Общество
На сегодняшний день мы столкнулись с парадоксальной ситуацией. С одной стороны, оптимизация образования довершила процесс разрушения деревень и сёл, закрыв огромное количество школ в удалённых деревнях.

Семьи с детьми были вынуждены перебираться в райцентры, чтобы не отдавать своих чад на пятидневку. Хотя, признаться, у нас в соседнем сельском поселении есть школа с интернатом, где дети живут 5 дней в неделю, и я лучшего интерната в своей жизни не видела. Там идеально. Однако это не под боком у папы с мамой в любом случае. Есть и неблагополучные семьи, где ребёнка рады отдать в интернат, да и сам он спокойнее себя чувствует там, где нет пьянок, побоев и ругани. И этим способом, кстати, сохраняется семья, не заводятся дела о лишении родительских прав, не создаются комиссии и проч. Тоже, конечно, двоякий вопрос, но в деревнях сейчас вообще всё непросто, и нельзя к ним с городскими мерками подходить. Не укладываются в эти мерки реалии деревенской жизни.

С другой стороны, оставшиеся на плаву сельские школы, рассчитанные на 50–100 учеников, а нынче «обслуживающие» и по 10–20 детей от первого до одиннадцатого класса, создали уникальную возможность индивидуального обучения. Кто преподаёт в них? Учителя с многолетним стажем, мастера своего дела, знающие всех детей с момента их рождения и до появления у них своих собственных детей. Как их кормят? Повар и уборщицы лично вымывают все кастрюли и тарелки, не возьмут себе домой ни ломтика хлеба, ни куска курицы — всё детям, максимально наилучшим способом приготовленное, именно что с любовью. Какие предметы у них? А почти все те же, что и были 20 лет назад, только отменили черчение и астрономию. Станки вот убрали из кабинета труда, но компьютеры поставили. А вот мыть доску, расставлять стулья, копаться в школьном огороде, полоть сорняки, подметать асфальт перед крыльцом – это всё ещё есть, хотя в городе на эту тему могут и вой поднять: «Наших чадушек заставляют рабски трудиться». В деревне недоуменно посмотрят и пренебрежительно пожмут плечами. Как вырастить нормального человека, не приучая его к труду с малолетства? Расскажите мне, я вот не знаю.

Как вырастить нормального человека, не приучая его к труду с малолетства?

В классах учатся от одного до пяти учеников. Пять – уже много. Уже можно работать группами. Уже можно ставить интересные задачи и решать их совместно. Это не я вам тут сейчас придумываю, это я повторяю слова учительницы, которая обрадовалась – внука дети привезли, будет здесь учиться, будет пятым учеником в классе. А в городе был тридцать пятым. Как можно физически уделить внимание каждому ребёнку в классе, если их 35 человек, а урок в первом классе – 35 минут? Расскажите мне, я вот не смогла бы.

Уроки физкультуры и труда объединяются – начальная и средняя школа. Малыши копошатся на своих грядках, старшие ребята играют в волейбол. Потом меняются местами. Праздники готовят все вместе. Задействованы и учителя, и кочегар дядя Миша, и уборщица тётя Нина, и директор лично. Все волнуются, учат роли, прикрепляют ленты к футболкам и вытаскивают с чердаков старые валенки. Каждый праздник – новый, уникальный. Подарки немудрёные, но есть всегда. Ручки, блокноты, воздушные шарики, конфеты, куда же без них. На что смогли, на то и скинулись.

На переменах дети бегают, играют, стоит стол для пинг-понга. Никто не уткнулся в смартфон – а нету связи, нет и телефонов. На смартфоны особо и денег у родителей нет. Исключительный это здесь подарок. Папка привезёт на день рождения, это дорого. Как раньше велосипед или, скажем, конструктор электрический.

Удивительным образом проходит та самая социализация, о которой сейчас модно говорить. Старшие и младшие дети всегда вместе. Кто-то хитрит, кто-то хнычет, кто-то жадничает, кто-то нос сопливый утирает. Вместе. Нет спеси старшеклассников – мол, с малявками связываться – это себя унижать. Дома такие же братья и сёстры. Нет страха малышей перед «этими пятиклашками», которые кажутся здоровенными лбами для первоклассников. И за каждым из учеников следит преподаватель, ведь это не сложно, когда преподавателей всего в два раза меньше, чем учеников.

Здесь всё ещё есть уважение к старшим, и потому замечание, сделанное техничкой, будет выслушано так же, как и замечание директора. Здесь не будут кидать фантики мимо урны, потому что твоя же тётя или мамина подруга намывает полы и убирается. Здесь, если поломался стол, один будет чинить, а пятеро инструменты подавать. Это вот какая-то соборность, может быть, и вынужденная, но она есть, держится. И этим школа и живёт.

Это благо – учить ребёнка в такой начальной школе. Это подарок судьбы

Я постоянно говорю своим городским знакомым: это благо – учить ребёнка в такой начальной школе. Это подарок судьбы. Когда малыша принимают клушки-преподавательницы младших классов, которые следят, чтобы после физкультуры переоделся ребёнок, чтобы покушал суп хорошо в обед, чтобы ручка в портфеле не протекла. И при этом – дают знания, работают на полную катушку, готовят детей к тестам и контрольным, и сдают все, даже довольно слабые ученики.

Но нет, что вы. Нам же нужны кружки, клубы, спортивные секции и занятия с репетиторами. Нам нужно занять ребёнка на 16 часов в сутки, чтобы он вздохнуть не мог. Ведь мы иначе не вырастим из него Успешную Личность. Что это за личность такая, не знаете? Я вот не в курсе. Не видела ни одну. Видела несчастных, закончивших юридические и экономические факультеты и работающие менеджерами по продажам. К бабушке в деревню? Да вы что! Глину месить, коровам хвосты крутить. Нет, наши Ванечка, Гришенька, Оленька и Машенька не для того были рождены. А чтобы стать известными фигуристами, стоматологами, блогерами и директорами. Фактор известности просто переключил тумблер в головах у родителей. Они настолько сами несчастны, что пытаются выпихнуть в счастье своих детей, погружая их на самом-то деле ещё глубже в проблемы.

Ведь первые 4 года школы, скажем по совести, важны не как годы, дающие знания, а как опыт перехода из младенчества в отрочество. Когда ты из-под маминой юбки выглядываешь в большой и довольно агрессивный мир. Когда за твоей спиной больше нет ничьей защиты, и ты сам должен справляться с кучей проблем. Так зачем же на этот стресс накладывать ещё и тонну других? Все эти активные развивающие программы, дополнительное образование и прочее? Нет, безусловно, если у ребёнка есть тяга к музыке-спорту-математике-ботанике, – это надо развивать. Я ни в коем случае с этим спорить не буду. Но, положа руку на сердце, у многих ли детей такая тяга развита настолько чётко в возрасте от 7 до 10 лет? Не у многих, у единиц. Остальным же самая радость – попинать мяч на перемене, полазить на деревья, ободрать коленку, упав с велика, или гулять по улице и песни весёлые горланить. Те же склонности, только в естественной среде.

Все мы смертны, и заслуженные педагоги – в том числе. А новых не найти в деревню

И вот ещё беда. Заканчиваются наши учителя. Все мы смертны, и заслуженные педагоги – в том числе. А новых не найти в деревню. Никакими подъёмными не заманишь. Как только пишешь в вакансии: «печное отопление» в предоставляемом жилье – всё, тишина. Нет у нас желающих отапливаться дровами. Да, безусловно, жизнь деревенская не содержит таких ярких и агрессивных развлечений, как в городе. Здесь пастораль. Рассветы, закаты, пение птиц, мычание коров (пока ещё есть немного). Но ведь пастораль не может не нравиться никому на свете. Неужто не готовы выпускники педучилищ и институтов хотя бы попробовать сюда внедриться? Ведь потребность в них колоссальна. И здесь, повторюсь, совершенно другие отношения. Здесь никто не ездит на майбахах и не ходит в лабутенах (обувь такая модная, если что). Здесь у людей разговоры об урожае картошки и болезнях поросят. Но это хорошие люди. И даже пьянчужки здесь какие-то добрые. Удивительное дело. Те, в ком было сколько-нибудь агрессии, уехали реализовывать её в города. А тут остались мирные люди. Ну, тоже условно, конечно. Но нигде не гладко.

Вот, понимаете. А приехали бы молодые специалисты, например, парень-физкультурник и девушка-англичанка, познакомились бы, поженились, нарожали своих деток. И те бы тоже в школу нашу пошли. А там, глядишь, и ещё, и ещё детей бы напривозили. И новый виток жизни деревенской бы зародился. Не унылой и бездумной, а радостной и смотрящей в светлое будущее.

Вы вот верите в такое? Я, между прочим, верю.

Татьяна Иванова

21 августа 2019 г.

Общество
30 сентября 2019

Как экстренно погасить обиду?

Все мы постоянно на кого-нибудь обижаемся и не всегда понимаем, как быстро погасить это вредное и изматывающее чувство в себе самих. Ситуация особенно обостряется перед причащением Святых Христовых Таин, к которым надо приступать с чистым сердцем. Вот только если миряне могут отказаться от причастия в случае обиды, то у единственного служащего священника такого выхода нет — ему надо служить в любом случае. Именно поэтому мы попросили пастырей рассказать о том, как уничтожить обиду максимально быстро.

Святые и святыни
20 сентября 2019

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания.

Духовная жизнь
19 сентября 2019

«НЕ БУДЬ ПОБЕЖДЕН ЗЛОМ»

Так как плотской грех принимает гигантские размеры и захватывает в свое рабство весь мир, то близится время, когда Господь вновь произнесет Свой грозный приговор, который он некогда произнес о всех людях перед Всемирным потопом: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6:3).
Святитель Серафим (Соболев)

Несчастный старый Запад: бессильно погружающийся день за днем в упадок, впадающий в дебилизм на липкой грязи его собственной всепоглощающей вседозволенности, его наркотизации, его злодеяний, его порнографии, его потакания молодежи, его склонности к телесным удовольствиям, его неистового материализма и потребительства.
Джордж Ке ннан

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром, – писал святой апостол Павел (Рим. 12: 21). Среди того зла, которое надо победить и распространение которого приобрело сегодня угрожающий масштаб, – порнография[1]. В известном смысле можно говорить, что современное общество побеждено этим злом: порнография распространяется почти бесконтрольно, в интернете она доступна в любое время дня и ночи посредством буквально нескольких нажатий клавиш компьютера или смартфона. И, к сожалению, приведенные в эпиграфе слова Дж. Кеннана[2] об Америке 1970-х годов мы сегодня можем отнести и к России.

Распространение порнографии несет в себе угрозу как нравственному здоровью отдельных людей (особенно молодежи), так и духовному благополучию общества в целом, нарушает нормальное психологическое состояние человека, подменяет традиционные семейно-брачные ценности культом похоти, извращений и насилия, негативно влияет на безопасность государства[3]. И если мы не будем говорить об этой специфичной, подчас табуированной теме, если не будем решать эту проблему, то наши дети и внуки будут жить в еще более опасной и агрессивной среде, чем та, в которой росли мы – нынешние взрослые.

Сегодня деструктивное воздействие порнографии испытывает на себе большая часть молодого поколения жителей России, а также множество людей более старших возрастных групп. Знакомство юношей и девушек с порнографией стало почти обычным, отношение к ней становится всё более лояльным. Закономерно возникают деструктивные инциденты, такие как извращенческая вечеринка выпускников школы в Приморском крае в мае 2019 года.

Ситуация усугубляется тем, что, несмотря на законодательный запрет порнографии (ст. 242 УК РФ; ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»[4]), в частности детской (ст. 242.1 и ст. 242.2 УК РФ), ее распространение фактически почти не пресекается, за исключением немногих прецедентов[5] по блокированию популярных порнографических сайтов. При этом внесудебное ограничение доступа к порносайтам возможно только при наличии на них детской порнографии – так что основной массив порнографии может быть заблокирован только через приложение необоснованно больших усилий правоохранительных органов и судов.

К сожалению, сегодня в России не осуществляется реальная эффективная защита детей от информации порнографического характера, как это предписывает ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (см. также ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). При этом непонятно, почему защита от порнографической информации ограничена только детьми, тогда как основными потребителями порнографии (и, соответственно, страдающими от нее) являются совершеннолетние.

Почему защита от порнографии ограничена только детьми, тогда как страдают от нее и совершеннолетние?

Одна из опасностей порнографии – в изображении не только «обычных» сексуальных отношений, но и всевозможных извращений. При поиске соответствующих материалов в интернете молодые люди встречают не только условно «обычную» порнографию, но и изображения содомского греха, кровосмесительных связей, свального греха и так далее (порнографические сайты, как правило, снабжены подробными рубрикаторами, что называется, «на любой вкус»). Последствия, которые это может иметь для психики человека, особенно молодежи, абсолютно деструктивны, вплоть до изменения половой ориентации, возрастания агрессивности в поведении, неспособности выстроить отношения с любимым человеком и создать семью. Напомним трагическую историю про британского подростка, который испытывал порнографическую зависимость, вследствие чего изнасиловал и убил школьницу.

Еще одна проблема – наличие в России подпольных порнографических видеостудий и незаконного порнографического бизнеса. Порнографические сайты изобилуют материалами с русскоязычными «актрисами» («деятельность» которых, кстати, вполне подпадает под понятие проституции). В сети встречаются свидетельства о подпольных (подпольных ли? – возникает горький вопрос) порнографических видеосъемках в России. А недавно Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал российские власти выдать скандально известному российскому порнорежиссеру (не будем указывать его имя) лицензию на воспроизведение порнографических фильмов (так как его «свобода самовыражения» якобы ущемлена). Таким образом, порнография обретает и политическое измерение, а свобода ее оборота может насаждаться в контексте защиты «прав человека».

Порнография обретает политическое измерение, а свобода ее оборота насаждается как защита «прав человека»

Отметим также, что уже сложился целый бизнес-сегмент по «трудоустройству» молодых женщин из России в зарубежных порнографических студиях. Не исключено, что, если «покопаться», выезд наших соотечественниц на такие заработки не всегда в полной мере добровольный.

Еще одна проблема – не просто производство и распространение порнографии, но ее пропаганда (популяризация). В интернете, в том числе на сайте популярнейшего видеосервиса «Ютуб» (YouTube), доступно множество интервью с русскоязычными порнографическими «актрисами». Один из таких роликов, например, имеет 6 млн. просмотров: в нем «героиня» в позитивном ключе рассказывает, как пришла в порнобизнес, как туда могут попасть молодые девушки из России, сколько денег удается «заработать» и т.д. Излишне говорить, что такие материалы способствуют опаснейшим социальным и психологическим деформациям, давая дурной пример молодым девушкам. Кстати, при прослушивании указанных интервью зачастую возникает впечатление явных психических отклонений у «актрис», не говоря уже об их полной аморальности. «Работа» порноактрисы показывается как нечто респектабельное, доходное и даже творческое, то есть происходит полная инверсия нормальных человеческих понятий о нравственности, труде, женском призвании и т.д. Необходим, таким образом, четко выраженный запрет не только производства и распространения, но и пропаганды порнографии[6].

Сегодня масштаб проблемы настолько велик, что требуются огромные усилия по ее устранению, тем более что существующие нормы и меры явно недостаточны. Хорошо, что в нашей стране тщательно отслеживаются и устраняются из информационного поля сведения экстремистского характера; однако наносящая не меньший (если не больший) вред обществу порнография почти неограниченно доступна в интернете.

Кто-то может сказать, что каждому отдельному человеку ничто не мешает быть свободным от порнографической зависимости и просто не смотреть порнографию. Тем более это верно для человека, живущего воцерковленной жизнью. Однако такой взгляд очень поверхностен, ведь можно сказать то же самое о других формах социального зла (алкоголизм, проституция и т.д.): зачем с ними бороться, ведь каждый в отдельности может от этого уклоняться. Такой взгляд сквозь «розовые очки» на каждом шагу опровергается жизнью, а греховная поврежденность человека не позволяет надеяться даже на воцерковленных людей. Святитель Серафим (Соболев) еще в 1949 году так говорил о грехе блуда:

«К великому сожалению, этот грех является самым существенным и отличительным свойством не только язычников и инославных христиан, но даже часто и христиан православных. Здесь, среди православных, в последнее время наблюдается какое-то помрачение разума в отношении к сему плотскому греху, ибо многие считают его вполне естественным и дозволенным явлением» (Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы).

К сожалению, со времен святителя Серафима ситуация только ухудшилась.

Сегодня мы должны четко сказать: пропаганда блуда и распространение порнографии недопустимы, им должен быть положен конец.

Несомненно, распространение и пропаганда порнографии является прямой угрозой национальной безопасности России, подрывает общественную нравственность и демографический потенциал страны. Напомним, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента России от 31.12.2015 года № 683) к числу угроз относит «разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей», «пропаганду вседозволенности и насилия», а к числу национальных интересов относит «сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Необходимо серьезное аналитическое, научное (в т.ч. юридическое) осмысление проблемы порнографии с изучением опыта других стран[7] и конкретные законотворческие и правоприменительные (правоохранительные) меры. В том числе, на наш взгляд, необходимо разработать отдельный федеральный закон «О запрете производства, распространения и пропаганды порнографической продукции», в котором должно раскрываться и собственно понятие «порнографии» («порнографической продукции»). Парадоксально, но при том, что Уголовный Кодекс РФ запрещает распространение порнографии, нигде в законодательстве не дается ее определение, с чем связаны и трудности правоприменительной практики.

В законах нет определения порнографии, и это создает большие трудности в правоприменительной практике

Необходимо проведение общественной дискуссии по проблеме с привлечением представителей государственных органов, политических партий и движений, общественных организаций, религиозных объединений, академического сообщества. Полагаю, что именно Церковь, имея ключ к глубочайшему духовному пониманию рассматриваемой проблемы, может сказать свое веское слово.

Необходима кропотливая работа по составлению реестров деструктивных информационных ресурсов (порносайтов и материалов с пропагандой порнографии и т.д.) и их последующему блокированию. Нужна и работа с поисковыми сайтами, социальными сетями и интернет-провайдерами с целью повышения их социальной ответственности (хороший пример подает поисковая система «Рублёв», которая не позволяет пользователю получить доступ к порнографическим материалам).

Безусловно, необходимо усиление административной и уголовной ответственности, в том числе за участие в порнографических съемках и их организацию, будь то в России или за границей.

Параллельно с мерами по действенному запрету порнографии целесообразна разработка программ по духовно-нравственному просемейному просвещению, включая пропаганду добрачного целомудрия (как ни странно, имеется соответствующий успешный опыт в США), поддержку более раннего вступления в брак и др. меры.

Необходимы программы просемейного просвещения, пропаганда добрачного целомудрия

Результатом может стать духовно-нравственное оздоровление российского общества и особенно молодежи, что положительным образом повлияет на созидание семей и демографическую ситуацию.

Конечно, данные предложения не являются исчерпывающими; те или иные конкретные меры должны быть тщательно проработаны. Но что точно ясно, так это то, что молчать и ничего не делать с этой острой социальной проблемой нельзя, если мы хотим сохранить наше общество, наших детей. Порнография, ее производство и пропаганда – это одна из областей «глубин сатанинских», вступая в которую человек заживо погружается в ад и смерть. Такой ли участи мы хотим для самих себя и ближних?

Завершить хотелось бы словами святителя Серафима (Соболева):

«Мы не должны огорчать Пречистую Божию Матерь и заставлять Ее проливать слезы из-за наших безчисленных грехов и в особенности от самого распространенного греха – нашей плотской страсти, или блуда.

Наша чистота и целомудрие возводят нас на небеса в том смысле, что Господь за нашу чистоту дарует нам божественное ведение богооткровенных истин и небесных таин в той мере, в какой мы целомудренны… Всецело будем, мои возлюбленные о Христе чада, стремиться к целомудрию и чистоте».

По материалам pravoslavie.ru
Общество
23 августа 2019

Пиво тоже алкоголь

Малый алкогольный градус вновь может вызвать большие проблемы со здоровьем жителей России и в экономике нашей страны.
Общество
21 августа 2019

Деревенская малокомплектная школа как зеркало русского пути

На сегодняшний день мы столкнулись с парадоксальной ситуацией. С одной стороны, оптимизация образования довершила процесс разрушения деревень и сёл, закрыв огромное количество школ в удалённых деревнях.
Духовная жизнь
18 августа 2019

Вестник

На Преображение Господне, отслужив Литургию, поехал в другое село, в храм к нашим ближайшим соседям.

Наш адрес

Россия, Смоленская область,
пос. Темкино, ул. Советская, 25а