Культура

Господь уготовал нам жить в такой век, когда информация обрушивается на нас почти в любом месте. Дома ли мы или гостим у кого-то, на работе ли с сослуживцами, или просто идем по улице, с домочадцами ли пребываем или направляемся в храм – и там, если и не на богослужении, то после него новости разного свойства всенепременно нас подстерегают. А уж если включить телевизор или радио – то уж куда деваться-то… тут же обрушатся на нас с преизбыточной своей полнотой. Может быть, не так в монастырях, что далеко от городов, но тут мне затруднительно что-либо с уверенностью сказать, потому как мирянин.

Вот и ныне – грядет гражданский Новый год, и от новости сей затвориться мы не в силах. А надо ли? И если надо, то насколько, чтобы если не получить пользу, то по крайней мере не повредить себе и ближним?

Проявить смирение и разумение

Прежде всего, надо нам осознать, что по сути своей гражданский Новый год, как дата календаря, не несет в себе никакого языческого или богоборческого подтекста. Я говорю о дне сегодняшнем, а не о той цели, с которой вводился новый календарь в России. Надо исходить из того, что значительно больше половины наших сограждан, даже из числа тех, кто называет себя православными, являются людьми нерелигиозными. Они обмирщены и видят в этом дне возможность либо собраться за столом, либо, нарушив привычный распорядок жизни, отправиться ночью на каток, или гулять по городу, или в гости к ближним – встряхнуться, забыть накопившееся раздражение за весь рабочий год и разрядиться так, как они это умеют. Не стоит сейчас полемизировать о том, что раздражение вовсе не следует копить и что застолье не способ от него избавиться – это известно худо-бедно воцерковленным, а прочим иное пока непонятно и неизвестно.

Излишняя нравоучительность пользы не принесет

Для них не существует поста, им неясен его смысл (разве что пока им думается, что пост сродни диете – это им более понятно), и излишняя нравоучительность будет ими, в эти дни особенно, воспринята в штыки и пользы не принесет. А вред принести может. И в первую очередь нам самим.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне (Мф. 6, 17–18).

Как нам исполнить эти слова Спасителя?

Да вот прямо в буквальном смысле: в дни, столь важные для наших нерелигиозных ближних, надо проявить нам смирение и разумение.

И Богу угодить, и не человекоугодничать

Разумение – в том, чтобы самим не разделить ночные пиршества, Богу неугодные, и громкие празднования, в дни поста неуместные.

Смирением – в том, чтобы не предстоять перед ними с кислыми лицами и не бубнить денно и нощно о проклятых большевиках, празднованием Нового года изгладивших из сердец россиян памятование о смысле Рождества Христова, о недосягаемой высоте и важности этого Праздника.

Мне видится, что за лучшее будет и их поздравить с Новым годом, даже и подарки подарить небольшие, как знак внимания, и, может, даже, где это возможно, и присесть за стол на короткое время, сохраняя для себя пост, но делая это по возможности в тайне. И сотворить все это так, чтобы и Богу угодить, и не человекоугодничать.

Мы все живем в миру

Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

И говорит им: чье это изображение и надпись?

Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 15–21).

Часто некоторые из нас уподобляются фарисеям из притчи, пытаясь уловить либо тех, кто рассуждает о том, что вовсе не грех в гражданский Новый год разделить стол и развлечения с окружающими, либо тех, кто говорит о том, что любое упоминание о дне этом без ненависти к нему есть предательство Христа.

Но мы имеем на тех и других слово Спасителя: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Мы все живем в миру, в своем Отечестве. Пока еще земном… Бог даст – и в Небесное, каждый в свое время, переберемся по милости Его. Но покуда этого не произошло, мы должны помнить, что имеем над собой и кесаря – правителя.

Календарь гражданский нас не обязывает к тому, чтобы следовать всем его рекомендациям и с жадностью отмечать все красные его даты. Но и игнорировать его мы не в силах. Кто глаголет о том, что целиком освободился от гражданского календаря, тот лукавит, потому как без оного ни билеты не закажет, ни к вылету вовремя не прибудет, прогуляет дни рабочие и явится к закрытым дверям магазина… Так что целиком от гражданского календаря мы освободиться не можем – это кесарево.

А Божие – это когда мы свою жизнь духовную сообразуем с календарем Небесным – церковным. Когда свой распорядок соотносим с праздниками, с постами и днями памяти святых, с Причастием и с подготовкой к нему, сообразуясь с тем, как нам помогает это понять Церковь-Мать.

Есть праздники гражданского календаря, участие в которых нам, можно сказать, категорически не рекомендуется, потому как дни эти несут открытый богоборческий и богопротивный характер. Простейшим примером может быть годовщина кровавой революции 1917 года.

Но есть праздники нейтральные по своей природе – тот же День защитника Отечества или день Конституции России. И праздник гражданского Нового года также относится к тем, что в существе своем не имеют ничего греховного. Греховными их можем сделать мы сами, своим небогоугодным к ним отношением. Или же мы можем придать таковым дням добрый смысл.

Отдать Богу первородное и лучшее

Богу полагается первая и лучшая часть

Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Но надо помнить – Богу полагается первая и лучшая часть.

Авель также принес от первородных стада своего и от тука их (Быт. 4, 4).

Потому погрузиться в застолье и безудержное веселье в гражданский Новый год, а после, уставшим и захмелевшим, перекрестив лоб, упасть в кровать, будет решением ошибочным.

Чтобы отдать Богу первородное и лучшее, надо бы вечером быть в храме на богослужении, помолиться и попросить благословения на дни грядущие. Да, для нас этот день, в настоящем своем понимании, Новым годом не является: наш Новый год – индикт – мы празднуем первого сентября (14 н.ст.). Но мы должны понимать, что Церковь с уважением относится к государству. Так, мы знаем, что брак, зарегистрированный государством, хотя и не является союзом, освященным Богом, но уже и не является блудным сожительством.

Также и гражданский Новый год, хотя и не является для нас праздником, но, проявляя уважение к государству, Церковь благословляет в этот день совершать благодарственные молебны и испрашивать благословения Божьего на гражданское новолетие.

В качестве миссии, как пример иного понимания праздника и иного, духовного наполнения его, Церковь, на усмотрение настоятелей храмов, благословляет ночную литургию в день гражданского Нового года. И надо сказать, что это очень наглядная миссия, в первую очередь для тех, у кого в семье есть как воцерковленные, так и невоцерковленные православные (а таких семей в нашей стране, наверное, большинство).

Отдав Господу лучшую часть этого дня и благословив ястие, уже не будет грехом для каждого из нас отдать и кесарю (в том числе и ближним) их часть, избегая для себя самих всех излишеств – как в еде, так и в веселии. Так мы и заповедь соблюдем, и проявим любовь к ближним своим, и не соблазном для них явимся, а живым примером к назиданию.

И не исключено, что через пару-другую лет кто-то из тех, кто сегодня посмеивался над православными, встречающими бой курантов не с бокалом шампанского, а с крестным знамением, под возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков», станет рядом в храме и тем самым исправит стопы свои ко благоугождению Господу нашему Иисусу Христу, Которому слава, честь и держава подобает со Безначальным Его Отцом и со Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков!

Источник: Дмитрий Филин

Святые и святыни
08 ноября 2019

4 ноября. Казанская икона Божией Матери

В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи.

Общество
30 сентября 2019

Как экстренно погасить обиду?

Все мы постоянно на кого-нибудь обижаемся и не всегда понимаем, как быстро погасить это вредное и изматывающее чувство в себе самих. Ситуация особенно обостряется перед причащением Святых Христовых Таин, к которым надо приступать с чистым сердцем. Вот только если миряне могут отказаться от причастия в случае обиды, то у единственного служащего священника такого выхода нет — ему надо служить в любом случае. Именно поэтому мы попросили пастырей рассказать о том, как уничтожить обиду максимально быстро.

Святые и святыни
20 сентября 2019

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания.

Духовная жизнь
19 сентября 2019

«НЕ БУДЬ ПОБЕЖДЕН ЗЛОМ»

Так как плотской грех принимает гигантские размеры и захватывает в свое рабство весь мир, то близится время, когда Господь вновь произнесет Свой грозный приговор, который он некогда произнес о всех людях перед Всемирным потопом: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6:3).
Святитель Серафим (Соболев)

Несчастный старый Запад: бессильно погружающийся день за днем в упадок, впадающий в дебилизм на липкой грязи его собственной всепоглощающей вседозволенности, его наркотизации, его злодеяний, его порнографии, его потакания молодежи, его склонности к телесным удовольствиям, его неистового материализма и потребительства.
Джордж Ке ннан

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром, – писал святой апостол Павел (Рим. 12: 21). Среди того зла, которое надо победить и распространение которого приобрело сегодня угрожающий масштаб, – порнография[1]. В известном смысле можно говорить, что современное общество побеждено этим злом: порнография распространяется почти бесконтрольно, в интернете она доступна в любое время дня и ночи посредством буквально нескольких нажатий клавиш компьютера или смартфона. И, к сожалению, приведенные в эпиграфе слова Дж. Кеннана[2] об Америке 1970-х годов мы сегодня можем отнести и к России.

Распространение порнографии несет в себе угрозу как нравственному здоровью отдельных людей (особенно молодежи), так и духовному благополучию общества в целом, нарушает нормальное психологическое состояние человека, подменяет традиционные семейно-брачные ценности культом похоти, извращений и насилия, негативно влияет на безопасность государства[3]. И если мы не будем говорить об этой специфичной, подчас табуированной теме, если не будем решать эту проблему, то наши дети и внуки будут жить в еще более опасной и агрессивной среде, чем та, в которой росли мы – нынешние взрослые.

Сегодня деструктивное воздействие порнографии испытывает на себе большая часть молодого поколения жителей России, а также множество людей более старших возрастных групп. Знакомство юношей и девушек с порнографией стало почти обычным, отношение к ней становится всё более лояльным. Закономерно возникают деструктивные инциденты, такие как извращенческая вечеринка выпускников школы в Приморском крае в мае 2019 года.

Ситуация усугубляется тем, что, несмотря на законодательный запрет порнографии (ст. 242 УК РФ; ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»[4]), в частности детской (ст. 242.1 и ст. 242.2 УК РФ), ее распространение фактически почти не пресекается, за исключением немногих прецедентов[5] по блокированию популярных порнографических сайтов. При этом внесудебное ограничение доступа к порносайтам возможно только при наличии на них детской порнографии – так что основной массив порнографии может быть заблокирован только через приложение необоснованно больших усилий правоохранительных органов и судов.

К сожалению, сегодня в России не осуществляется реальная эффективная защита детей от информации порнографического характера, как это предписывает ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (см. также ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). При этом непонятно, почему защита от порнографической информации ограничена только детьми, тогда как основными потребителями порнографии (и, соответственно, страдающими от нее) являются совершеннолетние.

Почему защита от порнографии ограничена только детьми, тогда как страдают от нее и совершеннолетние?

Одна из опасностей порнографии – в изображении не только «обычных» сексуальных отношений, но и всевозможных извращений. При поиске соответствующих материалов в интернете молодые люди встречают не только условно «обычную» порнографию, но и изображения содомского греха, кровосмесительных связей, свального греха и так далее (порнографические сайты, как правило, снабжены подробными рубрикаторами, что называется, «на любой вкус»). Последствия, которые это может иметь для психики человека, особенно молодежи, абсолютно деструктивны, вплоть до изменения половой ориентации, возрастания агрессивности в поведении, неспособности выстроить отношения с любимым человеком и создать семью. Напомним трагическую историю про британского подростка, который испытывал порнографическую зависимость, вследствие чего изнасиловал и убил школьницу.

Еще одна проблема – наличие в России подпольных порнографических видеостудий и незаконного порнографического бизнеса. Порнографические сайты изобилуют материалами с русскоязычными «актрисами» («деятельность» которых, кстати, вполне подпадает под понятие проституции). В сети встречаются свидетельства о подпольных (подпольных ли? – возникает горький вопрос) порнографических видеосъемках в России. А недавно Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал российские власти выдать скандально известному российскому порнорежиссеру (не будем указывать его имя) лицензию на воспроизведение порнографических фильмов (так как его «свобода самовыражения» якобы ущемлена). Таким образом, порнография обретает и политическое измерение, а свобода ее оборота может насаждаться в контексте защиты «прав человека».

Порнография обретает политическое измерение, а свобода ее оборота насаждается как защита «прав человека»

Отметим также, что уже сложился целый бизнес-сегмент по «трудоустройству» молодых женщин из России в зарубежных порнографических студиях. Не исключено, что, если «покопаться», выезд наших соотечественниц на такие заработки не всегда в полной мере добровольный.

Еще одна проблема – не просто производство и распространение порнографии, но ее пропаганда (популяризация). В интернете, в том числе на сайте популярнейшего видеосервиса «Ютуб» (YouTube), доступно множество интервью с русскоязычными порнографическими «актрисами». Один из таких роликов, например, имеет 6 млн. просмотров: в нем «героиня» в позитивном ключе рассказывает, как пришла в порнобизнес, как туда могут попасть молодые девушки из России, сколько денег удается «заработать» и т.д. Излишне говорить, что такие материалы способствуют опаснейшим социальным и психологическим деформациям, давая дурной пример молодым девушкам. Кстати, при прослушивании указанных интервью зачастую возникает впечатление явных психических отклонений у «актрис», не говоря уже об их полной аморальности. «Работа» порноактрисы показывается как нечто респектабельное, доходное и даже творческое, то есть происходит полная инверсия нормальных человеческих понятий о нравственности, труде, женском призвании и т.д. Необходим, таким образом, четко выраженный запрет не только производства и распространения, но и пропаганды порнографии[6].

Сегодня масштаб проблемы настолько велик, что требуются огромные усилия по ее устранению, тем более что существующие нормы и меры явно недостаточны. Хорошо, что в нашей стране тщательно отслеживаются и устраняются из информационного поля сведения экстремистского характера; однако наносящая не меньший (если не больший) вред обществу порнография почти неограниченно доступна в интернете.

Кто-то может сказать, что каждому отдельному человеку ничто не мешает быть свободным от порнографической зависимости и просто не смотреть порнографию. Тем более это верно для человека, живущего воцерковленной жизнью. Однако такой взгляд очень поверхностен, ведь можно сказать то же самое о других формах социального зла (алкоголизм, проституция и т.д.): зачем с ними бороться, ведь каждый в отдельности может от этого уклоняться. Такой взгляд сквозь «розовые очки» на каждом шагу опровергается жизнью, а греховная поврежденность человека не позволяет надеяться даже на воцерковленных людей. Святитель Серафим (Соболев) еще в 1949 году так говорил о грехе блуда:

«К великому сожалению, этот грех является самым существенным и отличительным свойством не только язычников и инославных христиан, но даже часто и христиан православных. Здесь, среди православных, в последнее время наблюдается какое-то помрачение разума в отношении к сему плотскому греху, ибо многие считают его вполне естественным и дозволенным явлением» (Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы).

К сожалению, со времен святителя Серафима ситуация только ухудшилась.

Сегодня мы должны четко сказать: пропаганда блуда и распространение порнографии недопустимы, им должен быть положен конец.

Несомненно, распространение и пропаганда порнографии является прямой угрозой национальной безопасности России, подрывает общественную нравственность и демографический потенциал страны. Напомним, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента России от 31.12.2015 года № 683) к числу угроз относит «разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей», «пропаганду вседозволенности и насилия», а к числу национальных интересов относит «сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Необходимо серьезное аналитическое, научное (в т.ч. юридическое) осмысление проблемы порнографии с изучением опыта других стран[7] и конкретные законотворческие и правоприменительные (правоохранительные) меры. В том числе, на наш взгляд, необходимо разработать отдельный федеральный закон «О запрете производства, распространения и пропаганды порнографической продукции», в котором должно раскрываться и собственно понятие «порнографии» («порнографической продукции»). Парадоксально, но при том, что Уголовный Кодекс РФ запрещает распространение порнографии, нигде в законодательстве не дается ее определение, с чем связаны и трудности правоприменительной практики.

В законах нет определения порнографии, и это создает большие трудности в правоприменительной практике

Необходимо проведение общественной дискуссии по проблеме с привлечением представителей государственных органов, политических партий и движений, общественных организаций, религиозных объединений, академического сообщества. Полагаю, что именно Церковь, имея ключ к глубочайшему духовному пониманию рассматриваемой проблемы, может сказать свое веское слово.

Необходима кропотливая работа по составлению реестров деструктивных информационных ресурсов (порносайтов и материалов с пропагандой порнографии и т.д.) и их последующему блокированию. Нужна и работа с поисковыми сайтами, социальными сетями и интернет-провайдерами с целью повышения их социальной ответственности (хороший пример подает поисковая система «Рублёв», которая не позволяет пользователю получить доступ к порнографическим материалам).

Безусловно, необходимо усиление административной и уголовной ответственности, в том числе за участие в порнографических съемках и их организацию, будь то в России или за границей.

Параллельно с мерами по действенному запрету порнографии целесообразна разработка программ по духовно-нравственному просемейному просвещению, включая пропаганду добрачного целомудрия (как ни странно, имеется соответствующий успешный опыт в США), поддержку более раннего вступления в брак и др. меры.

Необходимы программы просемейного просвещения, пропаганда добрачного целомудрия

Результатом может стать духовно-нравственное оздоровление российского общества и особенно молодежи, что положительным образом повлияет на созидание семей и демографическую ситуацию.

Конечно, данные предложения не являются исчерпывающими; те или иные конкретные меры должны быть тщательно проработаны. Но что точно ясно, так это то, что молчать и ничего не делать с этой острой социальной проблемой нельзя, если мы хотим сохранить наше общество, наших детей. Порнография, ее производство и пропаганда – это одна из областей «глубин сатанинских», вступая в которую человек заживо погружается в ад и смерть. Такой ли участи мы хотим для самих себя и ближних?

Завершить хотелось бы словами святителя Серафима (Соболева):

«Мы не должны огорчать Пречистую Божию Матерь и заставлять Ее проливать слезы из-за наших безчисленных грехов и в особенности от самого распространенного греха – нашей плотской страсти, или блуда.

Наша чистота и целомудрие возводят нас на небеса в том смысле, что Господь за нашу чистоту дарует нам божественное ведение богооткровенных истин и небесных таин в той мере, в какой мы целомудренны… Всецело будем, мои возлюбленные о Христе чада, стремиться к целомудрию и чистоте».

По материалам pravoslavie.ru
Общество
23 августа 2019

Пиво тоже алкоголь

Малый алкогольный градус вновь может вызвать большие проблемы со здоровьем жителей России и в экономике нашей страны.
Общество
21 августа 2019

Деревенская малокомплектная школа как зеркало русского пути

На сегодняшний день мы столкнулись с парадоксальной ситуацией. С одной стороны, оптимизация образования довершила процесс разрушения деревень и сёл, закрыв огромное количество школ в удалённых деревнях.

Наш адрес

Россия, Смоленская область,
пос. Темкино, ул. Советская, 25а