Семья

Немного можно видеть благочестивых семейств в нынешнее время. Многие как будто совсем лишены благословения Божия. То раздоры и постоянные несогласия между мужем и женой, то непочтение в детях, то дурное развратное поведение одного из них, то плачут родители от детей, то дети не видят в родителях того, что желали бы и что должны бы видеть в них.

А там неверие проникло в семью и заразило даже лучших членов ее. На глазах у всех есть такие семьи: семьи несчастные, даже такие, где кто-то покончил жизнь самоубийством - кто от беспорядочной жизни, кто от не исполнившихся желаний. И, что удивительно, все это происходит при обилии материальных благ. Только бы жить и радоваться, да Бога благодарить, а они ни того, ни другого не делают, а погибель вечную добровольно избрали себе уделом, как будто для нее и родились.

Отчего такие прискорбные явления? Много может быть причин на это, но главная доля вины падает на рдителей. Они не влили духа веры в детей своих. Может быть, не хотели и не старались это сделать, а может быть, не могли, потому что сами не имели этого духа, сами страдали отсутствием благочестия и твердых нравственных убеждений. Родители должны всегда горячее и усерднее молиться о детях, но какая может быть молитва у маловерующих? Только искренняя вера рождает истинную молитву. Верующие и благочестивые родители, конечно, молятся - только о чем? О том, чтобы были они здоровы, довольны, счастливы в жизни, имели успех в делах. Следует молиться и об этом, но главное разве это? Есть блага нужнее удачного ведения житейских дел, поважнее богатства - это добрая настроенность души, горячая ревность о ее спасении. Это горение духа, стремление его к благочестию. Вот истинно счастливый человек в этой жизни. Но об этом-то часто меньше всего молятся и самые добрые родители. Сын плохо успевает в науках, дочь не обладает красотою, нет надежды на выгодное ее устройство - это их сокрушает, об этом болит у них сердце, а что те же сын и дочь не стяжали христианских качеств души, что они, может быть, усвоили много неправильных понятий и взглядов, к этому они равнодушны. Как после них дети будут жить без достаточных средств к жизни, они много думают, а близки ли они по своей нравственности к спасению вечному, об этом беспокоятся меньше всего.

Главное несчастье большинства нынешних семейств заключается в том, что жизнь их выстраивается не по духу православной веры и Церкви. Все, касающееся веры и Церкви, меньше и меньше занимает семью. Раньше в семье с восторгом беседовали о наступлении того или другого праздника. ныне утешаются другим - предстоящим увеселительным вечером. Бывало, церковное богослужение нередко совершалось в доме, в присутствии всех членов семьи приглашенными священнослужителями и под великие праздники, и по особенным случаям; ныне под праздники бывает другое: родные и знакомые или для увеселения, или для бесед собираются - только не церковного и не духовного характера. Бывало, посты строго соблюдали даже малые дети, а ныне во многих семействах о них и помину нет,как взрослые, так, по их примеру и дети, не могут поститься, как должно, даже первую и последнюю седмицы Великого поста. О жизни святых ни взрослые, ни дети часто и понятия не имеют. Так живут семейства, называющие себя православными, христианскими. Родители, не увлекайтесь духом времени, живите по духу веры и Церкви, старайтесь стяжать дух благочестия сами и в таком же духе воспитывайте и детей своих, помните святые заповеди, любите молитву домашнюю и церковную, в скорби не унывайте, в радости и счастии благодарите Бога.
 

И БУДУТ ДВА ОДНОЮ ПЛОТЬЮ

Назначение христианской семьи

Союз супружеский, а отсюда - и семейная жизнь, установлены и освящены самим Господом Богом еще в раю. " И сотвори Бог человека,сказано в Священном Писании,- по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их: и благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполняйте землю". Когда пришел на землю Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, то и Он подтвердил закон супружества, повторив слова, которые сказал Бог в раю, когда создал жену первому человеку и установил закон супружества:"Оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будут двое - одна плоть". Чтобы дать людям понять, как достоин почтения союз брачный, Он сам благоволил быть с Пречистою Материю Своею и учениками на браке в Кане Галилейской. Но будучи установлен Богом еще в раю, подтвержденный Христом Спасителем, брачный союз получил в Христовой церкви еще особенное, высшее освящение, как то объяснили св.апостолы. Так св. Павел, повторив слова Спасителя о брачном союзе, что в нем двое - муж и жена - будут одна плоть, прибавляет: "тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к церкви". Заметьте, тайна сия велика! - учит Слово Божие. Вот почему брак и почитается таинством в ряду семи святых таинств, установленных в Церкви. Но какая это тайна, во имя которой освящается супружеский союз? 
Это союз не только внешний, телесный, но прежде всего духовный: союз двух душ, составивших как бы одну душу, одну жизнь, одно существо. И вот что значат слова: будут двое - одна плоть, т.е. как одно существо. Для чего такой союз? Для того, что бы чрез такое соединение двух жизней в одну общая эта жизнь была полнее, богаче, лучше; чтобы то, что есть лучшего в муже, сообщалось жене, а лучшее в жене усвоялось мужу. Словом, чтобы живя в тесном и неразрывном союзе, супруги успешнее трудились для своего совершенствования духовного, счастья на земле и спасения на небе. Этому учит и Слово Божие, когда говорит, что муж может святиться, спасаться через жену, а жена через мужа. Вот та высокая цель, которая прежде всего освящается для супружеского союза в таинстве брака! Вместе с тем освящается и другая цель этого союза - благословенное рождение и христианское воспитание детей для умножения царства Божия, т.е. общества верующих во Христа и спасающихся чрез Него.

Выбор жениха и невесты

Приятно и радостно смотреть на семью, в которой царствуют любовь и мир, где супруги живут общей жизнью, разделяя радость и горе друг друга, и тем взаимно облегчая себе все трудности жизни. Но как жалко положения мужа и жены, когда между ними господствует раздор, когда один не испытывает к другому нежного чувства. В наше время встречается немало таких семей, в которых вместо взаимного уважения и мира супругов постоянно слышатся ссоры и жалобы друг на друга. Отчего это происходит? Много бывает причин к тому, но главнейшая из них заключается в неправильном выборе лица, с которым кто-либо соединяется узами брака. 
Указывая на Исаака с Ревеккою как на образец поведения христиан пред вступлением в брак, св. Иоанн Златоуст говорит:"И ты, когда намереваешься взять жену, не прибегай к людям, но прибегай к Богу. Скажи Богу:"кого Ты хочешь, того и определи мне Своим Промыслом"; поручи Богу это дело, и Он наградит тебя за то, что ты предоставишь Ему такую высокую честь". 
Итак, намереваясь вступить в брак, нужно прежде всего усердно молить Господа-Сердцеведца, чтобы Он сам по Своей воле устроил супружество. Жених и невеста должны не только благодарить Господа, положившего начало их сближению и судившего вместе проходить путь земной жизни, но вместе с тем молить Его о ниспослании им милости на будущее время. Пусть они проникнутся мыслью, что одними собственными силами, без благословения Божия, им не устроить своего счастия и доброго порядка в супружеской жизни. 
Но много ли найдется между нами таких, кто предоставил свое супружество изволению Божию и, вступая в брак, заботился прежде всего и более всего о приобретении благословения Божия на это? Не заняты ли мы в этом случае всецело земными и суетными заботами и мыслями? Многие ныне, прежде чем выбрать подругу жизни, стараются узнать не нрав и поведение девицы, но каково ее материальное положение. 
Редко бывает счастливым брак, заключенный по корыстным расчетам. Брак такой часто приносит с собой много зла, открывая возможность для семейного раздора, упреков и взаимных оскорблений. Святой Иоанн Златоуст говорил: "Умоляю вас искать не денег и богатства, но добрых свойств в девице: скромности, благочестия и набожности; это лучше бесчисленных сокровищ. Но кто скажет: от жены разбогател. Не стыдно ли тебе приводить такие примеры? Слыхал я от многих вот такие слова: "Лучше желал бы я терпеть крайнюю бедность, нежели получить богатство от жены". И действительно, кто взял богатую жену, тот взял себе более госпожу, чем жену и сотрудницу. Напротив, кто женился на равной себе или беднейшей по состоянию, тот приобрел себе верную помощницу. Бедность располагает жену беречь своего мужа, во всем слушаться и повиноваться ему, рачительно заботясь о домашнем хозяйстве. Жена благоразумная, добрая и воздержанная, если будет и бедной,. распорядится и бедностью лучше, чем сварливая и злая богатством. Итак, нет никакой пользы от богатства и денег, если мы не найдем в своей жене доброй души. 
Далее основанием супружеского счастья служит взаимная крепкая любовь мужа и жены; та же любовь должна служить для жениха и невесты побуждением вступить в брак. При этом нужно смотреть не на телесную красоту, но на красоту души любимого человека. "Красоту тела,говорит св. Златоуст,- стирает время и поедает болезнь; но красота душевная выше всех перемен. Та и зависть возбуждает, и ревность производит, а сия не подвержена подобным страстям и не знает никого тщеславия". Ничто так не украшает человека и не располагает к нему, как добрая душа. Посему, поучает каждого из нас св. отец, когда видишь привлекательнейший внешний вид, постарайся узнать внутренний, а если сей не красив, презри и внешний. Отцы семейств! подражайте попечительности праотца Авраама, который старался найти для сына женщину неиспорченную, искал в ней не богатства, не знатности рода, а только душевного благообразия. И вы, матери семейств, украшайте своих дочерей не золотом и дорогими одеждами, но кротость и скромностью. Скромная благопристойная женщина легко может приобрести к себе любовь мужа, сделав из него усердного помощника себе в домашних работах и чадолюбивого отца.

Таинство венчания

Сердечное взаимное сближение жениха и невесты должно быть освящено благословением родителей. Грешно поступают дети, когда вступают в супружество без благословения родительского: молитвы родителей, по свидетельству слова Божия, скрепляют благополучие семейной жизни. 
Добрые дети, отправляясь в неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения, и нежная мать благословляет их.Так же поступает Церковь Христова, когда покорные ее чада - нареченные жених и невеста являются во храм Божий, прося ее материнского благословения на безвестный для них путь супружеской жизни. Чуждые дотоле друг другу, соединяясь в одну чету, жених и невеста вступают в новую для них семейную жизнь и потому не знают, что ожидает их: радость ли, спокойствие или душевные тревоги, скорби. В таком случае им необходимо верное напутствие на предстоящий жизненный путь. И это благожелание Церковь сопровождает торжественными и глубоко знаменательными обрядами. 
По церковному уставу бракосочетание должно быть совершаемо непосредственно после литургии, дабы жених и невеста благоговейным молением за литургией (а по примеру древних благочестивых христиан, очищением себя чрез таинства покаяния и причащения святейших Тела и Крови Христовых) достойно приготовились к принятию благодати таинства брака. Жених в храме становится по правую, а невеста по левую сторону,- так соблюдается Богом узаконенный чин и благоприличие: муж - глава жены, и в порядке стояния первенствует пред своею женою. Два перстня для обручающихся полагаются вблизи друг друга на св. престол в знаменование того, что брачующиеся поручают свою судьбу воле Промысла Божия и от Господа испрашивают благословение на свое обручение. Жених и невеста держат в руках горящие свечи, чем свидетельствуют, что и побуждения к браку у них светлые, чистые, свободные от предосудительных расчетов. Крестовидное каждение жениха и невесты, по введении их внутрь храма, знаменует благодать Всесвятого Духа, действием и наитием которой отгоняется от брачующихся вся сила вражия. 
Самые нежные родители не могут пожелать любимейшим детям своим столько благ, сколько испрашивает им у Бога святая церковь при совершении таинства брака. Она воссылает моления ко Господу, где просит Его ниспослать им "любви совершенней, мирней и помощи; о еже сохранитеся им в единомыслии и твердой вере; о еже благословитеся им в непорочном жительстве..." Затем священник берет с престола перстни /кольца/ и возлагает на безымянные пальцы правой руки. Перстень, по древнему обыкновению, служит печатью и утверждением; троекратным обменом перстней утверждается полное взаимное доверие лиц брачующихся. Жених, в свидетельство своей любви и готовности преимуществом сил своих помогать немощи женской, отдает свой перстень невесте, а та, в знак своей преданности мужу и готовности принимать помощь от него, свой перстень отдает жениху. Теперь обрученные приближаются к аналою, на котором лежат св. Евангелие и Крест Христов. Этим Церковь говорит, чтобы во всех путях своей жизни, при всех предприятиях и начинаниях, супруги имели пред взором закон Христов, начертанный в Евангелии. Обрученные жених и невеста становятся на одно "подножие" (на разостланный кусок материи) в знак того, что они должны будут разделять одинаковую участь во всем - как счастливую, так и неблагополучную,- всенародно пред Крестом и Евангелием объявляют свое благое произволение на вступление в брак, после чего начинается совершение самого венчания. 
По изъявлении женихом и невестою пред лицем Самого Господа и пред всею Церковью взаимного согласия на вступление в брак, служитель алтаря Господня приступает к совершению венчания. Устами священника в трогательных молитвах Церковь вспоминает Самим Богом благословенные браки св. праотцев наших и призывает на брачующихся благословение Господне, которого сподобились они; молит Всевышнего сохранить брачующихся, как сохранены были Ной в ковчеге, Иона во чреве кита и три отрока в пещи Вавилонской, просит даровать новым супругам единомыслие душ и телес. Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть не только самих брачующихся, а и родителей их, "зане молитвы родителей утверждают основания домов..." Но вот настала важнейшая, торжественнейшая, святейшая во всем чинопоследовании венчания минута. На благословенную чету возлагаются венцы - знамения царской власти, и этим преподается брачующимся благословение соделаться родоначальниками будущего потомства. Поскольку в древности венцами украшались главы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака. "Венцы,- объясняет св. Златоуст,- полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстью до брака, таковыми приступают и к брачному ложу. А если кто был уловлен сладострастием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побежденному, иметь венец на главе своей?" При возложении венцов на жениха и невесту служитель алтаря Господня произносит тайнодейственные слова ("Венчается раб Божий... венчается раба Божия...) и, трижды (в честь св. Троицы) благословляя обоих, трижды же возглашает: "Господи Боже Наш, славою и честию венчай я (их)!" Господи! как бы говорит этими молитвенными словами священник, как эта чета украшена теперь венцами, так украшай брачный союз этот славою и честью. 
Так Церковь низводит на брачующихся благодать Всесвятого Духа, освящающую их супружество, рождение и воспитание детей. С этой минуты жених есть уже муж своей невесты, невеста - жена своего жениха; с этой минуты они связаны нерасторжимыми узами брака, по непреложному слову Христа Спасителя: "что Бог сочетал, того человек да не разлучает".

Благоустроение семейной жизни

Первый дом супругов есть постоянная и крепкая взаимная любовь. Любя друг друга, вы охотно и легко будете исполнять ваши обязанности, так как любовь по слову апостола Павла, есть исполнение закона и союза совершенства. Эта любовь есть источник вашего взаимного спокойствия и счастия, она облегчает все трудности и скорби, случающиеся в семейной жизни; она дары счастия возвышает, а нужду и бедность делает сносными. А где нет сей любви, там и при видимом счастье, среди обилия и довольства, не иссякает источник внутренних беспокойств, огорчений и слез. 
Чтобы любовь была тверда и нерушима, вы должны переносить ваши недостатки с терпением и снисходительностью. Сколько ни будете стараться, не можете поручиться за то, что никогда ничем не оскорбите друг друга, или что один в другом ничего не будет видеть неприятного для себя. Это невозможно; на земле между смертными нет такого полного и неизменного совершенства, которое бы могло быть источником ненарушимого мира, согласия и довольства. Поэтому и необходимо терпение и снисходительность друг к другу. Терпение заповедано Самим Господом: "в терпении вашем стяжите души ваша". Встречаешь ли ты, муж, какое не нравящееся тебе свойство в жене, с которой однажды навсегда соединился узами брака,- покрой неприятное терпением. Видишь ли поступок или слышишь слово, которое не по сердцу тебе,- опять употреби в помощь терпение и суди о жене снисходительно. То же делай и ты, жена, по отношению к мужу, всегда помня, что Бог поставил его твоим главой, и ты должна ему быть покорна. 
Чтобы сохранять взаимную любовь, вам надо быть откровенными и доверчивыми друг к другу. Недоверие, естественно сопровождаемое скрытностью, обыкновенно бывает источником подозрений и питает несогласия. Если дадите место в сердцах ваших недоверию и скрытности, множество неприятностей возникнет между вами. Не допускайте, чтобы вам пришлось испытать скорби, происходящие от несогласия. 
Общая обязанность мужа и жены - заботиться о благоустройстве своего дома и о благосостоянии членов семейства. Усердие и трудолюбие утверждают благосостояние дома, а нерадение и леность разоряют его. И муж, и жена должны усердно трудиться на благо семейства. 
Особая обязанность мужа и жены - хранить супружескую верность и помнить заповедь Божию: "и будете оба в плоть едину". По этому Божескому закону жена, как учит апостол, своим телом не владеет, но муж; так же и муж, своим телом не владеет, но жена и супруги обязаны сохранять эту верность и это единство до конца жизни. "Соединен ли ты с женою?- пишет апостол Павел,- не ищи развода". Помните, что этот долг не человек возлагает на вас, но Бог. Помните, как строго обязывает вас к этой верности Христос Спаситель: один взгляд мужа на чужую жену или жены на чужого мужа с вожделением Он называет прелюбодеянием. Господь хочет, чтобы ваша взаимная любовь не была нарушаема не только внешними поступками, но и внутренними расположениями. Он хочет, чтобы мы истребляли зло в самом корне его. От внутренних худых расположений рождаются и худые поступки. 
При верности супружеской вы должны помнить святость вашего союза и хранить супружескую чистоту и целомудрие. И невинные удовольствия супружества надобно вам подчинять высшим целям и иногда "имущие жен должны быть,- по слову апостола,- якоже неимущие", особенно во время поста и перед праздничными днями. Но супружеское воздержание должно быть по взаимному согласию, иначе оно может привести к внутреннему беспокойству, блудным помыслам, раздражительности, ссорам. 
Вот ваши обязанности, которые нераздельно принадлежат мужу и жене. Но есть и особенные обязанности, из которых одни преимущественно относятся к вам, мужи, а другие принадлежат вам, жены. Они также заповеданы Богом. 
Муж есть глава своей жены, это преимущество усвояет ему Сам Бог, даровавший мужескому полу силы в самой его природе. Поэтому в попечении о благосостоянии семейства мужу особенно принадлежат те занятия и труды, которые требуют больших сил, физических или нравственных. Муж, как глава жены, должен благоразумно руководить ее во всех обстоятельствах жизни, требующих его помощи: с христианской кротостью замечать и исправлять ее недостатки и предусмотрительно заботиться о ее нуждах. 
Но при этом муж должен обращаться с своей женой всегда почтительно, с приличным уважением, а не как с рабой. Этого требуют установленные Богом отношения мужа и жены, как членов одного тела. "Мужья,- говорит апостол Петр,- обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни". 
Муж, как глава семейства, преимущественно обязан заботиться о благоустройстве и благосостоянии дома. Земледелец осенью бросает семена в землю, чтобы получить жатву на будущее лето. Так поступает и отец семейства: чего хочет достигнуть в будущем, тому полагает начало в настоящем. Нерадение и беспечность должны быть чужды отцу семейства: каждому человеку закон Божий велит трудом добывать себе хлеб, а отец семейства обязан заботиться не о себе только, но и своем семействе. Апостол так обличает нерадивых:"Аще кто о своих, паче же о присных (домашних) не промышляет, веры отверглся есть, и неверного горшай есть". 
Глава семейства, должен заботиться не о земном только благополучии, но особенно о душевном спасении всех членов своего семейства. Он и словом, и примером жизни обязан руководствовать их к благочестию и показывать собою образец христианских добродетелей, чтобы ему своими делами светить для всех членов семьи. Муж должен помнить, что жена, по установлению Божию, есть помощница его. Поэтому во всех важных семейных делах долг внушает ему советоваться с женою, как для того, чтобы получить от нее помощь, так и для того, чтобы оказать ей приличную честь, а через то соблюдать надлежащее к ней отношение и поддерживать взаимное согласие м любовь. Когда жена, как помощница и подруга мужа, дает ему свои мнения и советы, муж должен слушать и принимать их со вниманием и уважением. И в том случае, когда голос жены, по основательному рассуждению, не может быть принят, муж не должен отказывать жене в приличном внимании, дабы не оскорбить ее и тем не нарушить ее прав. Истинная христианская любовь и благоразумие покажут, когда и как надобно поступать мужу при таких обстоятельствах. 
Есть и у вас, жены, свои обязанности. Вы должны знать их и исполнять с постоянным вниманием и ревностью. Это - необходимое условие вашего счастья. Жена должна всегда оказывать своему мужу нелицемерное почтение, как главе семейства. Эту обязанность внушает ей Бог и законы природы, создав ее слабейшей в сравнении с мужем и назначив ей быть помощницей мужа. Пусть иногда жена и превосходит мужа нравственными качествами, образованием и опытностью, но и в таком случае она не имеет права выходить из пределов, установленным законом Божиим, а должна всегда свято сохранять в душе и показывать на деле приличное уважение к мужу 
Жена преимущественно обязана иметь попечение о внутреннем благоустройстве дома, заботиться о порядке домашних дел. Как мать семейства, должна особенным усердием заботиться о поддержании духа благочестия и добрых нравов в недрах семейства.

Родители и дети

Родители должны иметь попечение о детях. Эту обязанность внушает им сама природа. Она вложила в их сердце любовь к своим чадам. Где этой любви нет, там явно обличается крайняя испорченность нравов. 
Попечение о детях должно начаться с попечения о вас самих. Добрые или худые нравственные свойства родителей обыкновенно переходят к детям, и часто, прежде чем дети в состоянии бывают судить о добром или худом, они уже по наследственным свойствам предрасполагаются к добродетели или порокам. 
Содержа это в памяти, родители должны добродетельной и благочестивой жизнью на себе удержать Божие благословение и передать его своему потомству. Вы, матери, особенно должны помнить сей долг во время своего чревоношения. Удерживайтесь всяких сердечных возмущений и раздражения, сильной скорби, нечистых мыслей и желаний, всякого греха и старайтесь в это время с особенным усердием питать в себе христианские чувствования, дух смирения, любви к Богу и ближним, дух молитвы и преданности Промыслу Божию, дух истинного благочестия, чтобы вам таким образом в самой природе передавать потомству добрые качества. 
По рождении младенца, важнейшим долгом родителей является забота о том, чтобы их дитя возрождено было в жизнь духовную чрез таинство крещения, и введено таким образом в недра Христовой Церкви. Родители должны помнить слова Господа Спасителя: "Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие". С того времени, как ваше дитя в купели крещения омылось и освятилось Духом Святым, вы должны смотреть на него уже не только как на ваше родное дитя, но как на члена Церкви Христовой. 
На младенческую жизнь надо смотреть как на приготовление к высшей его жизни в Христианской Церкви. С благоговением к Богу заботьтесь и о телесной жизни ребенка. Мать должна почитать священным долгом питать своим молоком собственное дитя. Сохраняя жизнь ребенка, надо прилагать старание, чтобы тело его возрастало и укреплялось, согласно с законами природы и с главным назначением его: тело есть орудие Святого Духа и служит человеку в достижении благочестия. Питайте тело, защищайте от вредного влияния стихий, укрепляйте его приличной деятельностью. Сохраняя тело ребенка от всякого повреждения и разрушительного действия воздушных перемен или от ослабления его чрез грубое содержание и обхождение с ним, не менее сего берегите нежное дитя и от того, чтобы неумеренным попечением оно не было слишком изнежено, и через излишнее охранение не сделалось слишком доступно вредным влиянием непогоды и трудных обстоятельств жизни. Пища ребенка должна быть здоровой, но не должна приучать его к лакомству; одежда, хорошо защищая от вредного влияния стихии прилична была полу, но не питала детского самолюбия и тщеславия; чтобы детские упражнения и невинные забавы, укрепляя тело, мало-помалу пробуждали, раскрывали и упражняли их умственные и нравственные силы, и, таким образом, служили приготовлением к их будущей деятельности. Так все попечение о теле дитя должно совершаться в подчинении высшему его назначению и всегда соединяться с попечением о его душе. 
Первые наставления, даваемые детям, преимущественно должны объяснить ближайшие к ним видимые предметы, и от них мало-помалу восходить к предметам невидимым, так чтобы последние служили объяснением того, что дети видят пред собою. В то же время, как дитя учится узнавать своих родителей, сознавать их любовь, должно внушать детям, что есть у нас Отец на небесах, Который любит всех, велит солнцу Своему восходить для всех, подает пищу, утешает радостями и обращает на пользу нам наши скорби и несчастия. Раскрывайте детям, как велик, премудр и благ Бог. 
Берегите детей, чтобы никто не внушал им понятий ложных, суеверных, вредных для их веры и нравственности, а, напротив, всячески старайтесь, чтобы они обо всем, о чем могут судить, привыкали судить здраво, согласно с законом Божиим: не брались рассуждать о том, что выше их разумения, а сознавали свое незнание и с совершенною доверенностью предавались благоразумному руководству своих родителей или воспитателей. 
Вместе с утверждением в детях здравых понятий, надо заботиться об образовании их сердца и воли. О достойном любви и благоговения говорите с ними всегда с любовью и благоговением. Не говорите с ними холодно и равнодушно о том, что достойно сердечного участия, удивления и благоговения. Обращайте их сердце к предметам истинно высоким и прекрасным, чтоб оно привыкало удивляться только истинно высокому, любить только истинно доброе и прекрасное. Всегда окружает нас величие природы с ее разнообразными красотами; всегда над нами необъятная и превосходящая всякое изображение чудная картина звездного неба; всегда освещает и согревает нас истинно великое, прекрасное светило дня. Беседуйте чаще с детьми об этих и других делах Божиих, с любовью и благоговением к Творцу. 
Старайтесь при всяком случае возбуждать и поддерживать в детях нравственное чувство и силу совести. Говорите с ними чаще о достоинстве и благотворности добродетели, о недостоинстве и зловредности греха. Показывайте им примеры людей добродетельных, как достойных любви, уважения и подражания; равно указывайте последствия пороков в людях порочных, чтобы, питая в детях уважение к добродетели, в то же время питать и отвращение к порокам. 
Никогда не забывайте, что страх Божий - истинное основание доброго воспитания, начало премудрости. Это не рабский страх, представлением наказаний удерживающий человека от нарушения закона, но страх сыновний, который состоит из крепкой любви к Богу, как преблагому Отцу, соединенной с искренней заботой, как бы не оскорбить чем Всеблагого Отца Небеснаго. Этот страх надо возбуждать и поддерживать в детях, воспитывая их, как говорит Апостол, "в наказание и учении Господни". Здесь, родители, особенно нужен для детей пример вашей благочестивой жизни. 
Особенно важно в деле воспитания охранять детей от дурного окружения. Как благотворно для них иметь пред собою назидательные примеры, так вредно им быть среди общества людей испорченных: "Худые сообщества,- по слову апостола,- развращают добрые нравы". 
Благоразумно оберегайте ваших детей от худых наклонностей, которые легко обращаются в страсти и порабощают человека пороку. Надобно полагать злу преграды в его начале: подавляйте в детях, при первом случае, как заметите,- своенравие, гордость, тщеславие, непокорность, леность, ненависть, мстительность, вражду, холодность к предметам веры, непочтительность к старшим и властям, в то же время укореняйте их любовь к Богу и благоговение ко всему священному, почтительность к старшим, признательность к благодетелям, радушие ко всем, кротость, непамятозлобие, миролюбие, доброжелательство, услужливость, трудолюбие, искреннее уважение к невинности и чистоте нравов. 
Родители! Как надо охранять детей от того, чтобы они не приобретали ложных понятий о жизни, не читали сочинений, наполненных обольстительными, несбыточными вымыслами, так не следует скрывать от них того, что могут они встретить в действительности: какие, например, трудности, скорби и болезни ожидают их на том или ином пути жизни. Нужно показывать им, как человеку в таких обстоятельствах вести себя, как беречь себя от увлечения злом; чем побеждать скорби и болезни. 
Когда отдаете детей в учебные, воспитательные или другие заведения, не думайте, что вы чрез то уже слагаете с себя обязанность заботиться о ваших детях, как это иногда делают: где бы ваши дети ни были, вы всегда им родители. Чье сердце более сердца родителей может любить детей сердца родительского? Чья любовь своей попечительностию так благотворно может действовать на детей, подобно любови добрых родителей? Потому ваше попечение о детях должно сопровождать их всюду, куда бы они не удалились от вас! Напоминайте вашим детям, что прежде вы говорили им; внушайте им добрые правила жизни; предостерегайте от опасностей. Заочно будьте стражами их благонравия. При встрече каждый раз будьте для них примером благочестия, и вашим благоразумным и назидательным обхождением оживляйте и поддерживайте в них то благотворное влияние. 
Ваше попечение о детях, при благословении и содействии Всевышнего, важно и для гражданского общества, и для Церкви: для общества вы приготовляете полезных членов - будущих добрых родителей, попечительных начальников, утешителей несчастных, благодетелей человечества; для церкви - истинных членов ее, достойных служителей алтаря, наследников Царства Небесного. И для себя утешение в жизни отраду в скорби, опору в нуждах, болезнях и старости, надежду и залог милости Божией в жизни будущей. 

ЧТО БОГ СОЧЕТАЛ, ТОГО ЧЕЛОВЕК ДА НЕ РАЗЛУЧАЕТ...

О нерасторжимости брака

Однажды к Иисусу Христу приступили фарисеи с вопросом: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Спаситель сказал: "Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует, и женившийся на разведеной прелюбодействует". При самом сотворении людей брачный союз установлен Богом для неразрывного соединения супругов в одну плоть и это учреждение Божественное не может быть разрушаемо по произволу человеческому. "Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает",- сказал Господь. Закон христианский строго ограждает нерушимость брачного союза потому, что от сего зависит благо жизни нашей и поддерживается достоинство нашей природы. 
Узаконенная Богом нерасторжимость брака должна показывать людям, что их брачный союз не может ограничиваться одним чувственным и случайным сближением полов, по подобию сближения неразумных животных, но должен основываться на нравственном общении людей в единстве любви и взаимопомощи к достижению высших целей жизни. Где супружеские союзы блюдутся свято и ненарушимо, человеческие общества могут возвышаться в силе и численности, преуспевать в доблестях гражданских, наслаждаться довольством и миром. Шатко бывает положение общества, когда основы семейного быта расшатаны легкомысленным отношением супругов к брачному союзу, оканчивающимся, обыкновенно, несогласием и разводом. И как часты стали эти разводы в нынешнее время! Сколько пред нашими глазами проходит печальных примеров того, как не только недавно повенчавшиеся расходятся, но решаются на это несколько лет жившие в супружестве и имеющие детей! Не тяжко ли согрешают такие люди пред Богом, разрывая освященный Богом брачный союз по своенравию или гнусной похоти? Не грешат ли они и пред всем обществом, внося в общественную жизнь гибельное расстройство и подавая соблазнительный пример своим пренебрежением к столь великому для блага человечества закону Божественному о нерасторжимости брака? А сколько вреда такие люди причиняют себе и всему семейству! Как часто многим приходится горько оплакивать свое неблагоразумие и злонравие, приводящее к пагубному разводу! Стоило бы только супругам при первом возникшем несогласии вооружиться терпением, смириться в душе и подать друг другу руку примирения; тогда несчастие было бы отвращено и прожили бы супруги весь век вместе, не испытав бедственного раздора. Но, к сожалению, мало в людях смирения и преданности воле Божией. От того ни один из поссорившихся супругов не хочет уступать, и начало вражды, таким образом, крепнет, искра раздора обращается в неудержимый пламень, поглощающий все благосостояние человека. Положим, во взаимные отношения супругов иногда входят весьма важные причины, ведущие к разводу, так что закон о нерасторжимости брака может казаться трудным игом. Но труден этот закон только по причине нашего своенравия и нетерпения. Конечно, по Слову апостола Павла: "Если неверующий хочет развестись, пусть разводится: брат или сестра в таких случаях не связаны". Но, для человека, преданного Богу и исполненного любви к ближним, нет такого зла, которого бы он, при помощи Божией, не победил своим терпением и кротостью. Если, по закону христианскому, мы должны относиться ко всем снисходительно, терпеливо носить тяготы других, исправляя друг друга в духе кротости, тем более так должны относиться друг к другу христианские супруги, давшие пред Богом обещание проводить жизнь в единомыслии и любви.

Отчимы и мачехи. Пасынки и падчерицы

Апостол Павел учил: "Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но не могут воздержаться, пусть вступают в брак". Есть мужчины и женщины, которые, лишившись один - нежно любимой жены, другая - нежно любимого мужа, дают обет не вступать в новый брак. Но не все овдовевшие остаются во вдовстве до конца жизни. По немощи в борьбе с плотью, по непривычке к одинокой жизни, по невозможности совместить со многими другими обязанностями и делами постоянный и бдительный личный надзор за детьми, многие вдовцы находят нужным искать себе новую жену, для осиротевших детей - новую мать, а для дома - хозяйку. И многие овдовевшие матери охотно вступают во второй брак, чтобы в новом муже найти опору для себя и покровителя для детей своих. 
Вступившие в брак со вдовцом или вдовою иногда от них самих встречают препятствие к установлению правильных отношений к их детям. Худо, если между лицами, находящимися в таком браке, нет искреннего доверия, если одна половина, имеющая детей от первого брака, подозревает другую в нерасположении к ним и, по пристрастию к детям, сквозь пальцы смотрит на их неприличное обращение с отчимом или мачехой; тогда нет надежды, что такой брак принесет благословенные плоды, как родителям, так и детям. Тогда дом разделяется на партии, и между ними происходит скрытая или явная война. 
Причиной семейных беспорядков весьма часто бывает неправильный взгляд отчима или мачехи на свои обязанности. Иногда отчим или мачеха думают, что их влияние не распространяется на пасынков или падчериц, и потому относятся к ним совсем не по-родительски. Они забывают или не хотят понять, что они получили от Бога полную власть над ними, по силе супружеского союза с их родным отцом или матерью. Они называют их "детьми своего мужа или своей жены", проступки их близко не принимают к сердцу и не противодействуют их дурному поведению. 
Что бывает следствием этого? Дети, которых не признают "своими" отчим или мачеха, с своей стороны не считают их за родителей и обращаются с ними не так, как должно детям. Доходит до того, что отчим или мачеха терпят от таких детей явное пренебрежение и оскорбление,и, подавленные чувством своего бессилия, вздыхают да жалуются. Само собой разумеется, что и супружеские отношения при этом ухудшаются. 
Наконец, в неблагоприятные отношения к пасынкам или падчерицам становятся отчим или мачеха, когда оба имеют родных детей. Понятно, отчего происходят такие отношения: собственных детей, как свою плоть и кровь, отчим и мачеха предпочитают неродным детям, обращаются с родными детьми ласковее, дают им преимущество в пище и одежде, воспитывают их гораздо тщательнее. Если же отчим или мачеха сами не расположены допустить такое неравенство между родными и неродными детьми, то не бывает недостатка в людях, которые склоняют их к этому своими советами, говоря: "Ведь этот твои собственные дети, а те чужие: как же можно из твоего собственного имения награждать чужих детей наравне с родными, твоими законными наследниками?" Следствием таких внушений бывает то, что пристрастие к родным детям и несправедливость к неродным вооружают последних против первых и также против отчима и мачехи. 
Как же должны поступать и вести себя отчим и мачеха, чтобы пасынки и падчерицы не жаловались и не роптали на них? Они должны принимать их во имя Иисуса Христа, руководствуясь словами Его: "Кто примет одного из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня". Пасынков и падчериц дает Бог, который дарует и родных детей. Поэтому пусть так рассуждает отчим или мачеха: "Эти дети даны мне от Бога в дар; Он вручил мне над ними власть, и Он же некогда потребует от меня отчета за них". 
Если ты убежден в святости принятых тобою обязанностей в отношении к пасынку или падчерице, то не одна любовь к ним, но и справедливость должны руководить тобою в исполнении этих обязанностей. помни, что власть над детьми твоей жены или мужа дана тебе от Бога. Будь не только ласков к ним, но и строг. Люди могут осуждать твое поведение, твою строгость, порицать тебя за наказания, каким иногда подвергаешь вверенных тебе детей, но не обращай внимания на эти пересуды и порицания. Дети поймут тебя, и будут привязываться к тебе сильнее и сильнее. 
Чтобы влияние отчима или мачехи на пасынка или падчерицу было благотворно, родные их отец или мать должны заблаговременно подготовить их. 
Господь не оставляет без награды тех, которые свято и честно исполняют обязанности отчима или мачехи. Он награждает их благосостоянием в домашней жизни; но самая лучшая награда для них есть та, о которой говорится в словах Господа: "Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня". Какое счастье быть в таком тесном общении с Господом, вместе с Ним проходить путь жизни, и под сенью лица Его достигнуть небесного пристанища! Отчим или мачеха, в лице детей принимающие Самого Христа, могут встретить с их стороны неблагодарность и отсутствие любви, они не должны смущаться этим, должны быть довольны наградой, что принимают от Христа.

Снохи и свекрови

В житии преподобного Макария Великого есть такой рассказ: однажды во время молитвы Преподобный услышал голос, говоривший ему: "Макарий! Ты не достиг еще в меру двух женщин, которые живут в таком-то городе". Смиренный старец взял свой посох, пошел в указанный город, отыскал дом этих женщин и постучался в двери. На стук вышла женщина и с радостью встретила старца, как дорогого гостя. Ее подруга была дома. Тогда Преподобный обратился к ним с такими словами: "Ради вас я не поленился прийти сюда из далекой пустыни, я желаю знать ваши добрые дела; не скройте их от меня ради Господа". "Ах, отец наш,отвечали праведницы старцу Божию,- какие уж захотел ты найти добрые дела у мирских женщин? Живем мы в суете мирской, постоянно заняты житейскими попечениями; грехов у нас много, а добрых дел за собой не знаем никаких". Но старец настаивал на своем, желая знать их образ жизни. Тогда они сказали ему: "Мы две снохи, жены двух братьев родных; пятнадцать лет живем мы вместе под одной кровлей, и за это время ни одна из нас не слыхала от другой слова досадного. Детей у нас нет, а если бы Господь дал их, то мы стали бы умолять Его об одном, чтобы помог Он нам воспитать их в вере и благочестии. Не раз мы сговаривались между собой в монастырь уйти, чтобы для Господа Бога потрудиться, но как ни упрашивали своих мужей отпустить нас, никак не могли упросить. Понятное дело - они любят нас, и мы порешили не покидать их до смерти и служить для них утешением. А чтобы жизнь наша хоть сколько-нибудь походила на жизнь святых пустынниц, мы дали пред Богом сердечное обещание - до самой смерти избегать пустых мирских разговоров, сидеть больше дома да заниматься делом". Выслушал Преподобный этот рассказ и сказал: "Поистине Богу угодно паче всего сердечное произволение на добрые дела: стяжи каждый человек такое произволение, и спасение - близ тебя, кто бы ты ни был и где бы ты не жил". 
Как поучительно это сказание, особенно для вас, матери и жены! В самом деле: что больше всего отравляет семейную жизнь, как не сплетни да ссоры женские? Что нарушает тишину и мир в семье, что заставляет родных братьев расходиться порознь, как не перебранки жен, счеты да укоры, бесконечные жалобы мужьям? Сегодня не поделили одно, завтра побранились из-за другого; терпят бедные мужья, смотрят на эти бабьи раздоры, да и решают меж собой: "Нет, брат, видно нашим бабам мирно не ужиться, надо положить конец этой войне. Разойдемся-ка лучше мирно, чтобы им нечего было делить..." И расходятся, а в конце концов, и вправду, бывает нечего делить. И ничем столько не грешат женщины, как своим злым языком! Обо всем они судят и рядят, до всего им дело, редкий день всех соседей не переберут по косточкам, всем и всему от них остается!.. Так и в семейных делах: где бы помолчать, а безрассудная женщина на одно слово скажет десять; где бы уступить,она ни за что; свекровь, как старшая в доме, дает ей дело по хозяйству, а она начинает ей грубости говорить... А сколько греха бывает у них между собою, между снохами - и не перечтешь! Недаром сложилась пословица: "Чем больше баб в семье, тем больше греха в избе". И почему бы, кажется, не жить мирно да ладно? Если жена крепко любит своего мужа, то и виду не подаст ему, что огорчена чем-нибудь: она встретит его ласково - приветливо, постарается успокоить его, чтобы вышел он завтра на работу с новыми силами, с душою спокойною. Ведь тогда он и сделает-то за двоих, да и тебя-то вдвое крепче будет любить, ведь сердце сердцу весть подает. 
Подумайте еще, какой вы пример подаете своим детям? Будут ли они уважать и любить своих бабушек и тетушек, с которыми вы то и дело ссоритесь? Будут ли они дружно и мирно между собою жить, когда их матери то и дело перебраниваются? Ведь вы и за себя, и за них Богу ответ дадите! "Горе тому, кто малое дитя соблазнит,- говорит Спаситель наш,разве вы не соблазняете их дурным примером своим, разве они не учатся, смотря на вас, ссорам да брани? Пожалейте же их, пожалейте себя, пожалейте мужей своих! Живите между собою так, как жили те две праведницы, которых преподобный Макарий нашел; живите дружно да любовно, и вы будете истинным утешением, настоящими помощницами в жизни своих мужей. Кротость, молчаливость, послушание мужу - вот лучшее украшение доброй жены-христианки, вот ее нетленная красота, которую восхваляет и святой апостол Петр, называя ее драгоценною в очах Божиих. Кротость, молчаливость и любовь к мужу вот ваши сильные средства, при помощи которых вы можете много делать доброго. Чего не может сделать доброе слово любящей жены? Чего не сделает муж для любимой подруги? Если уж он, не жалея души своей, часто решается на грешное дело, только бы угодить жене, то неужели он не послушает ее доброго совета на доброе дело? Да только бы она сама стоила любви его, только бы сумела заслужить эту любовь. Матери и жены-христианки! Вы сестры между собою, семья - ваш улей, будьте же мирными пчелками Божиими! Свекровь - это мать ваша, не оскорбляйте ее чем-нибудь! Кто родителей почитает, тот вовек не погибнет; слушайтесь ее, любите, как любила свою свекровь Руфь, которая и по смерти своего мужа не захотела расстаться с его матерью, ушла с нею на чужую сторону: "Куда ты пойдешь, туда и я пойду,- говорила она свекрови своей,- где ты будешь жить, там и я буду жить, твой Бог будет моим Богом, твой народ - моим народом, одна смерть разлучит меня с тобой!" И за то наградил же ее Господь: она была праматерью царя Давида, а от Давида произошел Сам Господь наш Иисус Христос. Вот чем наградил Господь верную сноху за то, что не покинула своей свекрови в несчастии, разделила с нею ее долю сиротскую!.. 

Общество
23 февраля 2020

С чего начинается духовная жизнь

Итак, отречься от себя и взять свой крест – это состояние, которое кажется мучением, а на самом деле парадоксальным образом является великим благословением. Здесь Христос словно говорит тебе:

– Возьми крест этот свободно, понеси его с радостью, ради любви, и следуй за Мною.

И наоборот: в несении креста своего эгоизма сокрыто много боли.

«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее…» (Лк. 9, 24).

Кто хочет спасти себя, то есть свою душу, тот погубит крест. И речь тут не о том понятии, которое мы часто употребляем: «спасение души». Господь словно говорит нам, что кто хочет сам обрести внутреннюю полноту, тот, вместо того чтобы найти, потеряет ее:

– А кто потеряет себя не просто так, а ради Меня и Евангелия, кто погубит себя ради слов, которые Я вам говорю, тот будет спасен.

Кто хочет сам обрести внутреннюю полноту, тот, вместо того чтобы найти, потеряет ее

Кто готов потерять себя (а не погубить себя наркотиками, пищей и возлияниями ради утоления собственных похотей и желаний), тот получит вечную жизнь: «Христос взошел на Крест, потому что любит меня. Дай-ка и я взойду на крест – мой маленький крест, ведь я тоже хочу любить. И как только сделаю это, спасусь».

Это абсурдная логика Евангелия, которую мы видим осуществленной в жизни святых. Здесь я не могу не вспомнить несколько имен. Например, отца Епифания (Феодоропулоса)[1] – человека, обладавшего данными для того, чтобы быть не только преподавателем, но и ректором университета, и имевшего возможность стать не только епископом, но и архиепископом. И хотя он обладал такими качествами, и многие побуждали его пойти в этом направлении, он отвечал:

– Нет! Я хочу служить людям! И денег получать не хочу!

Он не получал священнической зарплаты, а то малое, что ему давали, раздавал, чтобы оставаться целиком преданным Божией любви. Работал редактором в одном издательском доме, получал по 50 драхм[2], чтобы можно было жить аскетом в центре Афин, на площади Омония. Это был благодатный, святой человек… Знайте, что он был кристально чистым человеком. Помню, говорю ему как-то:

– Геронда, а почему бы вам не стать епископом?

Я сам мечтал, что стану священником, и говорил себе, что, когда он станет владыкой, сразу же перейду к нему. Он устроит митрополию… Когда я сказал ему это, он внимательно посмотрел на Распятие, стоявшее перед ним, и говорит:

– Ну что тебе сказать, Нико? Я смотрю на Него, а Он мне ничего не говорит!

Он смотрел на Распятие, и Христос не говорил ему: «Возвысься», но: «Принизься».

Никогда не забуду и старца Паисия. Он испытывал сильные боли, но лицо его сияло радостью. Почему?

– Потому что сейчас, – говорил он нам, – что скажу, то и сбывается. Раньше Бог затыкал уши, говорил мне только «нет». А сейчас, поскольку я вообще не молюсь о себе, то о чем ни помолюсь для других – всё исполняется! Даже если человек не заслуживает того, чтобы это произошло.

У него имелось дерзновение к Богу. Стоя на пороге смерти, он терпел страшные боли от рака, но не умолял Его отнять у него это страдание. Напротив, использовал боль, чтобы испросить у Бога что-нибудь для других. Вот как человек губит себя, испытывает смертельную боль, но говорит: «Я умираю, чтобы свершились чудеса для других!»

Теперь представьте себе мир, состоящий из таких людей! Какой жизнью мы жили бы тогда? Жизнью, где на деле исполнились бы слова святого апостола Павла: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10, 24). А сейчас найдите где-нибудь еще такой Завет и скажите мне, что он существует, написан. Нет другого такого нигде. Только в Евангелии это можно найти. Поверьте: это говорит вам тот, кто много искал, прежде чем прочитать Евангелие.

Представьте себе общество, в котором каждый ищет блага другого, в котором мы все – братья друг другу

Представьте себе жизнь, общество, в котором каждый ищет блага другого, в котором мы все – братья друг другу. Мы для этого и ходим в церковь, и уходим в монастырь, в Церкви для этого и существует понятие «приход». Вы приходите сюда каждое воскресенье; мы вместе служим Святую литургию; вместе приносим хлеб и вино, которые суть наша жизнь; вместе причащаемся, чтобы пребывать в любви, чтобы достигнуть этой открытости между собой. Мы для того и причащаемся из одной лжицы. Как одна семья. Семья Бога. Каждое воскресенье, каждый праздник, всегда вместе. Поэтому не старайся решать свои проблемы индивидуально: так они с еще большей силой будут на тебя обрушиваться, и ты всё больше будешь погибать в них.

Но на самом деле это еще большой вопрос: семья ли мы, потому что часто мы и в церковь ходим как индивиды, словно идем в супермаркет. А в супермаркете у каждого своя тележка: он наполняет ее, платит и уходит. Нас там много, а каждый одинок. В Церкви же не так, потому что то, что мы получаем, бывает разделено, и связано это с нашим приобщением к Жизни, которое и является ответом на многие проблемы. Потому что после того, как мы изменим свою связь с Богом, наша жизнь изменится – она не станет беспроблемной, у нас появятся другие искушения, другие проблемы, но также и другие, великие решения. Отречься от себя – это состояние, требующее труда. Но когда приложишь эти духовные усилия, когда встанешь на этот путь, ты откроешь новые и великие горизонты в своей жизни.

Кто живет в своем нарциссическом мире и никого не любит, тот, если и в церковь пойдет, всё равно что сходил в супермаркет. Пошел в мясной магазин, прошелся по рынку, а потом решил и в церковь сходить, потому что хочет чего-то взять оттуда. Такой человек не идет вслед за Христом, ему нужно что-то конкретное:

– Крести моего ребенка! Венчай моего сына! Отслужи мне молебен!

А чем тебе поможет этот молебен? Ты думаешь, всё делается магическим образом? А где же Христовы слова: кто хочет – и: следуй за Мною? Где твоя готовность стать учеником? Таинства обладают благодатью, но они требуют и воли – воли, которая со-действовала бы, чтобы они могли принести плод.

Таинства обладают благодатью, но они требуют и воли – воли, которая со-действовала бы, чтобы они могли принести плод

Если хочешь помириться с мужем – иди исповедуйся!

– Ну да! Это же он виноват! – отвечаешь ты.

Тогда хоть по три молебна каждый день служи, но, пока будешь держаться этого «он виноват», ты не увидишь успеха. Пойми, что, если в эту минуту моя жизнь оборвется, Бог не станет судить меня по грехам моего мужа или жены. Он будет судить меня самого. Есть дело, которое должен сделать я. Лично. Тогда начнет действовать благодать таинств.

Поэтому духовная жизнь начинается с Исповеди. Но даже на Исповеди можно замкнуться в себе. Ты можешь побывать на Исповеди и всё равно остаться внутренне безутешным, глубоко в душе не желать спастись, не хотеть осудить себя, а продолжать искать вину в других.

«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16, 26).

Под душой здесь имеется в виду вечная жизнь, к которой человек призван. Ты приобрел весь мир, но что ты заберешь с собой в час смерти? Одну лишь любовь, благое произволение, только связь с Богом ты возьмешь с собой. Если эта связь сильная, твоя жизнь может превратиться в рай. А всё остальное нас покинет. Мы ничего не можем взять с собой. Да, ты приобрел весь мир, но что у тебя останется? Что даст человек взамен за душу свою?

Многие думают, что если приобретут всё, о чем мечтают, то автоматически станут счастливыми. Только я еще не видел никого, кто стал счастливым оттого, что приобрел то, чего хотел, потому что в ту минуту, когда он приобрел это, ему уже захотелось еще столько же, а потом еще столько же. Человек не знает сытости. Есть очень богатые люди, которые всегда живут в тревоге и мучениях: то конкуренция растет, то какая-нибудь должность окажется лучше или чье-то богатство больше. И так мы заболеваем и губим свою душу.

Итак, чтобы закрепить и запечатать всё это Своим словом, Христос добавляет:

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

Кто слушает эти слова и презирает их, считает их неважными и бессмысленными, того постыдится Господь в Судный день. Вот как четко Христос показывает нам, какой путь единственно верный: путь страдания ради других, из любви. Только в такой жизни обретается покой и открываются дары благодати.

Христос показывает нам, какой путь единственно верный: путь страдания ради других, из любви

Это снова напоминает мне о старце Паисии. Когда у нас были проблемы (а часто проблемы бывали большими, когда с нами поступили очень несправедливо), он советовал нам так:

– Смотри, чтобы ты не поступал несправедливо, ты не богохульствовал, ты не вел себя по-скотски! Ты стой тут, и Бог скажет Свое слово! Молись, чтобы Бог сказал Свое слово!

Сам Христос сделал то же самое – передал суд Тому, Кто судит справедливо (ср. Деян. 2, 23). И Бог говорит Свое слово. Но если я возьму суд Божий в свои руки и начну уничтожать других, тогда лишусь и той малой справедливости, которой так жаждал.

Давайте снова взглянем на события, связанные с Октябрьской революцией 1917 года. Многие вышедшие тогда на улицы были правы, но лишились своей правоты, когда в конечном счете причинили больше вреда, чем претерпели. Они последовали закону ненависти: «Ты меня распял, причинил боль, а сейчас мой черед! Я и тебя распну, и других, чтобы больше не оставалось никого, кто распинает, и я снова не оказался в опасности!»

«Кто постыдится Меня и Моих слов» Господь словно говорит нам:

– Ты очевидно гораздо умнее Меня! И поскольку ты из умных, иди к таким же умным, а Я к Себе возьму таких же безумных, как Я, отрекшихся от себя.

Я считаю себя таким умным, а разорвал отношения с братом, матерью, отцом, соседом. А не кажется ли мне, что в этом моем положении нет никакой мудрости? Меня никто не интересует, мне не хочется быть добрым, зато очень хочется, чтобы мне было спокойно! Только как же я тогда до сих пор не заметил, что этот мой жизненный выбор не обеспечил мне спокойствия, не гарантировал равновесия?

«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1).

При толковании этого евангельского текста экзегеты говорят, что его смысл относится к тексту, следующему в Писании ниже, и речь идет об апостолах, это они увидят Христово Преображение. Но когда я читаю этот текст в связи с предыдущими стихами, то думаю, что здесь скорее говорится именно о тех, кто выбирает Крест любви. Именно они увидят Царство Божие в истине и силе. У них будет опыт боговидения, общения с Богом уже теперь. Так я понимаю этот отрывок. Не знаю, ошибаюсь я или нет, но я провожу связь с предшествующим текстом.

Кто встанет на этот трудный путь, те поймут Бога, осязаемо ощутят Его присутствие, пришедшее в силе, – что означает, что они увидят Божии чудеса, насладятся ими и, наверное, будут сами их совершать. Они получат великие дарования. Ибо у всех нас есть дары благодати, но они сокрыты и таинственны. Почему? Потому что если Бог откроет их нам в том состоянии, в каком мы находимся сейчас, то мы начнем использовать их друг против друга. Например, чтобы я смотрел на вас в эту минуту и понимал, как чувствует себя каждый, – для этого надо иметь очень много любви, чтобы употребить такой дар во благо, не правда ли? Или знать, где зарыты сокровища. Или видеть будущее. Сколько благодати надо иметь, чтобы Бог даровал тебе способность видеть будущее какой-то конкретной личности! И сколько любви надо иметь, чтобы не эксплуатировать этот дар в свою пользу!

Надо иметь огромную любовь, чтобы получить благодатные дарования. Поэтому благодатные дарования и становятся действенными, начинают проявляться, когда встаешь на путь любви. Только тогда. Когда ты готов использовать этот небесный дар во спасение и в помощь другому. И при этом знаешь, когда его использовать.

Благодатные дарования начинают проявляться, когда встаешь на путь любви

Старец Паисий говорил нам:

– По благодатному дару, данному мне Богом, я мог бы пойти в казарму, рассказать там, что каждый из солдат творил в своей жизни, забрать всех с командиром во главе на Святую Гору Афонскую и сделать монахами. Но Бог не хочет этого!

Какие сильные слова! Бог не хочет произвести на тебя впечатление, не хочет взять тебя в плен, не хочет схватить тебя за шиворот и притянуть к Себе. Он хочет, чтобы ты Его свободно поискал.

Вот великое благородство Бога, которым диавол не обладает. Диавол схватит тебя в охапку и даже тебе на спину запрыгнет, он хочет взять тебя в плен тут же, немедленно. А Бог хочет свободы человека, его любви, его души хочет – того, о чем мы здесь говорим. Он хочет, чтобы я сам понял ценность того, о чем Он говорит. И когда я начну идти этим путем, то постепенно, в меру моей духовной зрелости, всё, о чем говорят святые, начинает мне открываться.

Идя вперед по этому пути, в нашем общении с Богом, мы будем ощущать всё большую уверенность и смелость. Потому что мы дрожим и боимся всего в этой жизни потому, что не встали на Его путь, чтобы Он показал нам Себя.

А «увидеть Царствие Божие, пришедшее в силе», – это чудо, это значит обнаружить Небесное присутствие здесь и теперь. В конечном же счете это признак того, что ты вступил на Путь Креста, Креста любви в свободе.

 
Святые и святыни
23 февраля 2020

Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии Христовом

Возлюбленные братия! Недавно мы созерцали Господа нашего Иисуса Христа родившимся в вертепе, обвитым пеленами, положенным в яслях, приявшим на Себя вместе с человечеством все немощи человеческие, кроме греха; недавно мы созерцали Его, гонимого Иродом, бежащего от меча убийц в Египет, возвращающегося в Иудею, не дерзающего остановиться в ней, помещающегося на жительство в Назарет, бедном и малозначащем городе неславной Галилеи, приемлющего крещение наравне с нуждающимися в крещении, проповедующего покаяние и наступление Царства Небесного. Созерцали мы это недавно и готовимся к новому созерцанию, к новому, самому поразительному зрелищу. Чтоб соделаться по возможности человеческой достойными этого зрелища, мы намереваемся заняться предочищением своих духовных очей – ума и сердца – подвигом поста. Мы намереваемся утончить при посредстве постного подвига самую плоть нашу, чтоб эта завеса, которою занавешено духовное естество наше, не была излишне густа и непроницаема, не воспрепятствовала нам воззреть с должною чистотою, верою и умилением на распятого за нас Спасителя нашего, разоряющего на кресте средостение между нами и Богом (Еф. 2: 14). И еще ожидает нас страшное зрелище, событие самое грозное: второе пришествие на землю Господа нашего Иисуса Христа. Первое пришествие мы можем созерцать в благочестивом воспоминании, второе представлено нашему воображению Словом Божиим в чертах самых живописных и сильных. Эта живопись может спасительно потрясти наши души страхом Божиим, возбудить нас от глубокого нерадения о нашей вечной участи, как бы от сна непробудного, которым усыпила нас плотская жизнь наша. Приидет Сын человеческий во славе Своей.

Преисполнено глубокого постоянного смирения первое пришествие Господа нашего на землю и пребывание Его на ней. Все, уважаемое и высокоценимое миром, было оставлено Господом без внимания. Не благоволил Он явиться в блеске и громе земной славы; не благоволил Он явиться окруженным пышностию и великолепием; не благоволил явиться среди шума празднеств и ликований. Он пришел на землю, как в страну, в которую изгнаны преступники Божией заповеди; Он пребывал и действовал на ней, как в стране горестей, куда низвергнуты из высокого рая преступившие в раю Божию заповедь; Он пребывал и действовал на ней, как Искупитель погибших, делаясь участником всех бедствий, постигших преступное человечество. И был Он как бы одним из нищих, попираемых человеками. И был Он странником, не имевшим где главу подклонить. И был Он гоним, осыпаем бесчестиями; и постоянно воздавал Он добром за зло: Сын бо человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти (Лк. 9: 56). И окончил Он земное странствование Свое смертию мучительною и позорною, смертию уголовных преступников, смертию рабов, для которых и в самом образе смерти не было общего права с гражданами мира. Таково было первое пришествие на землю Сына Божия. Будет в свое время и второе пришествие Его к нам: приидет Сын человеческий, который вместе и Сын Божий, во славе Своей. Первое пришествие Его было пришествием Искупителя, подчинившегося всем немощам человеческим, подъявшего их на Себя для уничтожения их Собою; второе пришествие будет пришествием Судии для принятия отчета от человечества в поведении человечества относительно дарованного ему Богом божественного искупления. Приидет Сын человеческий во славе Своей, и вси святии ангели с Ним: и соберутся пред Ним вси языцы (Мф. 25: 31-32), чтоб представить Ему на суд дела свои и приять от Него награды или казни, сообразно делам своим.

При получении известия о предстоящем пришествии какого-либо земного начальника и судии мы принимаем все меры, чтоб привести дела наши в должный порядок и заслужить одобрение: тем более должен нас озабочивать суд Христов, на котором решится вечная участь каждого из нас. Судия – страшен, страшен невыразимо. Страшен Он по величию, страшен Он по всемогуществу, страшен потому, что прозирает в глубины духа человеческого, и никакая тайная человеческая мысль, никакое тончайшее ощущение не сокрыты от Него. Оправдания не имеют места на суде Его: не оправдится пред Ним не только умерщвленный грехом, но и всяк живый жизнию праведности (Пс. 142: 2). Ты победиши, вопиет уже навстречу грядущему Судии вдохновенный Свыше Пророк, внегда, судити Ти (Пс. 50: 6)! Обымет трепет всех человеков, когда они встанут пред лице Судии, обымет трепет не только грешников, но и праведников. Вострепещут грешники от отчаяния, от ожидания предстоящих им мук, от того необыкновенного страха, который произведет в них переворот, имеющий тогда изменить вселенную. Они воскликнут горам и утесам: падите на ныи покрыйте ны от лица Седящаго на престоле, и от гнева Агнча. Яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати (Откр. 6: 16)? Они вострепещут и восславословят, хотя и поздно. Когда Творец прикрыл неприступную и невыносимую славу Свою покровом смирения: тогда только тварь могла свободно владеть мыслями и чувствованиями, свободно произносить слово и свободно располагать действиями. Когда же Творец явится в славе Своей – свобода твари иссякнет пред величием славы Его, подобно тому, как эта свобода при каких либо особенных обстоятельствах, оставаясь принадлежностию нашею, как бы уничтожается насилием обстоятельств. Самые ожесточенные враги Господа, самый Синедрион, распявший Его и поклявшийся в ненависти к нему, воскликнет в сретение Судии славословием, что и Господь предрек ему: Узрите Сына человеческого седяща одесную силы, и грядуща на облацех небесных (Мф. 26: 64). Глаголю вам, яко не имате Мене видети отселе, дондеже речете, благословен грядый во имя Господне (Мф. 23: 39). Вострепещут праведники от безмерной славы явившегося Судии, они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему, – будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости. Самые Ангелы Божии придут в смятение и страх от открывшегося в величии Своем Бога (Лк. 21: 27), Который суд весь даде Сынови, да вси чтут Сына якоже чтут Отца (Ин. 5: 23). Бесчувственная вещественная природа не выдержит взора Сына Божия: небо свиется яко свиток, всякая гора и всякий остров двинутся с мест своих (Откр. 6: 14).

На суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилование одна милость, как опытное доказательство любви. Милости хощу, а не жертвы (Мф, 9: 13), возвестил грядущий страшный и нелицеприятный Судия. Милость доставит оправдание возлюбившим ее, а отвергших ее предаст осуждению. Она с дерзновением предстанет пред Господом, и приведет пред Него всех питомцев своих. Она приведет тех, которые совершали ее вещественно, которые насыщали алчущую братию, принимали в домы странников, одевали нагих, посещали болящих и заключенных в темнице. Приведет милость пред Христа тех, которые творили ее сокровенно в душах своих и миловали ближнего, охраняясь осуждать ближнего при его преткновениях, прощая ему оскорбления и обиды, воздавая ему за клятву благословением и за злодеяние благотворением. Приведет милость пред Христа пастырей церковных, которые преподавали братии своей нетленную пищу – Слово Божие, которые обнаженных грехом одевали в ризы добродетелей, доставляли духовное врачевство болящим душами, и долготерпеливо посещали назиданиями своими заключенных в темницах неверия или мрачного заблуждения. Приведет милость пред Христа смиренных иноков, которые стяжали таинственное и существенное познание живущего в себе Христа, взалкались блаженною алчбою евангельской правды, потщились облечь себя в преподобие и святыню, очистились от самых утонченных недугов человечества – житейских пристрастий, и тем достигли евангельской свободы. Приведет милость пред Христа и тех, которые возмогли оказать милость лишь самим себе, посетив себя рассматриванием себя и освободив себя от нищеты, от болезни, от темницы греховной покаянием. Покаяние для ожесточенного сердца – невозможно: надо, чтоб сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда обымется и преисполнится сердце милостию: тогда только оно делается способным к покаянию; тогда только, покинув осуждение ближних, оно может обратиться к самовоззрению, а, спасительно осудив себя, приложить к язвам своим врачевство покаяния. Христос искупил всех человеков и каждого человека Собою. Человек, который окажется способным только для милости к самому себе, и сотворит эту милость, напитав Словом Божиим гладную душу свою, напоив ее ощущениями, исходящими из Святого Духа, отвлекши от гибельного странствования по различным видам греха, введши в дом благочестия и добродетели, одеяв ее добрыми делами, исцелив прежние согрешения исповеданием их и противоположною им деятельностию, изведши себя из темницы плотского мудрования и состояния в разум и состояние духовные – признан будет соделавшим все это Самому Господу Иисусу Христу. Всех делателей своих милость приведет пред Христа и исходатайствует им у Христа помилование и вечное блаженство. Приидите скажет Он им, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех и введосте Мене. Наг и одеясте Мя: болен, и посетисте Менев темнице бех, и приидосте ко Мне. Аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому братий Моих менших, Мне сотвористе (Мф. 25: 34–36, 40).

Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд; неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти. Возлюбленные братия! Будем бодрствовать и приготовляться к страшному суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки. Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особливо милостию, которая заключает в себе и увенчивает собою все добродетели, так как любовь – побудительная причина милости – есть соуз христианского совершенства (Кол. 3: 14). Милость соделывает человеков, преисполненных ею, богоподобными (Мф. 5: 44, 48; Лк. 6: 32, 36)! Блаженни милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5: 7); суд же без милости несотворшим милости (Иак. 2: 13). Аминь.

 
Святые и святыни
08 ноября 2019

4 ноября. Казанская икона Божией Матери

В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи.

Общество
30 сентября 2019

Как экстренно погасить обиду?

Все мы постоянно на кого-нибудь обижаемся и не всегда понимаем, как быстро погасить это вредное и изматывающее чувство в себе самих. Ситуация особенно обостряется перед причащением Святых Христовых Таин, к которым надо приступать с чистым сердцем. Вот только если миряне могут отказаться от причастия в случае обиды, то у единственного служащего священника такого выхода нет — ему надо служить в любом случае. Именно поэтому мы попросили пастырей рассказать о том, как уничтожить обиду максимально быстро.

Святые и святыни
20 сентября 2019

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания.

Общество
21 августа 2019

Деревенская малокомплектная школа как зеркало русского пути

На сегодняшний день мы столкнулись с парадоксальной ситуацией. С одной стороны, оптимизация образования довершила процесс разрушения деревень и сёл, закрыв огромное количество школ в удалённых деревнях.

Наш адрес

Россия, Смоленская область,
пос. Темкино, ул. Советская, 25а