Культура

Бывали ли вы когда-нибудь в планетарии? Рассматриваешь рукотворный звездный купол, слушаешь лекцию, задумываешься о совершенстве устройства мира.

Но что такое искусственно созданный планетарий, когда ты, запрокинув голову, любуешься мириадами бесчисленных звезд под бездонными сводами ночного неба?! Мерцающие, раскинутые, словно шатёр из тонкой ткани, они пленяют взор и воображение. Вот – созвездие Большой Медведицы, а вот, чуть подальше, - Полярная звезда, точка на небосводе, которая много веков подряд помогает ориентироваться на местности. В особо ясные ночи, уехав подальше от городов, можно увидеть, как невообразимое число сияющих небесных тел, складываясь в Млечный путь, образует нашу галактику.
Земля – малая песчинка в стройной системе мироздания. Что же на ней мы? Окружающий мир, да и вся наша жизнь, наполненная вереницей событий и ворохом ежедневно встающих вопросов – разумный замысел или случайность?
Теория эволюции, которая активно внедрялась в умы много лет подряд в нашей стране прямо со школьной скамьи, являлась попыткой объяснить существование жизни с атеистической точки зрения.
Библия рассказывает нам о том, каким задумал мир Бог, когда его творил. И каждый человек, наблюдая за природными явлениями, способен увидеть руку Создателя: «…Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» (Послание к римлянам 1,20) Библия не противоречит научным фактам. Хотя она и не согласна с определенным их толкованием, она прекрасно согласуется с самими фактами.
На сегодняшний день перед учеными, занимающимися космосом и всем, что с ним связано, встаёт больше вопросов, нежели появляется ответов. Например, что такое темная материя, из которой почти на треть состоит Вселенная, или сколько планет находится в нашей Солнечной системе. Заключительная фраза книги «Краткая история времён», автором которой является Стивен Хокинг, учёный, физик, изучающий теорию возникновения мира в результате Большого взрыва, а также теорию черных дыр, звучит так: «Если мы найдем ответ на этот вопрос (то есть почему существуем мы и вся вселенная), это станет окончательным триумфом человеческого разума, ведь это будет означать, что мы смогли познать разум Божий».
Мир слишком сложен, чтобы возникнуть случайно. Мы говорили о Вселенной, крупных небесных объектах; но и на уровне, доступном нам для исследования и восприятия (строение крыльев насекомых, наши собственные глаза), и даже в тех вещах, которые относятся к микромиру (молекула ДНК), видна рука Бога.
Но если ещё возможно согласится с тем, что вся окружающая нас действительность сотворена Богом, то есть аспекты жизни, о которых не так просто говорить и тем более их понимать. В мире происходит множество событий, которые с трудом укладываются в рамки простых объяснений. Вокруг нас случаются несчастья, беды. На планете свирепствуют войны, нужда, голод и болезни, уносящие в своих цепких руках жизни бесчисленного множества людей. И неужели у Мудрого, Всесильного, Любящего Бога-Творца от самого момента всё это могло быть в планах? А может всё-таки случайность? И кому из нас не приходилось задаваться этими вопросами!
Из глубины веков со страниц Священного Писания звучат слова: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Книга пророка Иеремии 29,11). От начала времён – разумный, добрый замысел Божий! Как непросто порой его понять!
Когда мы открываем Библию, то с самых первых строк окунаемся в описание того невообразимо прекрасного мира, каким его задумал Бог. Вот перед нами едва сотворённая Земля, отделение дня от ночи, моря от суши, появление первой растительности, создание звёзд, Солнца и Луны. Далее мы читаем о первых пресмыкающихся, птицах и рыбах, о сотворении животных и, наконец, о человеке. Адам и Ева – в каких удивительных условиях началась история жизни самых первых людей! Бог благословил их, дал власть над животным миром. Но также Бог огласил им и Свою волю, предоставив право свободного выбора, при этом предупредив о последствиях: «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Книга Бытие 2, 17). Наступил день, когда Ева послушала змея (обольстителя) и вкусила запретный плод. Так же поступил и Адам. Непросто сказать, что послужило причиной нарушения единственного наложенного на них запрета. Но сознательное отступление от установленного Богом порядка привело к последствиям, которые ещё на заре человечества принесли много переживание и слёз – изгнание из рая, утрата доступа к дереву жизни и смерть.
Мог ли Бог, создав человека, позволить ему бесконечно страдать от собственных ошибок? Господь очень любит Своё творение, Его разумным замыслом для человека было приготовлено счастье. Но поступки, называемые грехами, создали огромную пропасть между Творцом и творением, в которую помещается и непослушание Богу, и неверие. По этому поводу Паскаль произнёс очень интересные слова: «Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё».
Чтобы восстановить единение с человеком, утраченное в Эдемском саду, чтобы жизнь каждого из нас могла быть действительно радостной, на землю приходил Божий Сын Иисус Христос. Для того, чтобы мы могли наследовать небо, Он добровольно взял на Себя наши грехи и был казнён на Голгофском кресте. На третий день произошло Воскресение Христа. И это событие, ставшее самым светлым праздником во всей мировой истории, словно говорит каждому, кто приходит ко Христу: «…есть будущность, и надежда твоя не потеряна» (Книга притчей 25,18).
Стройное движение светил по небосводу всё ещё продолжается, как и ход истории нашей прекрасной планеты Земля. Если место случайности в нем? Люди, доверяющие Богу, убеждены, что в мире случайностей нет. «…Любящим Бога…всё содействует ко благу» (Послание к римлянам 8, 28). А тем, кто обвиняет в своих бедах всех на свете, нужно задуматься над истиной, изложенной в Слове Божьем: «Зачем сетует человек живущий? Всякий сетуй на грехи свои» (Плач Иеремии  3,39). В одном ты можешь быть уверен-ты здесь-не лишний. Твоя собственная жизнь – не случайность, она имеет смысл, значение, ценность и цель. И очень хочется, чтобы ты смог найти их, познавая совершенство разумного Божьего замысла.

Духовная жизнь
31 мая 2019

Церковный этикет

Как правильно обратиться к священнику?
В церковной практике не принято приветствовать священника словами: "Здравствуйте".
Сам же священник, представляясь, должен сказать: "Иерей (или священник) Василий Иванов", "Протоиерей Геннадий Петров", "Игумен Леонид"; но будет нарушением церковного этикета сказать: "Я - отец Михаил Сидоров".

Духовная жизнь
04 января 2019

«Батюшка, я тебе бесплатно стишок расскажу»

Ребенка поднимают на возвышение, ты прижимаешь его к себе, чтобы он не упал, а малыш в этот момент что-нибудь лепечет тебе на ухо. Я люблю детей, потому общение с маленькими человечками для меня праздник.
Общество
01 декабря 2018

Социальные сети и их влияние на общество

Биофизик, специалист в области биоэтики, доктор наук Вирджилиу Георге объясняет, каким опасностям подвергаются люди, пользующиеся социальными сетями онлайн, и как изменяется кора головного мозга детей в результате использования данных технологий.

Духовная жизнь
29 ноября 2018

Строить свой дом и быть счастливым человеком

К сожалению, пристрастия наши столь сильны, что мы не можем их преодолеть. По идее, как это должно было бы быть, самой главной мотивацией нашей жизни должна быть наша вера.

Духовная жизнь
28 ноября 2018

Что нужно успеть каждому в Рождественский пост

Рождественский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви – продолжается с 28 ноября по 6 января включительно.

Пост – это не только время воздержания от того или иного вида пищи, но и повод чаще ходить в храм. Если ритм жизни не позволяет быть на службе каждый день, какие дни для этого лучше выбрать?

Постный стол

Соблюдение Рождественского поста в пищевом отношении относительно несложно. В 33-й главе Типикона, в которой речь идет обо всех постах года, предлагается такая схема: по субботам и воскресеньям разрешается рыба, по понедельникам, вторникам и четвергам – пища с растительным маслом и вином, по средам и пятницам – сухоядение. Если на будний день попадает память славословного или полиелейного святого, в понедельник, вторник и четверг разрешается рыба, в среду и пятницу – масло и вино. В случае, если накануне среды или пятницы совершается Всенощное бдение, в эти дни также разрешается рыба.

В той же книге в указаниях на 14 ноября (день накануне поста по ст.ст.) можно найти более строгий устав, по которому рыбу разрешено есть только по субботам и воскресеньям, на Введение во храм Пресвятой Богородицы и еще в 9 дней, когда празднуется память великих святых, если они придутся на вторник или четверг. Со 2 января по этой версии устава рыбу нельзя есть вовсе. Там же содержится отсылка к еще более строгому уставу.

Такие разночтения связаны с наличием двух традиций – более мягкой студийской и более строгой иерусалимской. Иерусалимский устав – устав монахов-отшельников, предполагавший более строгий пост и более продолжительные богослужения – со временем стал господствующим в Церкви, однако к реалиям современной жизни ближе Студийский устав, выработанный монахами городского монастыря.

Фактически большинство православных христиан не вникают в эти тонкости и едят рыбу каждый день, кроме среды и пятницы, когда переходят на пищу с елеем. В Сочельник (Навечерие Рождества – 6 января) трапеза поставляется один раз, вечером (либо после Литургии), без масла. Впрочем, не так интересны пищевые особенности поста, как богослужебные.

Богослужения Рождественского поста

4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы, накануне совершается Всенощное бдение. Введение – двунадесятый праздник, один из особенно почитаемых. В этот день празднуется, как Пречистую Богородицу в трехлетнем возрасте праведные Иоаким и Анна привели в храм и посвятили Богу. В праздник Введения Богородицы во храм в храмах на всенощной, во время елеопомазания начинают петь Рождественский канон.

Всенощное бдение совершается также накануне:
18 декабря – память прп. Саввы Освященного
19 декабря – память свт. Николая Чудотворца – т. н. «Никола Зимний»
Полиелей бывает накануне:
29 ноября – память апостола и евангелиста Матфея
2 декабря – память свт. Филарета Московского
6 декабря – память св. блгв. кн. Александра Невского / свт. Митрофана Воронежского
10 декабря – празднование в честь иконы Божией Матери “Знамение” (может совершаться бдение)
13 декабря – память апостола Андрея Первозванного
17 декабря – память вмц. Варвары
26 декабря – память мчч. Евареста, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста
2 января – память св. прав. Иоанна Кронштадтского
3 января – память свт. Петра Московского

Исповедь Рождественским постом

Исповедь Рождественским постом Время поста – время более усиленной молитвы и глубокой исповеди. Исповедоваться в большинстве храмов можно на каждой вечерней службе, но лучше заранее узнать время исповеди в своем храме.

История
27 ноября 2018

Воспоминания схиархимандрита Илия (Ноздрина) о войне

В этом году исполнилось 75 лет первому салюту в Великой Отечественной войне. 5 августа 1943 г. наш народ праздновал освобождение Орла.

Наш адрес

Россия, Смоленская область,
пос. Темкино, ул. Советская, 25а