Общество

«В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово… то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище – внимательное сердце».

Преподобный Амвросий Оптинский

Алевтина Петровна сидела на кухне, тщетно пытаясь разглядеть в окне знакомый силуэт. На улице протяжно завывала метель. Слабая надежда, что дочь Галя вернется домой, таяла с каждой минутой…

Год назад Галина вышла замуж, и молодая семья поселилась вместе с Алевтиной Петровной в квартире.

В светлой угловой комнате, окна которой выходили на восток, зять-художник оборудовал творческую мастерскую: установил по центру помещения мольберт и создал хаос, заполнив пространство гигантскими подрамниками и холстами. На подоконниках, где прежде цвела душистая герань, возвышались горы пыльной бумаги. Тюбики с масляной краской, ветошь, пропитанная олифой, мастихины, кисти и карандаши просто валялись на полу.

Ремесло Дмитрия не приносило стабильного достатка, о чем молодой человек не слишком переживал. Ни кола, ни двора у него не было, да и по хозяйственной части ничего он делать не умел.

Одним словом, зять был никудышным, и Алевтина Петровна его невзлюбила. Разве для такого она дочь растила, лелеяла?

Руководствуясь лучшими побуждениями, женщина старалась Галю вразумить: «Не пора ли Дмитрию за ум взяться?», – да все без толку.

Потеряв терпение, она окончательно сорвалась: словно одержимая, налетела на зятя, высказала всё, что хотела, и даже больше. Дмитрий молча оделся и ушел, Галя тоже поспешила к выходу. Алевтина Петровна пыталась ее удержать:

– Куда же ты, доченька? Ведь ночь на дворе…

Но Галина отстранила мать:

– Я люблю его, без него меня просто нет!

Уже через час Алевтина горько пожалела о содеянном, только исправить ничего не могла: телефон дочери, забытый впопыхах, жалобно пищал в коридоре, а где искать Галю, женщина не представляла.

Глядя во тьму сквозь заиндевелое окно, она всматривалась в редких прохожих и, прислушиваясь к каждому шороху на лестнице, то и дело металась к дверям, и на третьи сутки совершенно вымоталась от пустого, бесплодного ожидания.

Алевтина места себе не находила и, мучаясь бессонницей, решила немного отвлечься: распустила два старых свитера, смотала шерстяную пряжу в клубки и вспомнила, как прежде, когда дочь была маленькой, вязала ей теплые кофточки, варежки… А потом, когда Галя подросла, научилась создавать яркие джемпера по образцам из модных каталогов, да так красиво, что от импортных было не отличить.

Машинально набрав крючком петли, женщина с грустью подумала: «Только кому теперь нужно мое рукоделие?» – и в бессилии замерла, но через мгновение в голове ее возникла мысль: «Не смогла я родную дочь теплом своим обогреть… Пусть других детей мои носки хоть чуточку согреют!».

К концу недели Алевтина Петровна связала двадцать пар маленьких носочков, сложила рукоделие в пакет, отправилась в ближайшую церковь, оставила сверток под образом Богородицы и спешно ретировалась.

Возвращаясь домой через парк, она заметила у обочины большую лохматую собаку и, удивившись, почему зверь гуляет без намордника, притормозила, огляделась с опаской по сторонам, но вокруг никого не было.

– Где твой хозяин? – вымолвила обомлевшая женщина.

В следующую секунду пес с низкого старта рванул ей навстречу, но, не добежав несколько метров, прижался к земле, подполз на брюхе и лизнул носок сапога. В собачьих глазах было столько тоски, что сердце Алевтины сжалось, и она, позабыв об осторожности, протянула руку и погладила пса:

– Видно, настрадался ты, бедняга…

Он уткнулся мокрым носом в ее ладонь, облизал шершавым языком пальцы.

На шее животного блеснул ошейник. Нагнувшись, Алевтина прочитала гравировку: «Меня зовут Друг. Если я потерялся, позвони по телефону…» и сказала:

– Пойдем со мной, Дружок. Поедим и разыщем твоего хозяина.

До дома спасительницы пес двигался рядом шаг в шаг, а едва войдя в незнакомую квартиру, скромно уселся на коврике в коридоре.

После обеда Алевтина Петровна позвонила по указанному номеру. Трубку сняла девушка и, сообщив, что хозяин собаки скончался вчера, попросила больше ее не беспокоить, поскольку Друг ей совершенно без надобности.

– Не грусти, – Алевтина ласково потрепала пса за ухом: – Мне очень нужен друг!

Друг оказался собакой воспитанной и неприхотливой в еде. Он в совершенстве понимал человеческую речь, только разговаривать не умел. Проблем с ним не было никаких. Напротив, с появлением питомца у Алевтины Петровны возникла причина совершать ежедневный моцион по свежему воздуху.

Прогуливаясь с собакой во дворе, она то и дело всматривалась в темные, пустые окна своей квартиры. Ей так хотелось, чтобы там зажегся свет…

Друг засыпал и просыпался под монотонное постукивание вязальных спиц. Алевтина продолжала распускать свои вещи, из которых получались теплые носки, и, посещая храм, оставляла рукоделие под большой старинной иконой.

Когда в шкафу осталась последняя шерстяная кофта, женщина без сожаления простилась и с ней, опять смотала из пряжи клубки и вновь принялась за вязание.

Спустя несколько дней она окончила работу, собралась в церковь и перед уходом погладила пса:

– Не скучай, я скоро вернусь.

Он заскулил, метнулся в прихожую, притащил в зубах поводок.

– Хочешь со мной? Но туда с собаками не пускают…

Поразмыслив немного, Алевтина смягчилась:

– Ладно, уговорил! Подождешь снаружи, только веди себя тихо.

Добравшись до храма, она оставила Друга за церковной оградой, но как только вошла в притвор, пес принялся громко выть, звонко, заливисто лаять. На этот шум вышел батюшка и, увидав Алевтину Петровну с мешком шерстяных носков, улыбнулся:

– Так вот вы какая, наша тайная благодетельница! Спаси Господи за труды, добрая вы душа.

– Не достойна я похвалы, и не добрая вовсе, – Алевтина расплакалась и поведала священнику о своей беде. Рассказала, как хотела разрушить семью дочери, а в результате себя наказала, осталась одна: – Если бы теперь можно было повернуть время вспять, я бы так уже не поступила…

– Вижу, вы осознали собственные ошибки, и раскаяние принесло достойные плоды. Не печальтесь, Бог милостив! – батюшка подвел Алевтину к знакомой иконе. – Это список с чудотворного образа «Всех скорбящих Радость». Попросите Богородицу о помощи, и Царица Небесная похлопочет за вас перед Господом. Всё устроится, возвратятся домой ваши дети.

Потеряв счет времени, сокрушенная женщина молилась Пресвятой Богородице. Горящая пред образом лампада вдруг ярко вспыхнула, дохнула теплом, и на душе сделалось так легко, словно камень свалился. Ощутив утешение, Алевтина возрадовалась: «Прав батюшка! Все будет хорошо».

Когда она вышла из храма, на улице уже стемнело. Друг сидел у забора и терпеливо ждал.

Не спеша пройдя через парк, они добрели до дома. Еще издали Алевтина увидела в своих окнах свет, с замиранием сердца влетела в подъезд, поднялась по лестнице к квартире. У дверей пес, почуяв чужое присутствие, ощетинился, зарычал.

– Охраняй, Друг! – прошептала хозяйка, неуверенно шагнула внутрь и возликовала:

– Стоять, Друг! Это – свои! Свои! Свои!


Наталия Рогозина

Источник: Православие.Fm

29 декабря 2017 г.

Святые и святыни
08 ноября 2019

4 ноября. Казанская икона Божией Матери

В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи.

Общество
30 сентября 2019

Как экстренно погасить обиду?

Все мы постоянно на кого-нибудь обижаемся и не всегда понимаем, как быстро погасить это вредное и изматывающее чувство в себе самих. Ситуация особенно обостряется перед причащением Святых Христовых Таин, к которым надо приступать с чистым сердцем. Вот только если миряне могут отказаться от причастия в случае обиды, то у единственного служащего священника такого выхода нет — ему надо служить в любом случае. Именно поэтому мы попросили пастырей рассказать о том, как уничтожить обиду максимально быстро.

Святые и святыни
20 сентября 2019

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания.

Духовная жизнь
19 сентября 2019

«НЕ БУДЬ ПОБЕЖДЕН ЗЛОМ»

Так как плотской грех принимает гигантские размеры и захватывает в свое рабство весь мир, то близится время, когда Господь вновь произнесет Свой грозный приговор, который он некогда произнес о всех людях перед Всемирным потопом: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6:3).
Святитель Серафим (Соболев)

Несчастный старый Запад: бессильно погружающийся день за днем в упадок, впадающий в дебилизм на липкой грязи его собственной всепоглощающей вседозволенности, его наркотизации, его злодеяний, его порнографии, его потакания молодежи, его склонности к телесным удовольствиям, его неистового материализма и потребительства.
Джордж Ке ннан

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром, – писал святой апостол Павел (Рим. 12: 21). Среди того зла, которое надо победить и распространение которого приобрело сегодня угрожающий масштаб, – порнография[1]. В известном смысле можно говорить, что современное общество побеждено этим злом: порнография распространяется почти бесконтрольно, в интернете она доступна в любое время дня и ночи посредством буквально нескольких нажатий клавиш компьютера или смартфона. И, к сожалению, приведенные в эпиграфе слова Дж. Кеннана[2] об Америке 1970-х годов мы сегодня можем отнести и к России.

Распространение порнографии несет в себе угрозу как нравственному здоровью отдельных людей (особенно молодежи), так и духовному благополучию общества в целом, нарушает нормальное психологическое состояние человека, подменяет традиционные семейно-брачные ценности культом похоти, извращений и насилия, негативно влияет на безопасность государства[3]. И если мы не будем говорить об этой специфичной, подчас табуированной теме, если не будем решать эту проблему, то наши дети и внуки будут жить в еще более опасной и агрессивной среде, чем та, в которой росли мы – нынешние взрослые.

Сегодня деструктивное воздействие порнографии испытывает на себе большая часть молодого поколения жителей России, а также множество людей более старших возрастных групп. Знакомство юношей и девушек с порнографией стало почти обычным, отношение к ней становится всё более лояльным. Закономерно возникают деструктивные инциденты, такие как извращенческая вечеринка выпускников школы в Приморском крае в мае 2019 года.

Ситуация усугубляется тем, что, несмотря на законодательный запрет порнографии (ст. 242 УК РФ; ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»[4]), в частности детской (ст. 242.1 и ст. 242.2 УК РФ), ее распространение фактически почти не пресекается, за исключением немногих прецедентов[5] по блокированию популярных порнографических сайтов. При этом внесудебное ограничение доступа к порносайтам возможно только при наличии на них детской порнографии – так что основной массив порнографии может быть заблокирован только через приложение необоснованно больших усилий правоохранительных органов и судов.

К сожалению, сегодня в России не осуществляется реальная эффективная защита детей от информации порнографического характера, как это предписывает ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (см. также ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). При этом непонятно, почему защита от порнографической информации ограничена только детьми, тогда как основными потребителями порнографии (и, соответственно, страдающими от нее) являются совершеннолетние.

Почему защита от порнографии ограничена только детьми, тогда как страдают от нее и совершеннолетние?

Одна из опасностей порнографии – в изображении не только «обычных» сексуальных отношений, но и всевозможных извращений. При поиске соответствующих материалов в интернете молодые люди встречают не только условно «обычную» порнографию, но и изображения содомского греха, кровосмесительных связей, свального греха и так далее (порнографические сайты, как правило, снабжены подробными рубрикаторами, что называется, «на любой вкус»). Последствия, которые это может иметь для психики человека, особенно молодежи, абсолютно деструктивны, вплоть до изменения половой ориентации, возрастания агрессивности в поведении, неспособности выстроить отношения с любимым человеком и создать семью. Напомним трагическую историю про британского подростка, который испытывал порнографическую зависимость, вследствие чего изнасиловал и убил школьницу.

Еще одна проблема – наличие в России подпольных порнографических видеостудий и незаконного порнографического бизнеса. Порнографические сайты изобилуют материалами с русскоязычными «актрисами» («деятельность» которых, кстати, вполне подпадает под понятие проституции). В сети встречаются свидетельства о подпольных (подпольных ли? – возникает горький вопрос) порнографических видеосъемках в России. А недавно Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал российские власти выдать скандально известному российскому порнорежиссеру (не будем указывать его имя) лицензию на воспроизведение порнографических фильмов (так как его «свобода самовыражения» якобы ущемлена). Таким образом, порнография обретает и политическое измерение, а свобода ее оборота может насаждаться в контексте защиты «прав человека».

Порнография обретает политическое измерение, а свобода ее оборота насаждается как защита «прав человека»

Отметим также, что уже сложился целый бизнес-сегмент по «трудоустройству» молодых женщин из России в зарубежных порнографических студиях. Не исключено, что, если «покопаться», выезд наших соотечественниц на такие заработки не всегда в полной мере добровольный.

Еще одна проблема – не просто производство и распространение порнографии, но ее пропаганда (популяризация). В интернете, в том числе на сайте популярнейшего видеосервиса «Ютуб» (YouTube), доступно множество интервью с русскоязычными порнографическими «актрисами». Один из таких роликов, например, имеет 6 млн. просмотров: в нем «героиня» в позитивном ключе рассказывает, как пришла в порнобизнес, как туда могут попасть молодые девушки из России, сколько денег удается «заработать» и т.д. Излишне говорить, что такие материалы способствуют опаснейшим социальным и психологическим деформациям, давая дурной пример молодым девушкам. Кстати, при прослушивании указанных интервью зачастую возникает впечатление явных психических отклонений у «актрис», не говоря уже об их полной аморальности. «Работа» порноактрисы показывается как нечто респектабельное, доходное и даже творческое, то есть происходит полная инверсия нормальных человеческих понятий о нравственности, труде, женском призвании и т.д. Необходим, таким образом, четко выраженный запрет не только производства и распространения, но и пропаганды порнографии[6].

Сегодня масштаб проблемы настолько велик, что требуются огромные усилия по ее устранению, тем более что существующие нормы и меры явно недостаточны. Хорошо, что в нашей стране тщательно отслеживаются и устраняются из информационного поля сведения экстремистского характера; однако наносящая не меньший (если не больший) вред обществу порнография почти неограниченно доступна в интернете.

Кто-то может сказать, что каждому отдельному человеку ничто не мешает быть свободным от порнографической зависимости и просто не смотреть порнографию. Тем более это верно для человека, живущего воцерковленной жизнью. Однако такой взгляд очень поверхностен, ведь можно сказать то же самое о других формах социального зла (алкоголизм, проституция и т.д.): зачем с ними бороться, ведь каждый в отдельности может от этого уклоняться. Такой взгляд сквозь «розовые очки» на каждом шагу опровергается жизнью, а греховная поврежденность человека не позволяет надеяться даже на воцерковленных людей. Святитель Серафим (Соболев) еще в 1949 году так говорил о грехе блуда:

«К великому сожалению, этот грех является самым существенным и отличительным свойством не только язычников и инославных христиан, но даже часто и христиан православных. Здесь, среди православных, в последнее время наблюдается какое-то помрачение разума в отношении к сему плотскому греху, ибо многие считают его вполне естественным и дозволенным явлением» (Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы).

К сожалению, со времен святителя Серафима ситуация только ухудшилась.

Сегодня мы должны четко сказать: пропаганда блуда и распространение порнографии недопустимы, им должен быть положен конец.

Несомненно, распространение и пропаганда порнографии является прямой угрозой национальной безопасности России, подрывает общественную нравственность и демографический потенциал страны. Напомним, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента России от 31.12.2015 года № 683) к числу угроз относит «разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей», «пропаганду вседозволенности и насилия», а к числу национальных интересов относит «сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Необходимо серьезное аналитическое, научное (в т.ч. юридическое) осмысление проблемы порнографии с изучением опыта других стран[7] и конкретные законотворческие и правоприменительные (правоохранительные) меры. В том числе, на наш взгляд, необходимо разработать отдельный федеральный закон «О запрете производства, распространения и пропаганды порнографической продукции», в котором должно раскрываться и собственно понятие «порнографии» («порнографической продукции»). Парадоксально, но при том, что Уголовный Кодекс РФ запрещает распространение порнографии, нигде в законодательстве не дается ее определение, с чем связаны и трудности правоприменительной практики.

В законах нет определения порнографии, и это создает большие трудности в правоприменительной практике

Необходимо проведение общественной дискуссии по проблеме с привлечением представителей государственных органов, политических партий и движений, общественных организаций, религиозных объединений, академического сообщества. Полагаю, что именно Церковь, имея ключ к глубочайшему духовному пониманию рассматриваемой проблемы, может сказать свое веское слово.

Необходима кропотливая работа по составлению реестров деструктивных информационных ресурсов (порносайтов и материалов с пропагандой порнографии и т.д.) и их последующему блокированию. Нужна и работа с поисковыми сайтами, социальными сетями и интернет-провайдерами с целью повышения их социальной ответственности (хороший пример подает поисковая система «Рублёв», которая не позволяет пользователю получить доступ к порнографическим материалам).

Безусловно, необходимо усиление административной и уголовной ответственности, в том числе за участие в порнографических съемках и их организацию, будь то в России или за границей.

Параллельно с мерами по действенному запрету порнографии целесообразна разработка программ по духовно-нравственному просемейному просвещению, включая пропаганду добрачного целомудрия (как ни странно, имеется соответствующий успешный опыт в США), поддержку более раннего вступления в брак и др. меры.

Необходимы программы просемейного просвещения, пропаганда добрачного целомудрия

Результатом может стать духовно-нравственное оздоровление российского общества и особенно молодежи, что положительным образом повлияет на созидание семей и демографическую ситуацию.

Конечно, данные предложения не являются исчерпывающими; те или иные конкретные меры должны быть тщательно проработаны. Но что точно ясно, так это то, что молчать и ничего не делать с этой острой социальной проблемой нельзя, если мы хотим сохранить наше общество, наших детей. Порнография, ее производство и пропаганда – это одна из областей «глубин сатанинских», вступая в которую человек заживо погружается в ад и смерть. Такой ли участи мы хотим для самих себя и ближних?

Завершить хотелось бы словами святителя Серафима (Соболева):

«Мы не должны огорчать Пречистую Божию Матерь и заставлять Ее проливать слезы из-за наших безчисленных грехов и в особенности от самого распространенного греха – нашей плотской страсти, или блуда.

Наша чистота и целомудрие возводят нас на небеса в том смысле, что Господь за нашу чистоту дарует нам божественное ведение богооткровенных истин и небесных таин в той мере, в какой мы целомудренны… Всецело будем, мои возлюбленные о Христе чада, стремиться к целомудрию и чистоте».

По материалам pravoslavie.ru
Общество
23 августа 2019

Пиво тоже алкоголь

Малый алкогольный градус вновь может вызвать большие проблемы со здоровьем жителей России и в экономике нашей страны.
Общество
21 августа 2019

Деревенская малокомплектная школа как зеркало русского пути

На сегодняшний день мы столкнулись с парадоксальной ситуацией. С одной стороны, оптимизация образования довершила процесс разрушения деревень и сёл, закрыв огромное количество школ в удалённых деревнях.

Наш адрес

Россия, Смоленская область,
пос. Темкино, ул. Советская, 25а