. Вообще построение системы личностных смыслов относят к подростковому возрасту, когда складывается иерархия мотивов и можно выделить тот самый – основной, ведущий мотив.

Однако посещение храма может быть значимым и в более раннем возрасте. Что будет таким личностным смыслом для ребенка, сказать заранее невозможно. Наверное, главной целью должно стать общение с Богом, но трудно требовать и ожидать подобного от детей, поэтому кто-то, как владыка Антоний Сурожский, найдет этот смысл в общении с Богом, кто-то обретет в храме единственно близких друзей, кто-то, особенно малыши, возможность побыть с родителями, кто-то еще в чем-то.

«Исследуйте Писания… они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 5: 39)

Одним из смыслов может стать то уподобление взрослым, о котором мы уже говорили чуть выше. Например, это проявляется в стремлении пойти на исповедь, которое часто можно увидеть у дошкольников. Этим можно воспользоваться для того, чтобы обсудить с ребенком необходимость исповедоваться.

Обучение духовной жизни необходимо, потому что оно, опережая развитие, ведет развитие детей за собой

Детский возраст – самое благодатное время дляобучения, для развития психических качеств, когда взрослый передает ребенку общественный опыт – рассказывает ему о духовной жизни, Евангелии, святых, об устройстве храма и т.д. До сих пор мы говорили об особенностях развития детей; обучение, в том числе духовной жизни, необходимо, потому что оно опережает развитие, ведет развитие за собой, хотя обучение одновременно должно и учитывать тот уровень развития, которого уже достиг ребенок. Поэтому часто в воскресных школах можно увидеть не только деток с 7 лет, но и дошколят, а в некоторых храмах организованы даже группы для малышей, куда они приходят вместе с родителями.

Митрополит Филарет (Вознесенский) писал, что богознание – наш христианский долг, мы должны изучать свою веру, ее основные истины. Дошколята уже понимают, что хорошо, а что плохо, с ними можно говорить о том, что такое грех, к чему приводят грехи, что такое совесть, можно обсуждать некоторые заповеди. Младшие школьники уже способны понять, как развивается грех в душе человека, что начинается все с помыслов, а завершиться может смертным грехом, что в любой момент возможно покаяние и отказ от греха. С ними можно уже говорить о добродетели, о том, как учиться добродетели. О том, что молитва – есть разговор с Богом и поэтому, даже если не помнишь молитвы из молитвослова, возможно молиться.

Школьный возраст отличается высоким стремлением к познанию чего-то нового, учение становится ведущей деятельностью, то есть такой деятельностью, которая в определенные возрастные периоды приводит к появлению важных психических новообразований. Внешним результатом такого обучения будет знание о Церкви, но более важным становится изменение самого ребенка, у него появляется способность к саморазвитию и самовоспитанию. Такое обучение приводит и к тому, что у детей появляется более осознанное отношение к церковным службам, молитве и исповеди.

Общество
12 июля 2020

Первым появляется росток

Человек запланировал освоить иностранный язык, научиться рисованию, пению. Он приложил для этого усилия: записался на курсы, купил инструмент, сходил на занятия по вокалу. На что человек рассчитывает? На быстрый результат. Молодой сотрудник только-только начинает работать в организации и уже надеется на премию, новую должность. Девушка обучается кулинарному мастерству и полагает, что от ее блюд скоро все будут в восторге.

Помню такую историю ученика младших классов. Он хотел играть на фортепиано, родители отдали его в музыкальную школу. После первого же занятия ребенок пришел весь в слезах. Обеспокоенные мать и отец стали спрашивать, что же произошло. Оказалось, ему показывали, как правильно садиться за инструмент, заставили вслед за педагогом отстукивать ритм, а он-то думал, что сядет и начнет играть!

Очень часто мы, взрослые люди, напоминаем этого ребенка. Особенно это касается духовной жизни. Человек впервые пытается соблюдать пост и нетерпеливо ждет заметных изменений в себе. Он только начинает воцерковляться и сразу же надеется победить все греховные привычки.

Посмотрим на окружающую нас природу. Человек хочет получить урожай. Для этого он копал землю, старательно разбивал комочки земли, разравнивал участок граблями, сеял семена. А потом он еще время от времени приносил в лейке воду и поливал грядки.

Результат не сразу становится видимым. Изменения есть: семена набухают, появляются будущие растения, но их пока вовсе не видно, они под землей. Чтобы увидеть результат, нужен не только труд, но и время.

И вот появились первые маленькие-маленькие росточки на поверхности земли. Сначала настолько крошечные, что даже опытный глаз едва отличит их от сорных растений. В это время земледелец особо осторожен: боится по ошибке, или вовсе не заметив, выдернуть посаженное благородное растение.

Сейчас середина лета, все вокруг зелено, нарядно. Но на этом труд человека не закончен. Приходится прикладывать еще больше усилий, чтобы взлелеянные растения не погибли под напором сорной травы, не высохли на ярком июльском солнце. Нужно все так же поливать, удобрять их, следить за погодой. Эти условия не зависят от человека, но могут погубить значительную часть урожая.

Человек внимательный увидит в этом жизненную подсказку: сначала результаты трудов как будто незаметны вовсе, потом они едва-едва видны и только позднее при трудолюбии и постоянстве можно надеяться на зримые плоды.

Если человек действительно хочет научиться играть на музыкальном инструменте, он прикладывает для этого немало времени и усилий. Сначала узнает о правильной постановке рук, изучает гамму, осваивает легкие произведения. С каждым уроком он совершенствуется и в конечном счете может показать свои навыки, выступая на большой сцене. То же самое с изучением иностранных языков или обучением кулинарному мастерству.

Похожий закон действует и в духовной жизни. Человек постится впервые, на этом пути возможны срывы и трудности. Он старается читать утренние и вечерние молитвы, это тоже дается ему непросто. Но вспомним, что говорил первоверховный апостол Павел о себе: «Помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем» (1 Фесс. 2:9). Ученик Христов признается, что работает над собой постоянно. Тем более мы должны помнить, что подвиг веры требует постоянства и длительных усилий. «Со страхом проводите время странствования вашего» (1 Пет.1:17), — увещевает христиан первоверховный апостол Петр.

Пока еще не время собирать плоды. Как земледельцы только ожидают жатвы, так и христианин старается во время земной жизни взращивать плоды, а собирать урожай будет в «жизни будущего века».

Митрополит Калужский и Боровский Климент Источник: Вечерняя Москва
Святые и святыни
12 июля 2020

День памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла

День Петра и Павла, или Петров день в 2020 году у православных отмечается 12 июля. Что это за праздник, что можно и чего нельзя делать в день святых апостолов, а также традиции, приметы, обычаи праздника и поздравления с ним.

Этот христианский праздник Русская православная церковь относит к категории «великих». Они хоть и уступают по значимости «двунадесятым» — двенадцати главным торжествам церковного года, — но все же празднуются особо. В их числе ещё Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение его главы, а также Покров Богородицы.

Из великих церковных праздников только праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла предваряет многодневный пост. Он начинается через неделю после праздника Троицы, которая из года в год приходится на разные даты — в зависимости от Пасхи. Петров пост 2020 длился 27 дней, с 15 июня. А заканчивается он соответственно всегда 12 июля – и после праздничной службы постившиеся разговляются.

Общество
23 февраля 2020

С чего начинается духовная жизнь

Итак, отречься от себя и взять свой крест – это состояние, которое кажется мучением, а на самом деле парадоксальным образом является великим благословением. Здесь Христос словно говорит тебе:

– Возьми крест этот свободно, понеси его с радостью, ради любви, и следуй за Мною.

И наоборот: в несении креста своего эгоизма сокрыто много боли.

«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее…» (Лк. 9, 24).

Кто хочет спасти себя, то есть свою душу, тот погубит крест. И речь тут не о том понятии, которое мы часто употребляем: «спасение души». Господь словно говорит нам, что кто хочет сам обрести внутреннюю полноту, тот, вместо того чтобы найти, потеряет ее:

– А кто потеряет себя не просто так, а ради Меня и Евангелия, кто погубит себя ради слов, которые Я вам говорю, тот будет спасен.

Кто хочет сам обрести внутреннюю полноту, тот, вместо того чтобы найти, потеряет ее

Кто готов потерять себя (а не погубить себя наркотиками, пищей и возлияниями ради утоления собственных похотей и желаний), тот получит вечную жизнь: «Христос взошел на Крест, потому что любит меня. Дай-ка и я взойду на крест – мой маленький крест, ведь я тоже хочу любить. И как только сделаю это, спасусь».

Это абсурдная логика Евангелия, которую мы видим осуществленной в жизни святых. Здесь я не могу не вспомнить несколько имен. Например, отца Епифания (Феодоропулоса)[1] – человека, обладавшего данными для того, чтобы быть не только преподавателем, но и ректором университета, и имевшего возможность стать не только епископом, но и архиепископом. И хотя он обладал такими качествами, и многие побуждали его пойти в этом направлении, он отвечал:

– Нет! Я хочу служить людям! И денег получать не хочу!

Он не получал священнической зарплаты, а то малое, что ему давали, раздавал, чтобы оставаться целиком преданным Божией любви. Работал редактором в одном издательском доме, получал по 50 драхм[2], чтобы можно было жить аскетом в центре Афин, на площади Омония. Это был благодатный, святой человек… Знайте, что он был кристально чистым человеком. Помню, говорю ему как-то:

– Геронда, а почему бы вам не стать епископом?

Я сам мечтал, что стану священником, и говорил себе, что, когда он станет владыкой, сразу же перейду к нему. Он устроит митрополию… Когда я сказал ему это, он внимательно посмотрел на Распятие, стоявшее перед ним, и говорит:

– Ну что тебе сказать, Нико? Я смотрю на Него, а Он мне ничего не говорит!

Он смотрел на Распятие, и Христос не говорил ему: «Возвысься», но: «Принизься».

Никогда не забуду и старца Паисия. Он испытывал сильные боли, но лицо его сияло радостью. Почему?

– Потому что сейчас, – говорил он нам, – что скажу, то и сбывается. Раньше Бог затыкал уши, говорил мне только «нет». А сейчас, поскольку я вообще не молюсь о себе, то о чем ни помолюсь для других – всё исполняется! Даже если человек не заслуживает того, чтобы это произошло.

У него имелось дерзновение к Богу. Стоя на пороге смерти, он терпел страшные боли от рака, но не умолял Его отнять у него это страдание. Напротив, использовал боль, чтобы испросить у Бога что-нибудь для других. Вот как человек губит себя, испытывает смертельную боль, но говорит: «Я умираю, чтобы свершились чудеса для других!»

Теперь представьте себе мир, состоящий из таких людей! Какой жизнью мы жили бы тогда? Жизнью, где на деле исполнились бы слова святого апостола Павла: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10, 24). А сейчас найдите где-нибудь еще такой Завет и скажите мне, что он существует, написан. Нет другого такого нигде. Только в Евангелии это можно найти. Поверьте: это говорит вам тот, кто много искал, прежде чем прочитать Евангелие.

Представьте себе общество, в котором каждый ищет блага другого, в котором мы все – братья друг другу

Представьте себе жизнь, общество, в котором каждый ищет блага другого, в котором мы все – братья друг другу. Мы для этого и ходим в церковь, и уходим в монастырь, в Церкви для этого и существует понятие «приход». Вы приходите сюда каждое воскресенье; мы вместе служим Святую литургию; вместе приносим хлеб и вино, которые суть наша жизнь; вместе причащаемся, чтобы пребывать в любви, чтобы достигнуть этой открытости между собой. Мы для того и причащаемся из одной лжицы. Как одна семья. Семья Бога. Каждое воскресенье, каждый праздник, всегда вместе. Поэтому не старайся решать свои проблемы индивидуально: так они с еще большей силой будут на тебя обрушиваться, и ты всё больше будешь погибать в них.

Но на самом деле это еще большой вопрос: семья ли мы, потому что часто мы и в церковь ходим как индивиды, словно идем в супермаркет. А в супермаркете у каждого своя тележка: он наполняет ее, платит и уходит. Нас там много, а каждый одинок. В Церкви же не так, потому что то, что мы получаем, бывает разделено, и связано это с нашим приобщением к Жизни, которое и является ответом на многие проблемы. Потому что после того, как мы изменим свою связь с Богом, наша жизнь изменится – она не станет беспроблемной, у нас появятся другие искушения, другие проблемы, но также и другие, великие решения. Отречься от себя – это состояние, требующее труда. Но когда приложишь эти духовные усилия, когда встанешь на этот путь, ты откроешь новые и великие горизонты в своей жизни.

Кто живет в своем нарциссическом мире и никого не любит, тот, если и в церковь пойдет, всё равно что сходил в супермаркет. Пошел в мясной магазин, прошелся по рынку, а потом решил и в церковь сходить, потому что хочет чего-то взять оттуда. Такой человек не идет вслед за Христом, ему нужно что-то конкретное:

– Крести моего ребенка! Венчай моего сына! Отслужи мне молебен!

А чем тебе поможет этот молебен? Ты думаешь, всё делается магическим образом? А где же Христовы слова: кто хочет – и: следуй за Мною? Где твоя готовность стать учеником? Таинства обладают благодатью, но они требуют и воли – воли, которая со-действовала бы, чтобы они могли принести плод.

Таинства обладают благодатью, но они требуют и воли – воли, которая со-действовала бы, чтобы они могли принести плод

Если хочешь помириться с мужем – иди исповедуйся!

– Ну да! Это же он виноват! – отвечаешь ты.

Тогда хоть по три молебна каждый день служи, но, пока будешь держаться этого «он виноват», ты не увидишь успеха. Пойми, что, если в эту минуту моя жизнь оборвется, Бог не станет судить меня по грехам моего мужа или жены. Он будет судить меня самого. Есть дело, которое должен сделать я. Лично. Тогда начнет действовать благодать таинств.

Поэтому духовная жизнь начинается с Исповеди. Но даже на Исповеди можно замкнуться в себе. Ты можешь побывать на Исповеди и всё равно остаться внутренне безутешным, глубоко в душе не желать спастись, не хотеть осудить себя, а продолжать искать вину в других.

«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16, 26).

Под душой здесь имеется в виду вечная жизнь, к которой человек призван. Ты приобрел весь мир, но что ты заберешь с собой в час смерти? Одну лишь любовь, благое произволение, только связь с Богом ты возьмешь с собой. Если эта связь сильная, твоя жизнь может превратиться в рай. А всё остальное нас покинет. Мы ничего не можем взять с собой. Да, ты приобрел весь мир, но что у тебя останется? Что даст человек взамен за душу свою?

Многие думают, что если приобретут всё, о чем мечтают, то автоматически станут счастливыми. Только я еще не видел никого, кто стал счастливым оттого, что приобрел то, чего хотел, потому что в ту минуту, когда он приобрел это, ему уже захотелось еще столько же, а потом еще столько же. Человек не знает сытости. Есть очень богатые люди, которые всегда живут в тревоге и мучениях: то конкуренция растет, то какая-нибудь должность окажется лучше или чье-то богатство больше. И так мы заболеваем и губим свою душу.

Итак, чтобы закрепить и запечатать всё это Своим словом, Христос добавляет:

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

Кто слушает эти слова и презирает их, считает их неважными и бессмысленными, того постыдится Господь в Судный день. Вот как четко Христос показывает нам, какой путь единственно верный: путь страдания ради других, из любви. Только в такой жизни обретается покой и открываются дары благодати.

Христос показывает нам, какой путь единственно верный: путь страдания ради других, из любви

Это снова напоминает мне о старце Паисии. Когда у нас были проблемы (а часто проблемы бывали большими, когда с нами поступили очень несправедливо), он советовал нам так:

– Смотри, чтобы ты не поступал несправедливо, ты не богохульствовал, ты не вел себя по-скотски! Ты стой тут, и Бог скажет Свое слово! Молись, чтобы Бог сказал Свое слово!

Сам Христос сделал то же самое – передал суд Тому, Кто судит справедливо (ср. Деян. 2, 23). И Бог говорит Свое слово. Но если я возьму суд Божий в свои руки и начну уничтожать других, тогда лишусь и той малой справедливости, которой так жаждал.

Давайте снова взглянем на события, связанные с Октябрьской революцией 1917 года. Многие вышедшие тогда на улицы были правы, но лишились своей правоты, когда в конечном счете причинили больше вреда, чем претерпели. Они последовали закону ненависти: «Ты меня распял, причинил боль, а сейчас мой черед! Я и тебя распну, и других, чтобы больше не оставалось никого, кто распинает, и я снова не оказался в опасности!»

«Кто постыдится Меня и Моих слов» Господь словно говорит нам:

– Ты очевидно гораздо умнее Меня! И поскольку ты из умных, иди к таким же умным, а Я к Себе возьму таких же безумных, как Я, отрекшихся от себя.

Я считаю себя таким умным, а разорвал отношения с братом, матерью, отцом, соседом. А не кажется ли мне, что в этом моем положении нет никакой мудрости? Меня никто не интересует, мне не хочется быть добрым, зато очень хочется, чтобы мне было спокойно! Только как же я тогда до сих пор не заметил, что этот мой жизненный выбор не обеспечил мне спокойствия, не гарантировал равновесия?

«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1).

При толковании этого евангельского текста экзегеты говорят, что его смысл относится к тексту, следующему в Писании ниже, и речь идет об апостолах, это они увидят Христово Преображение. Но когда я читаю этот текст в связи с предыдущими стихами, то думаю, что здесь скорее говорится именно о тех, кто выбирает Крест любви. Именно они увидят Царство Божие в истине и силе. У них будет опыт боговидения, общения с Богом уже теперь. Так я понимаю этот отрывок. Не знаю, ошибаюсь я или нет, но я провожу связь с предшествующим текстом.

Кто встанет на этот трудный путь, те поймут Бога, осязаемо ощутят Его присутствие, пришедшее в силе, – что означает, что они увидят Божии чудеса, насладятся ими и, наверное, будут сами их совершать. Они получат великие дарования. Ибо у всех нас есть дары благодати, но они сокрыты и таинственны. Почему? Потому что если Бог откроет их нам в том состоянии, в каком мы находимся сейчас, то мы начнем использовать их друг против друга. Например, чтобы я смотрел на вас в эту минуту и понимал, как чувствует себя каждый, – для этого надо иметь очень много любви, чтобы употребить такой дар во благо, не правда ли? Или знать, где зарыты сокровища. Или видеть будущее. Сколько благодати надо иметь, чтобы Бог даровал тебе способность видеть будущее какой-то конкретной личности! И сколько любви надо иметь, чтобы не эксплуатировать этот дар в свою пользу!

Надо иметь огромную любовь, чтобы получить благодатные дарования. Поэтому благодатные дарования и становятся действенными, начинают проявляться, когда встаешь на путь любви. Только тогда. Когда ты готов использовать этот небесный дар во спасение и в помощь другому. И при этом знаешь, когда его использовать.

Благодатные дарования начинают проявляться, когда встаешь на путь любви

Старец Паисий говорил нам:

– По благодатному дару, данному мне Богом, я мог бы пойти в казарму, рассказать там, что каждый из солдат творил в своей жизни, забрать всех с командиром во главе на Святую Гору Афонскую и сделать монахами. Но Бог не хочет этого!

Какие сильные слова! Бог не хочет произвести на тебя впечатление, не хочет взять тебя в плен, не хочет схватить тебя за шиворот и притянуть к Себе. Он хочет, чтобы ты Его свободно поискал.

Вот великое благородство Бога, которым диавол не обладает. Диавол схватит тебя в охапку и даже тебе на спину запрыгнет, он хочет взять тебя в плен тут же, немедленно. А Бог хочет свободы человека, его любви, его души хочет – того, о чем мы здесь говорим. Он хочет, чтобы я сам понял ценность того, о чем Он говорит. И когда я начну идти этим путем, то постепенно, в меру моей духовной зрелости, всё, о чем говорят святые, начинает мне открываться.

Идя вперед по этому пути, в нашем общении с Богом, мы будем ощущать всё большую уверенность и смелость. Потому что мы дрожим и боимся всего в этой жизни потому, что не встали на Его путь, чтобы Он показал нам Себя.

А «увидеть Царствие Божие, пришедшее в силе», – это чудо, это значит обнаружить Небесное присутствие здесь и теперь. В конечном же счете это признак того, что ты вступил на Путь Креста, Креста любви в свободе.

 
Святые и святыни
23 февраля 2020

Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии Христовом

Возлюбленные братия! Недавно мы созерцали Господа нашего Иисуса Христа родившимся в вертепе, обвитым пеленами, положенным в яслях, приявшим на Себя вместе с человечеством все немощи человеческие, кроме греха; недавно мы созерцали Его, гонимого Иродом, бежащего от меча убийц в Египет, возвращающегося в Иудею, не дерзающего остановиться в ней, помещающегося на жительство в Назарет, бедном и малозначащем городе неславной Галилеи, приемлющего крещение наравне с нуждающимися в крещении, проповедующего покаяние и наступление Царства Небесного. Созерцали мы это недавно и готовимся к новому созерцанию, к новому, самому поразительному зрелищу. Чтоб соделаться по возможности человеческой достойными этого зрелища, мы намереваемся заняться предочищением своих духовных очей – ума и сердца – подвигом поста. Мы намереваемся утончить при посредстве постного подвига самую плоть нашу, чтоб эта завеса, которою занавешено духовное естество наше, не была излишне густа и непроницаема, не воспрепятствовала нам воззреть с должною чистотою, верою и умилением на распятого за нас Спасителя нашего, разоряющего на кресте средостение между нами и Богом (Еф. 2: 14). И еще ожидает нас страшное зрелище, событие самое грозное: второе пришествие на землю Господа нашего Иисуса Христа. Первое пришествие мы можем созерцать в благочестивом воспоминании, второе представлено нашему воображению Словом Божиим в чертах самых живописных и сильных. Эта живопись может спасительно потрясти наши души страхом Божиим, возбудить нас от глубокого нерадения о нашей вечной участи, как бы от сна непробудного, которым усыпила нас плотская жизнь наша. Приидет Сын человеческий во славе Своей.

Преисполнено глубокого постоянного смирения первое пришествие Господа нашего на землю и пребывание Его на ней. Все, уважаемое и высокоценимое миром, было оставлено Господом без внимания. Не благоволил Он явиться в блеске и громе земной славы; не благоволил Он явиться окруженным пышностию и великолепием; не благоволил явиться среди шума празднеств и ликований. Он пришел на землю, как в страну, в которую изгнаны преступники Божией заповеди; Он пребывал и действовал на ней, как в стране горестей, куда низвергнуты из высокого рая преступившие в раю Божию заповедь; Он пребывал и действовал на ней, как Искупитель погибших, делаясь участником всех бедствий, постигших преступное человечество. И был Он как бы одним из нищих, попираемых человеками. И был Он странником, не имевшим где главу подклонить. И был Он гоним, осыпаем бесчестиями; и постоянно воздавал Он добром за зло: Сын бо человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти (Лк. 9: 56). И окончил Он земное странствование Свое смертию мучительною и позорною, смертию уголовных преступников, смертию рабов, для которых и в самом образе смерти не было общего права с гражданами мира. Таково было первое пришествие на землю Сына Божия. Будет в свое время и второе пришествие Его к нам: приидет Сын человеческий, который вместе и Сын Божий, во славе Своей. Первое пришествие Его было пришествием Искупителя, подчинившегося всем немощам человеческим, подъявшего их на Себя для уничтожения их Собою; второе пришествие будет пришествием Судии для принятия отчета от человечества в поведении человечества относительно дарованного ему Богом божественного искупления. Приидет Сын человеческий во славе Своей, и вси святии ангели с Ним: и соберутся пред Ним вси языцы (Мф. 25: 31-32), чтоб представить Ему на суд дела свои и приять от Него награды или казни, сообразно делам своим.

При получении известия о предстоящем пришествии какого-либо земного начальника и судии мы принимаем все меры, чтоб привести дела наши в должный порядок и заслужить одобрение: тем более должен нас озабочивать суд Христов, на котором решится вечная участь каждого из нас. Судия – страшен, страшен невыразимо. Страшен Он по величию, страшен Он по всемогуществу, страшен потому, что прозирает в глубины духа человеческого, и никакая тайная человеческая мысль, никакое тончайшее ощущение не сокрыты от Него. Оправдания не имеют места на суде Его: не оправдится пред Ним не только умерщвленный грехом, но и всяк живый жизнию праведности (Пс. 142: 2). Ты победиши, вопиет уже навстречу грядущему Судии вдохновенный Свыше Пророк, внегда, судити Ти (Пс. 50: 6)! Обымет трепет всех человеков, когда они встанут пред лице Судии, обымет трепет не только грешников, но и праведников. Вострепещут грешники от отчаяния, от ожидания предстоящих им мук, от того необыкновенного страха, который произведет в них переворот, имеющий тогда изменить вселенную. Они воскликнут горам и утесам: падите на ныи покрыйте ны от лица Седящаго на престоле, и от гнева Агнча. Яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати (Откр. 6: 16)? Они вострепещут и восславословят, хотя и поздно. Когда Творец прикрыл неприступную и невыносимую славу Свою покровом смирения: тогда только тварь могла свободно владеть мыслями и чувствованиями, свободно произносить слово и свободно располагать действиями. Когда же Творец явится в славе Своей – свобода твари иссякнет пред величием славы Его, подобно тому, как эта свобода при каких либо особенных обстоятельствах, оставаясь принадлежностию нашею, как бы уничтожается насилием обстоятельств. Самые ожесточенные враги Господа, самый Синедрион, распявший Его и поклявшийся в ненависти к нему, воскликнет в сретение Судии славословием, что и Господь предрек ему: Узрите Сына человеческого седяща одесную силы, и грядуща на облацех небесных (Мф. 26: 64). Глаголю вам, яко не имате Мене видети отселе, дондеже речете, благословен грядый во имя Господне (Мф. 23: 39). Вострепещут праведники от безмерной славы явившегося Судии, они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему, – будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости. Самые Ангелы Божии придут в смятение и страх от открывшегося в величии Своем Бога (Лк. 21: 27), Который суд весь даде Сынови, да вси чтут Сына якоже чтут Отца (Ин. 5: 23). Бесчувственная вещественная природа не выдержит взора Сына Божия: небо свиется яко свиток, всякая гора и всякий остров двинутся с мест своих (Откр. 6: 14).

На суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилование одна милость, как опытное доказательство любви. Милости хощу, а не жертвы (Мф, 9: 13), возвестил грядущий страшный и нелицеприятный Судия. Милость доставит оправдание возлюбившим ее, а отвергших ее предаст осуждению. Она с дерзновением предстанет пред Господом, и приведет пред Него всех питомцев своих. Она приведет тех, которые совершали ее вещественно, которые насыщали алчущую братию, принимали в домы странников, одевали нагих, посещали болящих и заключенных в темнице. Приведет милость пред Христа тех, которые творили ее сокровенно в душах своих и миловали ближнего, охраняясь осуждать ближнего при его преткновениях, прощая ему оскорбления и обиды, воздавая ему за клятву благословением и за злодеяние благотворением. Приведет милость пред Христа пастырей церковных, которые преподавали братии своей нетленную пищу – Слово Божие, которые обнаженных грехом одевали в ризы добродетелей, доставляли духовное врачевство болящим душами, и долготерпеливо посещали назиданиями своими заключенных в темницах неверия или мрачного заблуждения. Приведет милость пред Христа смиренных иноков, которые стяжали таинственное и существенное познание живущего в себе Христа, взалкались блаженною алчбою евангельской правды, потщились облечь себя в преподобие и святыню, очистились от самых утонченных недугов человечества – житейских пристрастий, и тем достигли евангельской свободы. Приведет милость пред Христа и тех, которые возмогли оказать милость лишь самим себе, посетив себя рассматриванием себя и освободив себя от нищеты, от болезни, от темницы греховной покаянием. Покаяние для ожесточенного сердца – невозможно: надо, чтоб сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда обымется и преисполнится сердце милостию: тогда только оно делается способным к покаянию; тогда только, покинув осуждение ближних, оно может обратиться к самовоззрению, а, спасительно осудив себя, приложить к язвам своим врачевство покаяния. Христос искупил всех человеков и каждого человека Собою. Человек, который окажется способным только для милости к самому себе, и сотворит эту милость, напитав Словом Божиим гладную душу свою, напоив ее ощущениями, исходящими из Святого Духа, отвлекши от гибельного странствования по различным видам греха, введши в дом благочестия и добродетели, одеяв ее добрыми делами, исцелив прежние согрешения исповеданием их и противоположною им деятельностию, изведши себя из темницы плотского мудрования и состояния в разум и состояние духовные – признан будет соделавшим все это Самому Господу Иисусу Христу. Всех делателей своих милость приведет пред Христа и исходатайствует им у Христа помилование и вечное блаженство. Приидите скажет Он им, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех и введосте Мене. Наг и одеясте Мя: болен, и посетисте Менев темнице бех, и приидосте ко Мне. Аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому братий Моих менших, Мне сотвористе (Мф. 25: 34–36, 40).

Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд; неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти. Возлюбленные братия! Будем бодрствовать и приготовляться к страшному суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки. Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особливо милостию, которая заключает в себе и увенчивает собою все добродетели, так как любовь – побудительная причина милости – есть соуз христианского совершенства (Кол. 3: 14). Милость соделывает человеков, преисполненных ею, богоподобными (Мф. 5: 44, 48; Лк. 6: 32, 36)! Блаженни милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5: 7); суд же без милости несотворшим милости (Иак. 2: 13). Аминь.

 
Святые и святыни
08 ноября 2019

4 ноября. Казанская икона Божией Матери

В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи.

Общество
30 сентября 2019

Как экстренно погасить обиду?

Все мы постоянно на кого-нибудь обижаемся и не всегда понимаем, как быстро погасить это вредное и изматывающее чувство в себе самих. Ситуация особенно обостряется перед причащением Святых Христовых Таин, к которым надо приступать с чистым сердцем. Вот только если миряне могут отказаться от причастия в случае обиды, то у единственного служащего священника такого выхода нет — ему надо служить в любом случае. Именно поэтому мы попросили пастырей рассказать о том, как уничтожить обиду максимально быстро.

Наш адрес

Россия, Смоленская область,
пос. Темкино, ул. Советская, 25а