Общество

Биофизик, специалист в области биоэтики, доктор наук Вирджилиу Георге объясняет, каким опасностям подвергаются люди, пользующиеся социальными сетями онлайн, и как изменяется кора головного мозга детей в результате использования данных технологий.

Автор ряда исследований, в том числе «Влияние телевидения на человеческий разум» и «Порнография – болезнь XXI века», профессор Георге утверждает, что мы живем в период ведения войны против семьи и Церкви – институтов, не позволяющих разрушить общество, каким мы его сегодня знаем. По его мнению, молодых людей подсаживают на нецеломудренный образ жизни, чтобы сделать зависимыми от онлайновых СМИ, через которые ими легче манипулировать. Он утверждает, что мы присутствуем при установлении новой диктатуры коммунизма, насаждаемой на этот раз мягкими инструментами развлечения, манипулирования и политкорректности.

– В последнее время обсуждается опасность манипулирования, исходящая от Фейсбука. Обоснованы ли эти опасения?

– Фейсбук представляется мне по преимуществу инструментом осуществления власти, на данный момент – может, одним из важнейших инструментов манипулирования и контроля над личностью и человеческим сознанием в глобальном масштабе. И это потому, что он знает о тебе почти всё и опосредованно манипулирует тобой через виртуальное сообщество, к которому ты присоединяешься.

Пребывание в Интернете снижает у нас способность к рефлексии

Человек очень чувствителен к точке зрения своего сообщества, ведь он – существо социальное. Задумайтесь: в контексте этих виртуальных сообществ ты не знаешь всех их участников в лицо, у тебя нет прямых контактов с ними. Так что в такое сообщество легко проникнуть и манипулировать точкой зрения всей группы. Это лучший способ контролировать умы. Тем более что есть люди, слабые по части рассудительности, в том смысле, что рассудительность предполагает рефлексию, а наше пребывание в Интернете снижает у нас способность к рефлексии.

– Почему?

– В первую очередь потому, у тебя просто физически нет времени, затем – потому, что ты уже не расположен к рефлексированию, поскольку делаешься пассивным после контакта с виртуальной средой. Ты всё ждешь, что тебя будут стимулировать. Ведь Фейсбук – очень стимулирующая реальность.

Эти средства, и в целом СМИ общества развлечения и потребления, в котором мы живем, задуманы и сконструированы так, чтобы создавать у нас зависимость. Они настолько затягивают, что общая тенденция индивидов, популяции сегодня такова, что люди становятся всё более пассивными, демотивированными, вплоть до депрессии – феномена, получающего распространение во всё большем масштабе. Депрессия считается болезнью будущего, и, согласно статистике, сегодня уже около четверти населения развитых стран страдает ею. Когда доходишь до депрессии, ты уже прошел этап демотивированности. Значительная часть пользователей масс-медиа находится в состоянии демотивированности, поскольку, не имея более сильного стимула, сами не могут выйти из этого состоянии.

– Как же доходят до зависимости?

– Зависимость – это механизм, с помощью которого у человека стимулируется производство дофамина и других нейротрансмиттеров, или, конкретнее, – его внимание и мотивация стимулируются с помощью какого-нибудь внешнего средства, как по нажатию кнопки. Любое поведение, порождающее зависимость, действует по одним и тем же принципам, одним и тем же механизмам, и если у тебя нет доступа к тому поведению или среде, которые вызвали у тебя зависимость, то весьма возможно, что ты перейдешь на другое затягивающее поведение.

Когда манипулируешь мыслями, ты гормонально, биологически манипулируешь индивидом

Хорошо известно, что кто бросает наркотики, те начинают больше курить. А бросить курить резко они не могут, потому что еще нуждаются в чем-то, что поддерживало бы в них прежний уровень возбуждения нейротрансмиттеров. Всё сводится к нейротрансмиттерам. И всё очень связано. Начиная с органического уровня, проходя через неврологический уровень, доходят до психического уровня. Всё происходящее на психическом уровне имеет компонент неврологический и компонент органический, гормональный. Поэтому, когда манипулируешь мыслями, ты манипулируешь не только мыслями, но и состояниями духа, ты гормонально, биологически манипулируешь индивидом.

– У нас в Румынии уже несколько лет существуют протестные движения, пропагандируемые через онлайновые СМИ. В чем их суть?

– С идеологической точки зрения, то, в чем мы сегодня живем, – это новый вид коммунизма. Значительная часть тех, кого называют тефелистами[1], исполнены благих намерений, но ими манипулируют. Они, несчастные (многие из них), не понимают, что, борясь против Церкви, борясь против каких-то ценностей и иерархий, они на самом деле борются против истины. Сейчас очень много таких, кто не понимает, что делает. Борются против Церкви, потому что сейчас это модно. А кто отдает себе отчет в том, что сегодня мы имеем дело с теми же медийными стратегиями и антицерковными лозунгами, которые применялись в 1948–1954 годы? «Попы – воры», «Церковь – пережиток прошлого», «Наука доказала…» невесть что и т.д. И если тогда лучших представителей науки и культуры гноили в тюрьмах, то сегодня их в лучшем случае ни во что не ставят, а то и травят в СМИ.

«За селфи скрывается низкая самооценка»

– Что вы думаете о моде на селфи?

– Она связана с нарциссизмом. Исследованиями показано, что она порождается нарциссизмом.

– Не скрывается ли за ней тоска, депрессия тех, кто себя фотографирует?

– За ней скрывается низкая самооценка. Интернет создает анонимный, но публичный образ жизни. Публичный в смысле картинки, однако в своей жизни, в своем реальном существовании ты анонимен. Этот факт сильно фрустрирует и вызывает у человека заниженную самооценку. Ты чувствуешь, что ты никто, что ты не некто: независимо от того, тысяча ли у тебя лайков или две тысячи, ты знаешь, что, как только войдешь в реальное сообщество, ничего собой представлять не будешь. Чем активнее мое пребывание в виртуальной среде, тем более изможденным, более потерянным оказываюсь я в своем реальном пространстве.

Виртуальная среда порождает огромное снижение уважения к себе, а на этом фоне возникает психологическая уязвимость, которая становится почвой для развития зависимостей, когда я прибегаю к чему-то, чтобы избавиться от той гнетущей мысли, что я никто, – мысли, от которой бессознательно страдает огромная часть нынешней молодежи. А тогда мой единственный шанс – продемонстрировать себя на селфи остальным, чтобы они своим отношением ко мне убедили меня, что я – некто.

– Ты всё равно что не существуешь, если не сделал селфи в каком-нибудь знаменитом месте…

– Все комплексы превосходства связаны с комплексами неполноценности. Когда видишь кого-нибудь, желающего продемонстрировать что-то, знай, что у него есть проблема. Аристократ, человек сильный никогда не ощущает потребности в том, чтобы продемонстрировать свою силу, он не показывает своих мускулов, потому что ему незачем это делать. А человек слабый делает всё возможное, чтобы показать, что он сильный, это его шанс.

Люди уже не выдерживают пребывания в реальном сообществе и разговоров лицом к лицу

– Можно ли сделать вывод, что за этой модой на селфи скрываются слабые люди?

– Вне всякого сомнения, слабые психологически. Парадокс в том, что, всё больше находясь в виртуальной среде, ты ослабеваешь психологически, потому что больше не осознаёшь каких-то существенных вещей в реальной жизни. Приведу вам пример. Успешность в реальной жизни связана с реальным опытом. Я не могу сидеть в Интернете целыми днями и иметь успех в реальной жизни, поскольку утрачиваю способность адаптироваться. У этих молодых людей уже нет способности адаптироваться к новым ситуациям. Развитие разумности основано на росте показателя адаптируемости к новым ситуациям. Когда у меня нет опыта на реальном уровне, мир становится для меня пугающим, он непознан. Люди уже не выдерживают пребывания в реальном сообществе и разговоров лицом к лицу, поскольку не могут эмоционально справляться с этим.

– Дело доходит и до агрессивного отношения по этой причине?

– Да, и это проявление фрустраций. Да, человек, зависимый от масс-медиа, вспыльчив.

– Служит ли это объяснением того, что учащаются случаи, когда мужчины становятся агрессивными по отношению к женщинам?

– Здесь надо вспомнить, что всё больше мужчин занимается просмотром порнографии, а это не только снижает у них самоуважение, но и делает их поведение очень зажатым, хоть зачастую и агрессивным по отношению к женщинам. Они замкнуты в собственных фантазиях, не умеют вести себя с девушками, не умеют их покорять, не умеют управлять своими эмоциями по отношению к девушке. Когда видят ее, у них резко возрастает уровень возбужденности, потому что они проецируют на нее свои фантазии, вызываемые порнографией. И бросаются на нее. Я знал таких людей, мне рассказывали, что они не могут себя сдерживать, потому что им кажется, что девушки, которые им встречаются, уже хотят этого. И всё это оттого, что порнографические фильмы проецируют это в их уме.

Дело тут заходит очень далеко, потому что фантазии получают в человеческом уме автономию, будучи связаны с желанием и возбуждением. Центр сексуального желания располагается в гипоталамусе, там же, где голод и жажда. Поэтому над человеком имеют власть сексуальные образы, особенно в случае мужчин. Большинство занимающихся просмотром порнографии мастурбируют, а это порождает в них чувство вины и снижает уровень тестостерона, они теряют мужскую напористость. Практически они уже не мужчины в полном смысле этого слова. Исследования показывают, что пропорционально учащению сексуальных актов снижается уровень тестостерона у мужчин и возрастает у женщин. Таким образом, промискуитет[2] феминизирует мужчин и маскулинизирует женщин.

– Мужчины и женщины меняются ролями?

– В обществе, где разврат достигает широких масштабов, мужчины феминизируются, а женщины маскулинизируются. Женщины становятся активным фактором, а мужчины – пассивным. Они практически не проявляют себя как мужчины, не проявляют инициативы в отношениях, а если и проявляют, то делают это совершенно неестественно, непривлекательно для женщины, поскольку она чувствует, что ему нет никакого дела до нее как личности, а женщине хочется эмоциональных отношений, не только секса. Одного секса хотят только женщины, деградировавшие от злоупотребления порнографией и промискуитетом, да и им, если посмотреть на них внимательней, тоже хочется эмоциональной связи.

«Мы всё больше приближаемся к тому, чтобы жить в обществе зомби»

– Новые технологии, социальные сети, смартфоны стали чем-то нормальным и для детей. Они им как-то вредят?

– В период развития мозга, который проходит в три этапа (1 год – 6 лет, 6–12 лет, 12 лет – 21 год), формируются нейронные сети. Речь тут не столько о нейрогенезе – формировании новых нейронов, сколько об их сетях, взаимосвязях. Эти взаимосвязи зависят от опыта, особенно от того опыта, который повторяется. Опыт, повторяющийся много раз, порождает резистентную, мощную структуру в коре головного мозга. А наша корковая деятельность имеет тенденцию к тому, чтобы следовать по наиболее проторенным дорожкам, то есть по привычкам, запечатлевшимся в мозгу. Когда я создаю у ребенка повторяющийся опыт, который оставляет глубокий след в коре его головного мозга, я должен сознавать, что он становится таким. Все эти опыты моделируют мозг ребенка, личность, то, как он будет мыслить, чувствовать, существовать.

Мы имеем дело с новым типом коры головного мозга – запрограммированной через контакт с масс-медиа​

– В чем отличие между ребенком, переживающим реальные жизненные опыты, и тем, чья жизнь проходит в виртуальном пространстве?

– Мозг нынешних детей, проводящих много времени в виртуальном пространстве, отличается от мозга детей прошлых нескольких поколений. У него имеются некоторые особенности. В Америке было замечено, что мальчики отстают от девочек на всех уровнях обучения, начиная с дошкольного до послеуниверситетского. Чего не было несколько десятилетий тому назад. Четверо из пяти детей с проблемами гиперактивности – это мальчики. Они несдержанны в выражениях при личном общении, обладают определенным уровнем раздражительности и т.д. Спрашивается: почему? Ответ, данный бывшим президентом Американской психологической ассоциации Полом Зимбардо, таков, что 10.000 с лишним часов, проведенных перед экраном с компьютерными играми или порнографией, моделируют у них такую кору головного мозга, которая отвечает лишь на следующие стимулы: изменение, новизна, возбуждение. Если этих стимулов нет, они не отвечают.

Таким образом, мы имеем дело с новым типом коры головного мозга – настроенной, запрограммированной через контакт с масс-медиа, особенно с картинами жестокости, с компьютерными играми и порнографией, – которая ограничивается работой при специфических и немногочисленных стимулах, что означает существенную инвалидность индивида.

– Отсюда проистекает эта тенденция молодых людей к тому, чтобы испытывать тоску?

– Да, потому что они чувствуют, что больше не могут жить, больше не могут стимулировать себя сами. Нормальный человек, человек прошлого, жил в стабильной и несколько пассивной по отношению к нам среде. Он интегрировался в мир, живя в нем и взаимодействуя с ним, в то время как наши отношения с новыми масс-медиа являются совершенно пассивными с нашей стороны – в том смысле, что они сами проявляют активность и манипулируют тобой. Даже если я в компьютерной игре нажимаю на мышь, это мое действие в какой-то степени предсказуемо, поскольку соответствует ожиданиям машины. Если я захожу на другой сайт, с порнографическим фильмом, то делаю это потому, что меня притягивает другой стимул, более сильный: это ответ на мою потребность в наркотике, это никак не связано с моим участием. Я в этом участии не представлен.

Таким образом, эти СМИ делают не что иное, как снижают уровень человеческого взаимодействия, и мы всё больше приближаемся к тому, чтобы жить в обществе зомби. Сейчас есть индивиды, у которых нет мотивации, нет желания участвовать ни в какой деятельности. Спрашиваешь детей, что они делают, а они отвечают, что скучают.

– А является ли это чувство чем-то новым? Разве в прошлом дети не скучали?

– Ребенок не может скучать, потому что он обладает высоким динамизмом, свойственным его возрасту, он испытывает потребность учиться на опыте. Когда ребенок говорит, что скучает, это значит, что у него ампутирована эта способность познавать, чтобы развиваться, поскольку наша потребность познавать, особенно у детей, тесно связана с развитием коры головного мозга, мышления. Они больше не желают развиваться как человеческие существа.

«Полицейское государство заменено государством магическим»

– Сценарии, о которых вы говорите, кажутся верным способом разрушения общества, каким мы его сегодня знаем…

– Кулиану тоже наводит на эту мысль в своей книге «Эрос и магия в эпоху Возрождения»[3]. Мне кажется, становится всё более очевидным, что любая современная политика на глобальном уровне руководствуется идеей контролирования популяции, т.е. ограничения ее роста.

– Зачем им это?

– Они исходят из той идеи, что нас много, а земля ограничена, и мы будем драться за еду. О контроле за численностью населения в том смысле, что нас слишком много, говорили еще начиная с середины XIX века. Последние полтора столетия этим были постоянно озабочены определенные СМИ. С моей точки зрения, всё, что связано с сексуальной революцией, является контролированием популяции.

– Тогда следовало бы разрушать и семьи, чтобы преуспеть в этом …

– Имеются даже исследования, в которых просчитаны шаги, по которым надо разрушать семьи. Первый – это разрушить авторитет отца, патриарха. Второй шаг – вырвать женщину из семьи и заставить ее работать, предложить ей карьеру, ведь если она будет оставаться в семье, у ребенка будет поддержка, и его нельзя будет контролировать. А в случае с ребенком используется сексуальность как динамит, взрывающий его инстинкты. Эти теории имели хождение еще с середины ХХ века, они неплохо обобщены в книгах Вильгельма Райха: «Сексуальная революция» (1945), «Массовая психология фашизма» (1946) и др.

– Но почему так важен институт семьи?

– Все исследования по манипулированию показывают, что покуда человек принадлежит к какой-нибудь группе, входит в какую-нибудь иерархию, им невозможно манипулировать, потому что он там комфортно чувствует себя. Группы потому и были заменены социальными сетями, что ими легко манипулировать. Борьба шла против реальных сообществ, а ячейкой такого сообщества и является семья. Человеком с крепкой семьей, это показано исследованиями, вышедшими в 1970–80-е годы, невозможно с легкостью манипулировать, и стресс его тоже не может сбить с ног, потому что у него есть какие-то ценности, какие-то убеждения.

По этой схеме действовали и коммунистические тюрьмы: оторвав от семьи, изолировав, всячески ущемляя человека, чтобы лишить его семьи и веры. Вынудив его оставить их, они получали возможность промыть ему мозги и делать с ним что угодно.

Таким образом, устранение всех психологических опор может рассматриваться как важная стратегия манипулирования человеческим существом. Они делали это, чтобы разрушить всякую психологическую поддержку индивида и делать с ним, что захотят.

– Но все-таки теперь всё выглядит не так уж брутально…

– Да, потому что они поняли, что силой успеха не добьешься. Поэтому полицейское государство было заменено государством магическим, где люди имеют доступ к развлечениям, сексу и наркотикам. Даешь их понемногу индивиду, пока он не сделается зависимым, и тогда у него больше нет свободы, а сказать, что кто-то виноват в его падении, он не может. Так он начинает чувствовать себя виноватым перед самим собой, а это чувство, как клещами, приковывает его к масс-медиа, созданным ими. И порнография здесь – самый действенный инструмент.

Вирджилиу Георге
Перевел с румынского Родион Шишков

Evenimentul zilei (Событие дня)

Общество
12 июля 2020

Первым появляется росток

Человек запланировал освоить иностранный язык, научиться рисованию, пению. Он приложил для этого усилия: записался на курсы, купил инструмент, сходил на занятия по вокалу. На что человек рассчитывает? На быстрый результат. Молодой сотрудник только-только начинает работать в организации и уже надеется на премию, новую должность. Девушка обучается кулинарному мастерству и полагает, что от ее блюд скоро все будут в восторге.

Помню такую историю ученика младших классов. Он хотел играть на фортепиано, родители отдали его в музыкальную школу. После первого же занятия ребенок пришел весь в слезах. Обеспокоенные мать и отец стали спрашивать, что же произошло. Оказалось, ему показывали, как правильно садиться за инструмент, заставили вслед за педагогом отстукивать ритм, а он-то думал, что сядет и начнет играть!

Очень часто мы, взрослые люди, напоминаем этого ребенка. Особенно это касается духовной жизни. Человек впервые пытается соблюдать пост и нетерпеливо ждет заметных изменений в себе. Он только начинает воцерковляться и сразу же надеется победить все греховные привычки.

Посмотрим на окружающую нас природу. Человек хочет получить урожай. Для этого он копал землю, старательно разбивал комочки земли, разравнивал участок граблями, сеял семена. А потом он еще время от времени приносил в лейке воду и поливал грядки.

Результат не сразу становится видимым. Изменения есть: семена набухают, появляются будущие растения, но их пока вовсе не видно, они под землей. Чтобы увидеть результат, нужен не только труд, но и время.

И вот появились первые маленькие-маленькие росточки на поверхности земли. Сначала настолько крошечные, что даже опытный глаз едва отличит их от сорных растений. В это время земледелец особо осторожен: боится по ошибке, или вовсе не заметив, выдернуть посаженное благородное растение.

Сейчас середина лета, все вокруг зелено, нарядно. Но на этом труд человека не закончен. Приходится прикладывать еще больше усилий, чтобы взлелеянные растения не погибли под напором сорной травы, не высохли на ярком июльском солнце. Нужно все так же поливать, удобрять их, следить за погодой. Эти условия не зависят от человека, но могут погубить значительную часть урожая.

Человек внимательный увидит в этом жизненную подсказку: сначала результаты трудов как будто незаметны вовсе, потом они едва-едва видны и только позднее при трудолюбии и постоянстве можно надеяться на зримые плоды.

Если человек действительно хочет научиться играть на музыкальном инструменте, он прикладывает для этого немало времени и усилий. Сначала узнает о правильной постановке рук, изучает гамму, осваивает легкие произведения. С каждым уроком он совершенствуется и в конечном счете может показать свои навыки, выступая на большой сцене. То же самое с изучением иностранных языков или обучением кулинарному мастерству.

Похожий закон действует и в духовной жизни. Человек постится впервые, на этом пути возможны срывы и трудности. Он старается читать утренние и вечерние молитвы, это тоже дается ему непросто. Но вспомним, что говорил первоверховный апостол Павел о себе: «Помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем» (1 Фесс. 2:9). Ученик Христов признается, что работает над собой постоянно. Тем более мы должны помнить, что подвиг веры требует постоянства и длительных усилий. «Со страхом проводите время странствования вашего» (1 Пет.1:17), — увещевает христиан первоверховный апостол Петр.

Пока еще не время собирать плоды. Как земледельцы только ожидают жатвы, так и христианин старается во время земной жизни взращивать плоды, а собирать урожай будет в «жизни будущего века».

Митрополит Калужский и Боровский Климент Источник: Вечерняя Москва
Святые и святыни
12 июля 2020

День памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла

День Петра и Павла, или Петров день в 2020 году у православных отмечается 12 июля. Что это за праздник, что можно и чего нельзя делать в день святых апостолов, а также традиции, приметы, обычаи праздника и поздравления с ним.

Этот христианский праздник Русская православная церковь относит к категории «великих». Они хоть и уступают по значимости «двунадесятым» — двенадцати главным торжествам церковного года, — но все же празднуются особо. В их числе ещё Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение его главы, а также Покров Богородицы.

Из великих церковных праздников только праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла предваряет многодневный пост. Он начинается через неделю после праздника Троицы, которая из года в год приходится на разные даты — в зависимости от Пасхи. Петров пост 2020 длился 27 дней, с 15 июня. А заканчивается он соответственно всегда 12 июля – и после праздничной службы постившиеся разговляются.

Общество
23 февраля 2020

С чего начинается духовная жизнь

Итак, отречься от себя и взять свой крест – это состояние, которое кажется мучением, а на самом деле парадоксальным образом является великим благословением. Здесь Христос словно говорит тебе:

– Возьми крест этот свободно, понеси его с радостью, ради любви, и следуй за Мною.

И наоборот: в несении креста своего эгоизма сокрыто много боли.

«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее…» (Лк. 9, 24).

Кто хочет спасти себя, то есть свою душу, тот погубит крест. И речь тут не о том понятии, которое мы часто употребляем: «спасение души». Господь словно говорит нам, что кто хочет сам обрести внутреннюю полноту, тот, вместо того чтобы найти, потеряет ее:

– А кто потеряет себя не просто так, а ради Меня и Евангелия, кто погубит себя ради слов, которые Я вам говорю, тот будет спасен.

Кто хочет сам обрести внутреннюю полноту, тот, вместо того чтобы найти, потеряет ее

Кто готов потерять себя (а не погубить себя наркотиками, пищей и возлияниями ради утоления собственных похотей и желаний), тот получит вечную жизнь: «Христос взошел на Крест, потому что любит меня. Дай-ка и я взойду на крест – мой маленький крест, ведь я тоже хочу любить. И как только сделаю это, спасусь».

Это абсурдная логика Евангелия, которую мы видим осуществленной в жизни святых. Здесь я не могу не вспомнить несколько имен. Например, отца Епифания (Феодоропулоса)[1] – человека, обладавшего данными для того, чтобы быть не только преподавателем, но и ректором университета, и имевшего возможность стать не только епископом, но и архиепископом. И хотя он обладал такими качествами, и многие побуждали его пойти в этом направлении, он отвечал:

– Нет! Я хочу служить людям! И денег получать не хочу!

Он не получал священнической зарплаты, а то малое, что ему давали, раздавал, чтобы оставаться целиком преданным Божией любви. Работал редактором в одном издательском доме, получал по 50 драхм[2], чтобы можно было жить аскетом в центре Афин, на площади Омония. Это был благодатный, святой человек… Знайте, что он был кристально чистым человеком. Помню, говорю ему как-то:

– Геронда, а почему бы вам не стать епископом?

Я сам мечтал, что стану священником, и говорил себе, что, когда он станет владыкой, сразу же перейду к нему. Он устроит митрополию… Когда я сказал ему это, он внимательно посмотрел на Распятие, стоявшее перед ним, и говорит:

– Ну что тебе сказать, Нико? Я смотрю на Него, а Он мне ничего не говорит!

Он смотрел на Распятие, и Христос не говорил ему: «Возвысься», но: «Принизься».

Никогда не забуду и старца Паисия. Он испытывал сильные боли, но лицо его сияло радостью. Почему?

– Потому что сейчас, – говорил он нам, – что скажу, то и сбывается. Раньше Бог затыкал уши, говорил мне только «нет». А сейчас, поскольку я вообще не молюсь о себе, то о чем ни помолюсь для других – всё исполняется! Даже если человек не заслуживает того, чтобы это произошло.

У него имелось дерзновение к Богу. Стоя на пороге смерти, он терпел страшные боли от рака, но не умолял Его отнять у него это страдание. Напротив, использовал боль, чтобы испросить у Бога что-нибудь для других. Вот как человек губит себя, испытывает смертельную боль, но говорит: «Я умираю, чтобы свершились чудеса для других!»

Теперь представьте себе мир, состоящий из таких людей! Какой жизнью мы жили бы тогда? Жизнью, где на деле исполнились бы слова святого апостола Павла: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10, 24). А сейчас найдите где-нибудь еще такой Завет и скажите мне, что он существует, написан. Нет другого такого нигде. Только в Евангелии это можно найти. Поверьте: это говорит вам тот, кто много искал, прежде чем прочитать Евангелие.

Представьте себе общество, в котором каждый ищет блага другого, в котором мы все – братья друг другу

Представьте себе жизнь, общество, в котором каждый ищет блага другого, в котором мы все – братья друг другу. Мы для этого и ходим в церковь, и уходим в монастырь, в Церкви для этого и существует понятие «приход». Вы приходите сюда каждое воскресенье; мы вместе служим Святую литургию; вместе приносим хлеб и вино, которые суть наша жизнь; вместе причащаемся, чтобы пребывать в любви, чтобы достигнуть этой открытости между собой. Мы для того и причащаемся из одной лжицы. Как одна семья. Семья Бога. Каждое воскресенье, каждый праздник, всегда вместе. Поэтому не старайся решать свои проблемы индивидуально: так они с еще большей силой будут на тебя обрушиваться, и ты всё больше будешь погибать в них.

Но на самом деле это еще большой вопрос: семья ли мы, потому что часто мы и в церковь ходим как индивиды, словно идем в супермаркет. А в супермаркете у каждого своя тележка: он наполняет ее, платит и уходит. Нас там много, а каждый одинок. В Церкви же не так, потому что то, что мы получаем, бывает разделено, и связано это с нашим приобщением к Жизни, которое и является ответом на многие проблемы. Потому что после того, как мы изменим свою связь с Богом, наша жизнь изменится – она не станет беспроблемной, у нас появятся другие искушения, другие проблемы, но также и другие, великие решения. Отречься от себя – это состояние, требующее труда. Но когда приложишь эти духовные усилия, когда встанешь на этот путь, ты откроешь новые и великие горизонты в своей жизни.

Кто живет в своем нарциссическом мире и никого не любит, тот, если и в церковь пойдет, всё равно что сходил в супермаркет. Пошел в мясной магазин, прошелся по рынку, а потом решил и в церковь сходить, потому что хочет чего-то взять оттуда. Такой человек не идет вслед за Христом, ему нужно что-то конкретное:

– Крести моего ребенка! Венчай моего сына! Отслужи мне молебен!

А чем тебе поможет этот молебен? Ты думаешь, всё делается магическим образом? А где же Христовы слова: кто хочет – и: следуй за Мною? Где твоя готовность стать учеником? Таинства обладают благодатью, но они требуют и воли – воли, которая со-действовала бы, чтобы они могли принести плод.

Таинства обладают благодатью, но они требуют и воли – воли, которая со-действовала бы, чтобы они могли принести плод

Если хочешь помириться с мужем – иди исповедуйся!

– Ну да! Это же он виноват! – отвечаешь ты.

Тогда хоть по три молебна каждый день служи, но, пока будешь держаться этого «он виноват», ты не увидишь успеха. Пойми, что, если в эту минуту моя жизнь оборвется, Бог не станет судить меня по грехам моего мужа или жены. Он будет судить меня самого. Есть дело, которое должен сделать я. Лично. Тогда начнет действовать благодать таинств.

Поэтому духовная жизнь начинается с Исповеди. Но даже на Исповеди можно замкнуться в себе. Ты можешь побывать на Исповеди и всё равно остаться внутренне безутешным, глубоко в душе не желать спастись, не хотеть осудить себя, а продолжать искать вину в других.

«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16, 26).

Под душой здесь имеется в виду вечная жизнь, к которой человек призван. Ты приобрел весь мир, но что ты заберешь с собой в час смерти? Одну лишь любовь, благое произволение, только связь с Богом ты возьмешь с собой. Если эта связь сильная, твоя жизнь может превратиться в рай. А всё остальное нас покинет. Мы ничего не можем взять с собой. Да, ты приобрел весь мир, но что у тебя останется? Что даст человек взамен за душу свою?

Многие думают, что если приобретут всё, о чем мечтают, то автоматически станут счастливыми. Только я еще не видел никого, кто стал счастливым оттого, что приобрел то, чего хотел, потому что в ту минуту, когда он приобрел это, ему уже захотелось еще столько же, а потом еще столько же. Человек не знает сытости. Есть очень богатые люди, которые всегда живут в тревоге и мучениях: то конкуренция растет, то какая-нибудь должность окажется лучше или чье-то богатство больше. И так мы заболеваем и губим свою душу.

Итак, чтобы закрепить и запечатать всё это Своим словом, Христос добавляет:

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

Кто слушает эти слова и презирает их, считает их неважными и бессмысленными, того постыдится Господь в Судный день. Вот как четко Христос показывает нам, какой путь единственно верный: путь страдания ради других, из любви. Только в такой жизни обретается покой и открываются дары благодати.

Христос показывает нам, какой путь единственно верный: путь страдания ради других, из любви

Это снова напоминает мне о старце Паисии. Когда у нас были проблемы (а часто проблемы бывали большими, когда с нами поступили очень несправедливо), он советовал нам так:

– Смотри, чтобы ты не поступал несправедливо, ты не богохульствовал, ты не вел себя по-скотски! Ты стой тут, и Бог скажет Свое слово! Молись, чтобы Бог сказал Свое слово!

Сам Христос сделал то же самое – передал суд Тому, Кто судит справедливо (ср. Деян. 2, 23). И Бог говорит Свое слово. Но если я возьму суд Божий в свои руки и начну уничтожать других, тогда лишусь и той малой справедливости, которой так жаждал.

Давайте снова взглянем на события, связанные с Октябрьской революцией 1917 года. Многие вышедшие тогда на улицы были правы, но лишились своей правоты, когда в конечном счете причинили больше вреда, чем претерпели. Они последовали закону ненависти: «Ты меня распял, причинил боль, а сейчас мой черед! Я и тебя распну, и других, чтобы больше не оставалось никого, кто распинает, и я снова не оказался в опасности!»

«Кто постыдится Меня и Моих слов» Господь словно говорит нам:

– Ты очевидно гораздо умнее Меня! И поскольку ты из умных, иди к таким же умным, а Я к Себе возьму таких же безумных, как Я, отрекшихся от себя.

Я считаю себя таким умным, а разорвал отношения с братом, матерью, отцом, соседом. А не кажется ли мне, что в этом моем положении нет никакой мудрости? Меня никто не интересует, мне не хочется быть добрым, зато очень хочется, чтобы мне было спокойно! Только как же я тогда до сих пор не заметил, что этот мой жизненный выбор не обеспечил мне спокойствия, не гарантировал равновесия?

«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1).

При толковании этого евангельского текста экзегеты говорят, что его смысл относится к тексту, следующему в Писании ниже, и речь идет об апостолах, это они увидят Христово Преображение. Но когда я читаю этот текст в связи с предыдущими стихами, то думаю, что здесь скорее говорится именно о тех, кто выбирает Крест любви. Именно они увидят Царство Божие в истине и силе. У них будет опыт боговидения, общения с Богом уже теперь. Так я понимаю этот отрывок. Не знаю, ошибаюсь я или нет, но я провожу связь с предшествующим текстом.

Кто встанет на этот трудный путь, те поймут Бога, осязаемо ощутят Его присутствие, пришедшее в силе, – что означает, что они увидят Божии чудеса, насладятся ими и, наверное, будут сами их совершать. Они получат великие дарования. Ибо у всех нас есть дары благодати, но они сокрыты и таинственны. Почему? Потому что если Бог откроет их нам в том состоянии, в каком мы находимся сейчас, то мы начнем использовать их друг против друга. Например, чтобы я смотрел на вас в эту минуту и понимал, как чувствует себя каждый, – для этого надо иметь очень много любви, чтобы употребить такой дар во благо, не правда ли? Или знать, где зарыты сокровища. Или видеть будущее. Сколько благодати надо иметь, чтобы Бог даровал тебе способность видеть будущее какой-то конкретной личности! И сколько любви надо иметь, чтобы не эксплуатировать этот дар в свою пользу!

Надо иметь огромную любовь, чтобы получить благодатные дарования. Поэтому благодатные дарования и становятся действенными, начинают проявляться, когда встаешь на путь любви. Только тогда. Когда ты готов использовать этот небесный дар во спасение и в помощь другому. И при этом знаешь, когда его использовать.

Благодатные дарования начинают проявляться, когда встаешь на путь любви

Старец Паисий говорил нам:

– По благодатному дару, данному мне Богом, я мог бы пойти в казарму, рассказать там, что каждый из солдат творил в своей жизни, забрать всех с командиром во главе на Святую Гору Афонскую и сделать монахами. Но Бог не хочет этого!

Какие сильные слова! Бог не хочет произвести на тебя впечатление, не хочет взять тебя в плен, не хочет схватить тебя за шиворот и притянуть к Себе. Он хочет, чтобы ты Его свободно поискал.

Вот великое благородство Бога, которым диавол не обладает. Диавол схватит тебя в охапку и даже тебе на спину запрыгнет, он хочет взять тебя в плен тут же, немедленно. А Бог хочет свободы человека, его любви, его души хочет – того, о чем мы здесь говорим. Он хочет, чтобы я сам понял ценность того, о чем Он говорит. И когда я начну идти этим путем, то постепенно, в меру моей духовной зрелости, всё, о чем говорят святые, начинает мне открываться.

Идя вперед по этому пути, в нашем общении с Богом, мы будем ощущать всё большую уверенность и смелость. Потому что мы дрожим и боимся всего в этой жизни потому, что не встали на Его путь, чтобы Он показал нам Себя.

А «увидеть Царствие Божие, пришедшее в силе», – это чудо, это значит обнаружить Небесное присутствие здесь и теперь. В конечном же счете это признак того, что ты вступил на Путь Креста, Креста любви в свободе.

 
Святые и святыни
23 февраля 2020

Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии Христовом

Возлюбленные братия! Недавно мы созерцали Господа нашего Иисуса Христа родившимся в вертепе, обвитым пеленами, положенным в яслях, приявшим на Себя вместе с человечеством все немощи человеческие, кроме греха; недавно мы созерцали Его, гонимого Иродом, бежащего от меча убийц в Египет, возвращающегося в Иудею, не дерзающего остановиться в ней, помещающегося на жительство в Назарет, бедном и малозначащем городе неславной Галилеи, приемлющего крещение наравне с нуждающимися в крещении, проповедующего покаяние и наступление Царства Небесного. Созерцали мы это недавно и готовимся к новому созерцанию, к новому, самому поразительному зрелищу. Чтоб соделаться по возможности человеческой достойными этого зрелища, мы намереваемся заняться предочищением своих духовных очей – ума и сердца – подвигом поста. Мы намереваемся утончить при посредстве постного подвига самую плоть нашу, чтоб эта завеса, которою занавешено духовное естество наше, не была излишне густа и непроницаема, не воспрепятствовала нам воззреть с должною чистотою, верою и умилением на распятого за нас Спасителя нашего, разоряющего на кресте средостение между нами и Богом (Еф. 2: 14). И еще ожидает нас страшное зрелище, событие самое грозное: второе пришествие на землю Господа нашего Иисуса Христа. Первое пришествие мы можем созерцать в благочестивом воспоминании, второе представлено нашему воображению Словом Божиим в чертах самых живописных и сильных. Эта живопись может спасительно потрясти наши души страхом Божиим, возбудить нас от глубокого нерадения о нашей вечной участи, как бы от сна непробудного, которым усыпила нас плотская жизнь наша. Приидет Сын человеческий во славе Своей.

Преисполнено глубокого постоянного смирения первое пришествие Господа нашего на землю и пребывание Его на ней. Все, уважаемое и высокоценимое миром, было оставлено Господом без внимания. Не благоволил Он явиться в блеске и громе земной славы; не благоволил Он явиться окруженным пышностию и великолепием; не благоволил явиться среди шума празднеств и ликований. Он пришел на землю, как в страну, в которую изгнаны преступники Божией заповеди; Он пребывал и действовал на ней, как в стране горестей, куда низвергнуты из высокого рая преступившие в раю Божию заповедь; Он пребывал и действовал на ней, как Искупитель погибших, делаясь участником всех бедствий, постигших преступное человечество. И был Он как бы одним из нищих, попираемых человеками. И был Он странником, не имевшим где главу подклонить. И был Он гоним, осыпаем бесчестиями; и постоянно воздавал Он добром за зло: Сын бо человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти (Лк. 9: 56). И окончил Он земное странствование Свое смертию мучительною и позорною, смертию уголовных преступников, смертию рабов, для которых и в самом образе смерти не было общего права с гражданами мира. Таково было первое пришествие на землю Сына Божия. Будет в свое время и второе пришествие Его к нам: приидет Сын человеческий, который вместе и Сын Божий, во славе Своей. Первое пришествие Его было пришествием Искупителя, подчинившегося всем немощам человеческим, подъявшего их на Себя для уничтожения их Собою; второе пришествие будет пришествием Судии для принятия отчета от человечества в поведении человечества относительно дарованного ему Богом божественного искупления. Приидет Сын человеческий во славе Своей, и вси святии ангели с Ним: и соберутся пред Ним вси языцы (Мф. 25: 31-32), чтоб представить Ему на суд дела свои и приять от Него награды или казни, сообразно делам своим.

При получении известия о предстоящем пришествии какого-либо земного начальника и судии мы принимаем все меры, чтоб привести дела наши в должный порядок и заслужить одобрение: тем более должен нас озабочивать суд Христов, на котором решится вечная участь каждого из нас. Судия – страшен, страшен невыразимо. Страшен Он по величию, страшен Он по всемогуществу, страшен потому, что прозирает в глубины духа человеческого, и никакая тайная человеческая мысль, никакое тончайшее ощущение не сокрыты от Него. Оправдания не имеют места на суде Его: не оправдится пред Ним не только умерщвленный грехом, но и всяк живый жизнию праведности (Пс. 142: 2). Ты победиши, вопиет уже навстречу грядущему Судии вдохновенный Свыше Пророк, внегда, судити Ти (Пс. 50: 6)! Обымет трепет всех человеков, когда они встанут пред лице Судии, обымет трепет не только грешников, но и праведников. Вострепещут грешники от отчаяния, от ожидания предстоящих им мук, от того необыкновенного страха, который произведет в них переворот, имеющий тогда изменить вселенную. Они воскликнут горам и утесам: падите на ныи покрыйте ны от лица Седящаго на престоле, и от гнева Агнча. Яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати (Откр. 6: 16)? Они вострепещут и восславословят, хотя и поздно. Когда Творец прикрыл неприступную и невыносимую славу Свою покровом смирения: тогда только тварь могла свободно владеть мыслями и чувствованиями, свободно произносить слово и свободно располагать действиями. Когда же Творец явится в славе Своей – свобода твари иссякнет пред величием славы Его, подобно тому, как эта свобода при каких либо особенных обстоятельствах, оставаясь принадлежностию нашею, как бы уничтожается насилием обстоятельств. Самые ожесточенные враги Господа, самый Синедрион, распявший Его и поклявшийся в ненависти к нему, воскликнет в сретение Судии славословием, что и Господь предрек ему: Узрите Сына человеческого седяща одесную силы, и грядуща на облацех небесных (Мф. 26: 64). Глаголю вам, яко не имате Мене видети отселе, дондеже речете, благословен грядый во имя Господне (Мф. 23: 39). Вострепещут праведники от безмерной славы явившегося Судии, они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему, – будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости. Самые Ангелы Божии придут в смятение и страх от открывшегося в величии Своем Бога (Лк. 21: 27), Который суд весь даде Сынови, да вси чтут Сына якоже чтут Отца (Ин. 5: 23). Бесчувственная вещественная природа не выдержит взора Сына Божия: небо свиется яко свиток, всякая гора и всякий остров двинутся с мест своих (Откр. 6: 14).

На суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилование одна милость, как опытное доказательство любви. Милости хощу, а не жертвы (Мф, 9: 13), возвестил грядущий страшный и нелицеприятный Судия. Милость доставит оправдание возлюбившим ее, а отвергших ее предаст осуждению. Она с дерзновением предстанет пред Господом, и приведет пред Него всех питомцев своих. Она приведет тех, которые совершали ее вещественно, которые насыщали алчущую братию, принимали в домы странников, одевали нагих, посещали болящих и заключенных в темнице. Приведет милость пред Христа тех, которые творили ее сокровенно в душах своих и миловали ближнего, охраняясь осуждать ближнего при его преткновениях, прощая ему оскорбления и обиды, воздавая ему за клятву благословением и за злодеяние благотворением. Приведет милость пред Христа пастырей церковных, которые преподавали братии своей нетленную пищу – Слово Божие, которые обнаженных грехом одевали в ризы добродетелей, доставляли духовное врачевство болящим душами, и долготерпеливо посещали назиданиями своими заключенных в темницах неверия или мрачного заблуждения. Приведет милость пред Христа смиренных иноков, которые стяжали таинственное и существенное познание живущего в себе Христа, взалкались блаженною алчбою евангельской правды, потщились облечь себя в преподобие и святыню, очистились от самых утонченных недугов человечества – житейских пристрастий, и тем достигли евангельской свободы. Приведет милость пред Христа и тех, которые возмогли оказать милость лишь самим себе, посетив себя рассматриванием себя и освободив себя от нищеты, от болезни, от темницы греховной покаянием. Покаяние для ожесточенного сердца – невозможно: надо, чтоб сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда обымется и преисполнится сердце милостию: тогда только оно делается способным к покаянию; тогда только, покинув осуждение ближних, оно может обратиться к самовоззрению, а, спасительно осудив себя, приложить к язвам своим врачевство покаяния. Христос искупил всех человеков и каждого человека Собою. Человек, который окажется способным только для милости к самому себе, и сотворит эту милость, напитав Словом Божиим гладную душу свою, напоив ее ощущениями, исходящими из Святого Духа, отвлекши от гибельного странствования по различным видам греха, введши в дом благочестия и добродетели, одеяв ее добрыми делами, исцелив прежние согрешения исповеданием их и противоположною им деятельностию, изведши себя из темницы плотского мудрования и состояния в разум и состояние духовные – признан будет соделавшим все это Самому Господу Иисусу Христу. Всех делателей своих милость приведет пред Христа и исходатайствует им у Христа помилование и вечное блаженство. Приидите скажет Он им, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех и введосте Мене. Наг и одеясте Мя: болен, и посетисте Менев темнице бех, и приидосте ко Мне. Аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому братий Моих менших, Мне сотвористе (Мф. 25: 34–36, 40).

Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд; неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти. Возлюбленные братия! Будем бодрствовать и приготовляться к страшному суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки. Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особливо милостию, которая заключает в себе и увенчивает собою все добродетели, так как любовь – побудительная причина милости – есть соуз христианского совершенства (Кол. 3: 14). Милость соделывает человеков, преисполненных ею, богоподобными (Мф. 5: 44, 48; Лк. 6: 32, 36)! Блаженни милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5: 7); суд же без милости несотворшим милости (Иак. 2: 13). Аминь.

 
Святые и святыни
08 ноября 2019

4 ноября. Казанская икона Божией Матери

В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи.

Общество
30 сентября 2019

Как экстренно погасить обиду?

Все мы постоянно на кого-нибудь обижаемся и не всегда понимаем, как быстро погасить это вредное и изматывающее чувство в себе самих. Ситуация особенно обостряется перед причащением Святых Христовых Таин, к которым надо приступать с чистым сердцем. Вот только если миряне могут отказаться от причастия в случае обиды, то у единственного служащего священника такого выхода нет — ему надо служить в любом случае. Именно поэтому мы попросили пастырей рассказать о том, как уничтожить обиду максимально быстро.

Наш адрес

Россия, Смоленская область,
пос. Темкино, ул. Советская, 25а