Общество

Каждое из воскресенье из тех, что определены Церковью в качестве подготовительных к Великому Посту, мы будто выныриваем из житейской суеты, полной иллюзий, возвращаемся к реальности, к настоящим самим себе.

Вероятно, так можно сказать про каждое богослужение и вообще каждое действие верующего человека, связанное с его верой (например, молитву, чтение Священного Писания или обращение к опыту духовных авторитетов). Но в процессе подготовки к Великому Посту этот призыв к честному взгляду на себя звучит особенно явственно. И этот призыв нераздельно связан с призывом простить всех, кто нас обидел, кто перед нами в чём-то виноват. О прощении много говорит сам Господь Иисус Христос, Его слова мы читаем в Евангелии и… нам временами кажется, что мы прекрасно понимаем, как именно эти слова касаются каждого из нас. Кого мы должны прощать? Ну да, каких-то конкретных людей. Вот Фёдор огорчил Семёна, так Семён должен простить Фёдора. Но только ли конкретных, близких и далёких, знакомых хорошо и знакомых виртуально людей я должен прощать? Может быть, стоит поискать ещё виноватых? Найти их и простить.  

У нас ведь обычно много виноватых — и не только знакомых, но и совсем неизвестных, обобщённых, так сказать, «категорий граждан», из которых мы если и встречаем, то разве что отдельных представителей этих категорий (да и то не всех и не всякий). Вот, например, бездомные. Иногда мы видим их на улицах, иногда даже в своих подъездах, иногда они у нас чего-то просят, иногда — не обращают на нас внимания. Они плохо выглядят, плохо пахнут, да и говорят плохо, а порой и мешают нам, нарушают наше душевное равновесие. Нам их, конечно, жалко (часто ли мы задумываемся, что жалость и сострадание — не одно и то же?), но вместе с этим мы ими недовольны. Они ведь сами виноваты, довели себя до такой вот жизни… И если вдруг правительство захочет решить проблему бездомности путём принудительного их выселения в какие-нибудь специальные учреждения подальше от больших городов, многие ли из нас будут против? Любой из серьёзных специалистов, работающих с бездомными, может нам объяснить, что таких, которые «сами виноваты» в своём бедственном положении, среди бездомных меньшинство, что насильственное их помещение в аналог британских «работных домов» — не только жестокость, но и неэффективное решение проблемы. Да только мы ведь очень заняты, у нас редко есть время и желание вникать в суть дела, о котором мы уже вынесли то или иное суждение, не успеваем мы, как правило, и оказать нуждающимся посильную помощь — вот хоть лишнюю одежду отвезти в какую-нибудь организацию, занимающуюся помощью бездомным профессионально. Но давайте хотя бы этих самых бездомных людей простим. Даже тех, которые «сами виноваты».

Не хотите давать нищему денег — дайте ему хотя бы конфету

Вспомнив про бездомных, мы, естественно, вспоминаем и вообще про нищих, многие из которых имеют свою крышу над головой. Про людей, просящих милостыню, мы нередко думаем, что их занятие — весьма доходный бизнес. И часто это утверждение справедливо — по крайней мере когда речь идёт о нищих в больших городах. Наше возмущение понятно — ведь нас обманывают, играя на наших добрых чувствах. Вина обманщиков кажется нам неоспоримой, хотя что стоит за каждым таким обманом — желание лёгкой наживы, психическое расстройство, воспитание (как, например, у многих цыган) или зависимость от мафии — мы, как правило, не склонны задумываться. Между тем все перечисленные мной ситуации абсолютно реальны. И если про особенности жизни в некоторых цыганских сообществах широкой общественности хорошо известно, то по поводу выходящих попрошайничать людях с психическими расстройствами и по поводу эксплуатации инвалидов криминальными структурами можно расспросить тех, кто в теме, например, гражданских активистов. Давать или не давать денег просящим их на улице — каждый решает для себя сам. В любом случае, даже если обман доверчивых граждан имеет место быть, деньги эти не такие уж лёгкие, если задуматься. Многие просящие стоят часами в любую погоду, а если стоят в более-менее тёплом помещении, то, кроме монет и купюр, получают и презрительные взгляды, высказывания, не застрахованы и от физического насилия. И в любом случае большинство из просящих занимаются этим не от хорошей жизни. Не хотите давать нищему денег, а времени на поход для него в магазин нет — дайте ему хотя бы конфету, запаситесь ею заранее, это не трудно. А если и не запаслись… простите его. И не сейте вашим презрением и возмущением в его сердце новую вражду.

Едва ли кто-то из нас вправе требовать подвига от ближнего

Вообще, в поиске виноватых очень помогают СМИ. Они щедро поставляют нам пищу для обвинений. С запасом. Нам даже не надо устремляться мыслями в иные страны, нам и здесь виноватых хватит за глаза. Вот ныне всякий гражданин знает, что многие родители отправляют своих детей, больных или здоровых, в детские дома, специализированные или не очень. Сами мы таких людей могли и не встречать, но количество детских домов и психоневрологических интернатов как будто о многом нам говорит. Говорит, да мы многого не слышим, зато многое сами додумываем. И вот эти родители у нас поголовно виноваты. Хотя ничего мы про каждого из них не знаем. Нас заинтересует чья-то личная история, только «красиво» (читай — «душещипательно») поданная нам теми же СМИ. Но если в соседней семье родится ребёнок с инвалидностью, прийти и поддержать родителей морально у нас может не оказаться сил и времени, поддержать материально — средств, предложить же периодически с ребёнком посидеть — это уж вообще высший пилотаж, мало кому из нас доступный. Так, может, хотя бы простим этих незнакомых нам людей, чьи дети оказались постоянными обитателями государственных специализированных учреждений? Едва ли кто-то из нас вправе требовать, вот именно требовать, подвига от ближнего своего. Про самих же себя мы тоже не знаем, как поведём себя в той или иной страшной ситуации. Утверждать о себе что-то вроде «я никогда» или «я всегда» — это, господа и дамы, преступная самонадеянность, так полагаю. Так что будет лучше, если и эту «категорию граждан» мы простим. Да, и здесь даже тех, кто «сам виноват».

Заодно простим и тех родителей, что своих больных детей в спецучреждения не отдали, но не «потянули» сложную работу, необходимую для максимальной реабилитации родных им молодых людей с инвалидностью. Простим их даже в том случае, если сами мы в этом вопросе оказались на высоте или знаем примеры «потянувших» родителей, которых считаем героями. Это вот только пара-тройка примеров тех «категорий», что нуждаются в нашем прощении, всякий из нас может немного поразмыслить и найти для себя ещё немало виноватых. А коль скоро мы вообще такие семьи вспомнили, то едва ли сумеем отвернуться от факта, что большинство из них, увы, неполные. И чаще всего дети-инвалиды остаются именно с матерями. Вот уж, кажется, кто поголовно виноваты — так это ушедшие из этих семей отцы. Что ж, попробуем простить и их. Хотя бы уже потому, что у каждых таких отношений (как и вообще у любых человеческих отношений) — своя история. И даже если кто-то из нас знает несколько таких историй, и во всех из них вина отца ребёнка очевидна, вспомним, во-первых, что «очевидно для нас» — не равно истине в последней инстанции, во-вторых, всегда остаётся множество историй, которых мы не знаем, и уже потому нам лучше воздержаться от обобщений. Через испытания проходит любая семья, но семья, в которой родился тяжело и хронически больной ребёнок, проходит через такие испытания, которые большинство людей, Слава Богу, может представить с трудом. И если нам хочется вообще думать о людях, выдержавших или не выдержавших эти испытания, то не лучше ли, опять-таки, вместо поиска среди них виноватых или даже самых виноватых просто помочь кому-то из них — хотя бы добрым словом. Ну, или простить их всех — вот так же обобщённо, как умеем обвинять.

Прощение незнакомых людей может стать для нас первым делом милосердия в жизни

Такое прощение незнакомых людей может стать для кого-то из нас чуть ли не первым делом милосердия в его жизни. Пусть это дело будет заметно только ему самому и Богу, но незаметно даже тем, кого простили. Как и почему простить? Во-первых, как я уже упоминал выше, потому, что неизвестно, как любой из нас поведёт себя в таких ситуациях, которые сложились у тех, кого мы хотим (надеюсь, что хотим) простить. Во-вторых, потому, что на самом деле нет никаких отдельных «нас обычных» и «их ненормальных», есть мы, люди, разные — всякий по-своему больной да виноватый, и каждый из нас нуждается в том, чтобы его простил Бог и простили ближние. В-третьих, можно ведь простить, не задумываясь, зачем прощать. Необязательно умничать-то, можно просто простить. Простите и меня за банальные речи, любезные.

Игорь Лунев 4 апреля 2017 г.

Источник: Православие ру

Нам важна и необходима Ваша поддержка!


Храм Святого Пророка Илии села Тёмкино, Вяземской епархии, просит помощи для строительства воскресной школы для детей.
Да благословит вас Господь!
Подробно ->
Духовная жизнь
04 января 2019

«Батюшка, я тебе бесплатно стишок расскажу»

Ребенка поднимают на возвышение, ты прижимаешь его к себе, чтобы он не упал, а малыш в этот момент что-нибудь лепечет тебе на ухо. Я люблю детей, потому общение с маленькими человечками для меня праздник.
Общество
01 декабря 2018

Социальные сети и их влияние на общество

Биофизик, специалист в области биоэтики, доктор наук Вирджилиу Георге объясняет, каким опасностям подвергаются люди, пользующиеся социальными сетями онлайн, и как изменяется кора головного мозга детей в результате использования данных технологий.

Духовная жизнь
29 ноября 2018

Строить свой дом и быть счастливым человеком

К сожалению, пристрастия наши столь сильны, что мы не можем их преодолеть. По идее, как это должно было бы быть, самой главной мотивацией нашей жизни должна быть наша вера.

Духовная жизнь
28 ноября 2018

Что нужно успеть каждому в Рождественский пост

Рождественский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви – продолжается с 28 ноября по 6 января включительно.

Пост – это не только время воздержания от того или иного вида пищи, но и повод чаще ходить в храм. Если ритм жизни не позволяет быть на службе каждый день, какие дни для этого лучше выбрать?

Постный стол

Соблюдение Рождественского поста в пищевом отношении относительно несложно. В 33-й главе Типикона, в которой речь идет обо всех постах года, предлагается такая схема: по субботам и воскресеньям разрешается рыба, по понедельникам, вторникам и четвергам – пища с растительным маслом и вином, по средам и пятницам – сухоядение. Если на будний день попадает память славословного или полиелейного святого, в понедельник, вторник и четверг разрешается рыба, в среду и пятницу – масло и вино. В случае, если накануне среды или пятницы совершается Всенощное бдение, в эти дни также разрешается рыба.

В той же книге в указаниях на 14 ноября (день накануне поста по ст.ст.) можно найти более строгий устав, по которому рыбу разрешено есть только по субботам и воскресеньям, на Введение во храм Пресвятой Богородицы и еще в 9 дней, когда празднуется память великих святых, если они придутся на вторник или четверг. Со 2 января по этой версии устава рыбу нельзя есть вовсе. Там же содержится отсылка к еще более строгому уставу.

Такие разночтения связаны с наличием двух традиций – более мягкой студийской и более строгой иерусалимской. Иерусалимский устав – устав монахов-отшельников, предполагавший более строгий пост и более продолжительные богослужения – со временем стал господствующим в Церкви, однако к реалиям современной жизни ближе Студийский устав, выработанный монахами городского монастыря.

Фактически большинство православных христиан не вникают в эти тонкости и едят рыбу каждый день, кроме среды и пятницы, когда переходят на пищу с елеем. В Сочельник (Навечерие Рождества – 6 января) трапеза поставляется один раз, вечером (либо после Литургии), без масла. Впрочем, не так интересны пищевые особенности поста, как богослужебные.

Богослужения Рождественского поста

4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы, накануне совершается Всенощное бдение. Введение – двунадесятый праздник, один из особенно почитаемых. В этот день празднуется, как Пречистую Богородицу в трехлетнем возрасте праведные Иоаким и Анна привели в храм и посвятили Богу. В праздник Введения Богородицы во храм в храмах на всенощной, во время елеопомазания начинают петь Рождественский канон.

Всенощное бдение совершается также накануне:
18 декабря – память прп. Саввы Освященного
19 декабря – память свт. Николая Чудотворца – т. н. «Никола Зимний»
Полиелей бывает накануне:
29 ноября – память апостола и евангелиста Матфея
2 декабря – память свт. Филарета Московского
6 декабря – память св. блгв. кн. Александра Невского / свт. Митрофана Воронежского
10 декабря – празднование в честь иконы Божией Матери “Знамение” (может совершаться бдение)
13 декабря – память апостола Андрея Первозванного
17 декабря – память вмц. Варвары
26 декабря – память мчч. Евареста, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста
2 января – память св. прав. Иоанна Кронштадтского
3 января – память свт. Петра Московского

Исповедь Рождественским постом

Исповедь Рождественским постом Время поста – время более усиленной молитвы и глубокой исповеди. Исповедоваться в большинстве храмов можно на каждой вечерней службе, но лучше заранее узнать время исповеди в своем храме.

История
27 ноября 2018

Воспоминания схиархимандрита Илия (Ноздрина) о войне

В этом году исполнилось 75 лет первому салюту в Великой Отечественной войне. 5 августа 1943 г. наш народ праздновал освобождение Орла.

Святые и святыни
26 ноября 2018

Свято-Троицкий собор

Свято-Троицкий собор - главный собор города Вязьмы Смоленской области. Расположен на Соборном холме на левом берегу реки Вязьмы, на территории Вяземской крепости. Играет доминирующую роль в панораме города при подъезде с северной стороны.

Наш адрес

Россия, Смоленская область,
пос. Темкино, ул. Советская, 25а