Общество

Современные люди в большинстве своем упорно стремятся к свободе. Но стремление их оказывается только на словах. Ведь сам человек отдает себя в плен разным зависимостям.

Говоря о свободе, многие понимают ее по-разному. Одни мечтают иметь свободный график работы, чтобы планировать свое время и распоряжаться им так, как им самим кажется оптимальным. Другие хотят меньше погружаться в домашнюю рутину и для этого покупают разнообразную технику, ищут возможность нанять кого-нибудь для выполнения этой работы либо стараются частично или полностью переложить бытовые заботы на плечи своих близких.

Многие в наши дни воспринимают свободу как возможность говорить, поступать, выстраивать свою жизнь так, как им хочется. При этом они не очень-то учитывают или вообще не считаются с интересами, чувствами, мнением близких людей, «забывая» о своих обязанностях по отношению к ним… Молодежь и подростки традиционно стремятся все решать сами, не желая жить по указке. Социально активные люди добиваются новых общественных и политических свобод. Даже в Церкви иным хотелось бы большей свободы, и каждый опять-таки понимает это по-своему.

Желание расширять границы свободы давно стало так называемым общим местом. К сожалению, оно нечасто сопровождается признанием и уважением прав других людей. Еще реже люди осознают, что свобода предполагает ответственность. И совсем редко можно встретить человека, который понимает, что сам добровольно отдает свою реальную свободу, позволяя вредным привычкам управлять собой.

По мере взросления человек все больше трудится, размышляет, набирается опыта, преодолевая трудности и переживая внутренние борения. Перед ним встают новые задачи, жизнь снова и снова требует напряжений сил, непростых решений, но все это развивает его как уникальную личность, обогащает палитру его воспоминаний. Не бывает жизни без радостей, как не обходится и без проблем. В какой-то момент, на каком-то этапе своей судьбы молодой человек впускает в свою жизнь сигареты, алкоголь или другие вещества, вызывающие зависимость. Проходит время, и эта зависимость уже управляет человеком, а смысл жизни замыкается на ее удовлетворении.

О какой свободе можно говорить, если несколько затяжек определяют настроение, управляют эмоциями, а при отсутствии возможности покурить человек ни о чем, кроме сигареты, уже не способен думать? О какой свободе может идти речь, если без принятия спиртного или банки энергетика уже не обходится ни один вечер?

Человек, подверженный вредным привычкам, совершенно точно несвободен. Он зависим от табака или спиртного гораздо больше, чем сам себе в этом признается. Не он определяет свою жизнь, а зависимость от сигарет или алкогольных напитков тянет его за собой. Как предупреждал святитель Димитрий Ростовский, мир и царствующие в нем страсти обещают нам золото, а дают болото — вязкую, топкую, смертельно опасную трясину.

Все вредные зависимости губят здоровье, отнимают годы жизни, заставляют напрасно тратить время и деньги. Они разрушают человеческую личность, лишают человека множества возможностей. Они коварны: сначала заставляют человека верить, что он в любой момент остановится и бросит, создают иллюзию, что нет никаких проблем, а потом заставляют считать, что уже ничего нельзя поделать, что уже не сможешь обойтись без курения, или алкоголя, или другой греховной привычки, что остается только свыкнуться с ними и продолжать потакать им до могилы. То и другое ложно, но человек, впавший в пагубную зависимость, часто этого не видит.

Несвобода от алкоголя или курения не только управляет самим человеком, но неизбежно влияет на жизнь окружающих, особенно его близких. Дым и запах сигарет могут быть неприятны другим людям и уж точно не идут на пользу их здоровью. Общение с пьяным человеком вряд ли кому-то приносит удовольствие. Тем более жаль детишек, у которых пьют родители, пожилых людей, вынужденных регулярно выносить пьяные выходки взрослых детей, жен и мужей, которые редкий день проживают без скандала и драки, устроенной их супругами-алкоголиками, соседей, терпящих безобразные сцены в исполнении живущих рядом пьяниц. Все они оказались заложниками чужой зависимости, которой человек позволил распоряжаться не только собственной жизнью, но и в какой-то мере судьбами своих родных и посторонних ему людей.

Человеку не следует становиться рабом греховных зависимостей. Он свободен от них, когда приходит в этот мир, и таким же свободным должен оставаться. Апостол Павел увещевает нас: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» греха (Гал. 5, 1).

Этой свободой надо дорожить более всего, хранить ее как дар Божий, ибо нам всем предстоит держать ответ перед Господом. И не вредные привычки должны определять жизнь человека, а он сам, памятуя о Боге; и не грех должен управлять нами, а Благодать Христова.

Нам важна и необходима Ваша поддержка!


Храм Святого Пророка Илии села Тёмкино, Вяземской епархии, просит помощи для строительства воскресной школы для детей.
Да благословит вас Господь!
Подробно ->
Общество
01 декабря 2018

Социальные сети и их влияние на общество

Биофизик, специалист в области биоэтики, доктор наук Вирджилиу Георге объясняет, каким опасностям подвергаются люди, пользующиеся социальными сетями онлайн, и как изменяется кора головного мозга детей в результате использования данных технологий.

Духовная жизнь
29 ноября 2018

Строить свой дом и быть счастливым человеком

К сожалению, пристрастия наши столь сильны, что мы не можем их преодолеть. По идее, как это должно было бы быть, самой главной мотивацией нашей жизни должна быть наша вера.

Духовная жизнь
28 ноября 2018

Что нужно успеть каждому в Рождественский пост

Рождественский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви – продолжается с 28 ноября по 6 января включительно.

Пост – это не только время воздержания от того или иного вида пищи, но и повод чаще ходить в храм. Если ритм жизни не позволяет быть на службе каждый день, какие дни для этого лучше выбрать?

Постный стол

Соблюдение Рождественского поста в пищевом отношении относительно несложно. В 33-й главе Типикона, в которой речь идет обо всех постах года, предлагается такая схема: по субботам и воскресеньям разрешается рыба, по понедельникам, вторникам и четвергам – пища с растительным маслом и вином, по средам и пятницам – сухоядение. Если на будний день попадает память славословного или полиелейного святого, в понедельник, вторник и четверг разрешается рыба, в среду и пятницу – масло и вино. В случае, если накануне среды или пятницы совершается Всенощное бдение, в эти дни также разрешается рыба.

В той же книге в указаниях на 14 ноября (день накануне поста по ст.ст.) можно найти более строгий устав, по которому рыбу разрешено есть только по субботам и воскресеньям, на Введение во храм Пресвятой Богородицы и еще в 9 дней, когда празднуется память великих святых, если они придутся на вторник или четверг. Со 2 января по этой версии устава рыбу нельзя есть вовсе. Там же содержится отсылка к еще более строгому уставу.

Такие разночтения связаны с наличием двух традиций – более мягкой студийской и более строгой иерусалимской. Иерусалимский устав – устав монахов-отшельников, предполагавший более строгий пост и более продолжительные богослужения – со временем стал господствующим в Церкви, однако к реалиям современной жизни ближе Студийский устав, выработанный монахами городского монастыря.

Фактически большинство православных христиан не вникают в эти тонкости и едят рыбу каждый день, кроме среды и пятницы, когда переходят на пищу с елеем. В Сочельник (Навечерие Рождества – 6 января) трапеза поставляется один раз, вечером (либо после Литургии), без масла. Впрочем, не так интересны пищевые особенности поста, как богослужебные.

Богослужения Рождественского поста

4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы, накануне совершается Всенощное бдение. Введение – двунадесятый праздник, один из особенно почитаемых. В этот день празднуется, как Пречистую Богородицу в трехлетнем возрасте праведные Иоаким и Анна привели в храм и посвятили Богу. В праздник Введения Богородицы во храм в храмах на всенощной, во время елеопомазания начинают петь Рождественский канон.

Всенощное бдение совершается также накануне:
18 декабря – память прп. Саввы Освященного
19 декабря – память свт. Николая Чудотворца – т. н. «Никола Зимний»
Полиелей бывает накануне:
29 ноября – память апостола и евангелиста Матфея
2 декабря – память свт. Филарета Московского
6 декабря – память св. блгв. кн. Александра Невского / свт. Митрофана Воронежского
10 декабря – празднование в честь иконы Божией Матери “Знамение” (может совершаться бдение)
13 декабря – память апостола Андрея Первозванного
17 декабря – память вмц. Варвары
26 декабря – память мчч. Евареста, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста
2 января – память св. прав. Иоанна Кронштадтского
3 января – память свт. Петра Московского

Исповедь Рождественским постом

Исповедь Рождественским постом Время поста – время более усиленной молитвы и глубокой исповеди. Исповедоваться в большинстве храмов можно на каждой вечерней службе, но лучше заранее узнать время исповеди в своем храме.

История
27 ноября 2018

Воспоминания схиархимандрита Илия (Ноздрина) о войне

В этом году исполнилось 75 лет первому салюту в Великой Отечественной войне. 5 августа 1943 г. наш народ праздновал освобождение Орла.

Святые и святыни
26 ноября 2018

Свято-Троицкий собор

Свято-Троицкий собор - главный собор города Вязьмы Смоленской области. Расположен на Соборном холме на левом берегу реки Вязьмы, на территории Вяземской крепости. Играет доминирующую роль в панораме города при подъезде с северной стороны.

Семья
26 ноября 2018

Радуйтесь

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга Надежды Тузинайте «Радуйтесь».

Наш адрес

Россия, Смоленская область,
пос. Темкино, ул. Советская, 25а