Культура

Ирина Анатольевна Богданова – петербургский писатель и публицист, номинант Патриаршей премии 2014–2015 годов, лауреат конкурсов «Культура России» и «Просвещение через книгу». Автор книг «Жизнь как на ладони», «Мера бытия», «Я спряду тебе счастье», «Неувядаемый цвет» и др.

Начинающие писатели часто жалуются, что сложно пристроить свою книгу в издательство. А если это роман, то шансов издать его совсем мало. У петербургской писательницы Ирины Богдановой все наоборот: ее первую книгу напечатали сразу же, а все последующие – семь толстых романов, две книги для подростков и несколько детских сказок – пользуются огромным успехом у читателей. В ноябре 2018 Ирина Богданова в четвертый раз стала лауреатом премии «Просвещение через книгу».

Правнучка новомученика

– Ирина Анатольевна, во всех аннотациях к вашим книгам упоминается, что вы много лет проработали в детском саду. Расскажите, пожалуйста, про ваш творческий путь, как вы из обычного воспитателя превратились в популярную писательницу?

– Однажды меня попросили написать статью про моего прадеда, священника Михаила Николаевского, и я составила его жизнеописание. Он был очень интересным человеком, увлекался фотографией, росписью по фарфору, переплетным ремеслом, духовной музыкой. Служил в храме Св. мч. Царицы Александры при Образцовом детском приюте, устроенном Царской Семьей. Прихожанкой храма была графиня Зарнекау, дочь принца Ольденбургского и кузина Императора Николая II. После революции графиня оказалась единственной из Дома Романовых, оставшейся в стране, дважды ей предлагали бежать: приезжал курьер и предъявлял пароль – разорванную банкноту. На третий раз Зарнекау действительно бежала, и когда побег раскрылся, то многие знакомые графини были арестованы, в том числе и о. Михаил Николаевский, и о. Михаил Чельцов, настоятель храма. Арестовали их по обвинению «в участии в контрреволюционной группировке монархического направления». В день Рождества Христова 1931 года оба священника были расстреляны. Эпизод с побегом я позже отразила в своей книге «Дом, где тебя ждут», так что тот, кто читал книгу, без труда поймёт, о чём идёт речь.

Статью про прадеда сразу же напечатали в альманахе Константиновского дворца, потому что он дружил с Великим князем Гавриилом Константиновичем, венчал того и гостил у него на даче. Статью я, как водится, раздала почитать своим знакомым, и на меня посыпались заказы написать о случаях из их жизни. Я не могла отказать людям, и новые статьи тоже как-то легко пристраивались в печать.

Свою самую первую детскую книгу – «Большую русскую сказку» – я написала просто потому, что мне она нужна была по работе. Написала и послала наугад в несколько издательств, и буквально через два дня мне позвонили: «Берем, печатаем». Так и пошло.

В своих книгах я пытаюсь показать страницы истории, которые почти забыты

После детской книжки был роман для подростков «Жизнь как на ладони». Здесь я хотела написать о Петербурге времен Русско-японской войны. Мне попались брошюра гатчинского краеведа Кислова, он очень интересно пишет, и я поняла, что тоже хочу рассказать о том времени. Во всех своих книгах я пытаюсь показать страницы нашей истории, которые почти забыты. Считаю это своей обязанностью.

Сейчас пишу про Гражданскую войну.

Знаю, некоторые писатели просто не могут дня прожить без строчки, у меня такого нет: я в свободное время с удовольствием лучше пошью что-нибудь или повяжу. Каждую книгу я пишу примерно год или чуть больше. Иногда думаю, что уже и не писала бы, но почитаю отклики читателей и думаю: ну, как людей подвести, они же ждут. И сажусь за следующую книгу.

– В романе «Мера бытия», где рассказывается про блокаду, некоторые герои упоминают Бога, крестятся. Кажется, для того времени это нехарактерно. А ваша семья в советское время тоже была верующей?

– Я всегда знала, что мой прадед священник, у нас в семье это не скрывали, а поскольку дедушка Миша увлекался фотографией, то осталось много снимков нашей семьи, все они были подписаны, бережно хранились, никому там лицо не закрашивали, как это иногда бывало. Бабушка Нина смогла сохранить уникальный архив. Всё, что у нас осталось после войн и блокады – это только фотографии, но их больше 500.

Вера в Бога не мешает быть образованным и благородным

Бабушка Нина верила в Бога, ее крестным отцом был епископ о. Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Сергий. Моя мама была неверующей, но уважение к вере, память о дедушке она хранила и передала нам с сестрой. Мы крестились уже взрослыми, но это произошло очень органично и естественно, как будто так и должно быть.

По поводу верующих героев – мои книги читают и православные читатели, и совершенно светские. Своей целью я не ставлю духовное воспитание и не даю духовных советов, здесь мне самой надо учиться.

Но в советской литературе верующий человек всегда был очернен. Поэтому я стараюсь показать, что вера в Бога не мешает быть образованным и благородным. Хочу, чтобы мой светский читатель увидел Церковь с хорошей стороны и перестал бояться переступить её порог.

История России не черная и не белая

– Каждая ваша книга – она про настоящее и прошлое одновременно. Как вы считаете, сильно ли изменили потрясения XX века русского человека?

– Когда начинаешь работать с каким-то историческим материалом, то многое пересматриваешь. Те общие сведения об эпохе, которые у меня остались от школы, дают очень общую картину, и только начиная погружаться в эпоху, начинаешь замечать маленького человека, обывателя, которому довелось жить и выстоять в непростые времена. И, конечно же, люди меняются под влиянием обстоятельств, не качественно: «был плохой – стал хороший», а меняется мировоззрение и образ жизни. Например, в моей новой книге девушка-подёнщица, получив назначение помогать детям, начала учиться, а наследник огромного состояния стал жестянщиком.

История России настолько сложная, что нельзя красить всё черной или белой краской.

Казалось бы, такое страшное время, как Гражданская война, когда брат шел на брата, но вот пришла Великая Отечественная, и нация снова сплотилась, и все оказались в одном окопе и защищали друг друга до последнего патрона, плечом к плечу.

Мне кажется, очень важно не растерять то, что дала нам Великая Отечественная война, потому что общая беда примирила нацию и сделала вновь единой.

Блокадные фотографии

– На вашей странице в соцсети я увидела фотографию – Ленинград, 1942 год, женщина с детьми сидит за столом в блокадной квартире. Это ваши родные? Они выжили?

– На фото моя бабушка Нина Михайловна Никитина (это она – дочка священника), моя мама и ее брат дядя Миша, они втроем выжили. Мама стала учительницей русского и литературы, но умерла, едва выйдя на пенсию, а у мальчика с этой фотографии была долгая и счастливая жизнь, он стал крупным инженером-судостроителем, и во многом благодаря ему его родной проектный институт выжил в трудные 1990-е годы.

Михаил Николаевич, названный в честь дедушки-священника, ушёл из жизни совсем недавно и работал до последнего дня.

Блокадные фотографии нашей семьи – уникальные, из немногих любительских снимков, которые сохранились

Блокадные фотографии нашей семьи – уникальные, одни из немногих любительских снимков, которые вообще сохранились. Дело в том, что в начале блокады был приказ сдать фотоаппараты, радиоприемники и велосипеды, поэтому почти все снимки блокадного города сделаны фотокорреспондентами, а сохранившихся бытовых домашних фотографий практически нет. Автор наших фотографий – дядя Саша, его не призвали в армию, потому что он был инженер-радиотехник. Из-за этих снимков он и погиб. Когда он фотографировал подъезд своего дома на Красноармейской улице, на него донесли. Дядю Сашу арестовали, все снимки пропали вместе с ним, но одна плёнка у нас осталась.

Несколько лет назад мы услышали по радио объявление о том, что готовится альбом «Неизвестная блокада», и владельцев блокадных фото, просят позвонить по такому-то номеру. Мы сомневались, звонить или нет, у нас ведь всего одна пленка, там 4 или 5 фотографий. Когда автор готовящегося альбома, Владимир Никитин, услышал об этом, он просто онемел, а потом, после долгого молчания, сказал: «Вы знаете, я о таком счастье даже не мечтал».

Дальше было еще удивительнее. Наша семья много лет не знала о судьбе дяди Саши, хотя упорно искала его следы. Он пропал в тот день, когда ушел бродить по городу с фотоаппаратом, и никто не знал, что с ним случилось. И вот этот Никитин рассказал: «Мы работали в архиве ФСБ и нашли дело фотографа, моего однофамильца, который снимал блокадный город, некто Александр Александрович Никитин. Он был арестован и погиб в тюрьме. Это не ваш родственник?» Так мы нашли дядю Сашу, и теперь его фотография помещена в альбом о блокаде Ленинграда. Он заплатил за неё жизнью.

Любимый Санкт-Петербург

Мои предки и строили, и защищали город

– Петербург почти всегда присутствует в ваших романах. Как история вашей семьи связана с ним?

– Мои предки и строили, и защищали город. В «Записках» Екатерины Великой встречается фамилия моего родственника, который впервые приехал сюда с королем Польши Станиславом Понятовским. Мой прапрадедушка Александр Колчин ровно за сто лет до моего рождения, в 1857-м году, закончил Императорскую академию художеств, расписывал храм Смольного института. Это случилось в 1861-м году, – достаточно для того, чтобы я чувствовала себя коренной жительницей. Две мои бабушки учились в Смольном институте. Другой дедушка – Александр Владимирович Никитин – был генерал-майор, артиллерист, участник Брусиловского прорыва (его семья жила на улице 10-й роты, ныне 10-й Красноармейской, в том районе, где я поселила Катю Ясину, героиню книги «Мера бытия»).

– А какие ваши любимые места в Петербурге?

– Самое любимое место – это Коломна. Там, на Лермонтовском проспекте, стояла церковь, где служил прадедушка, теперь на её месте стоит поклонный крест.

Я очень люблю свой Юго-Запад. Прямо из моего окна виден Финский залив, люблю смотреть, как в гавань входят корабли, пару раз удалось заметить подводные лодки. А север Петербурга для меня все равно что другой город.

– Куда в Петербурге надо обязательно сходить туристам, как вы считаете? Что нельзя пропустить?

– Не буду оригинальной, само собой – Эрмитаж. Я часто там бываю и стараюсь не пропускать интересные выставки. Увидеть Смольный собор, невероятной красоты, обязательно прокатиться по рекам и каналам. Думаю, что для ознакомительной поездки не надо бегать по достопримечательностям, а лучше просто походить по городу, проникнуться его духом, а потом уже системно куда-то ездить.

Из музеев я люблю Артиллерийский музей, Военно-морской. Два года подряд мы ездим в музей «Прорыв блокады», он находится на Дороге жизни. Не так давно там открылась диорама боя на Невском пятачке, где частью экспозиции, воссозданной в натуральную величину, являются предметы, найденные поисковыми отрядами.

«Читаю ваши книги и прихожу в себя»

– Одна из читательниц написала в отзыве, что ваши книги восполняют дефицит счастья. Но вот этот обязательно счастливый конец, который есть в каждой вашей книге, – он не обманывает читателя, ведь жизнь часто бывает жестока?

– Я все-таки надеюсь, что у меня не слащавые, благостные книжки. Мои герои попадают в достаточно сложные ситуации и находят силы противостоять бедам. Я стараюсь, чтобы мои герои давали надежду в тот момент, когда у тебя все плохо. У меня есть друг, игумен Варсонофий из Архангельской епархии, как-то раз он сказал: «Ирина Анатольевна, когда у меня все плохо, я читаю ваши книжки и прихожу в себя».

– Какие читательские отзывы для вас самые ценные?

– Самые ценные – от библиотекарей. Это люди, которые говорят не от себя, а от лица многих читателей. Меня очень трогает, когда пишут из совсем далекой глубинки – Новосибирская область, Пермская, Вологодчина. Из Нижневартовска недавно написали, что шесть моих романов есть у них в библиотеке. А недавно спрашивали, где можно купить мои книги в Германии.

– Одна из ваших книг называется «Я спряду тебе счастье». Как вы считаете, человек действительно может сам его спрясть? И что такое счастье лично для вас?

– Бывают трагические обстоятельства, над которыми ты не властен. Болезнь, смерть. Но, в отличие от таких ситуаций, есть моменты, когда надо принять решение, и от его правильности зависит твоя дальнейшая жизнь – будет ли она счастливой. Иногда люди совершают ошибки, которые разрушают личность. Например, у меня в последней книге есть герой – адвокат, который столкнулся с преступлением, погубившим его новое начинание. И он решил, что не будет судиться, потому что много раз видел, как судебные тяжбы ломают жизнь, погружая человека в неизбывную ненависть.

А счастье для меня – это когда мои близкие живы и здоровы, большего и не надо.

С писательницей Ириной Богдановой
беседовала Вероника Бузынкина

19 ноября 2018 г.

Святые и святыни
08 ноября 2019

4 ноября. Казанская икона Божией Матери

В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи.

Общество
30 сентября 2019

Как экстренно погасить обиду?

Все мы постоянно на кого-нибудь обижаемся и не всегда понимаем, как быстро погасить это вредное и изматывающее чувство в себе самих. Ситуация особенно обостряется перед причащением Святых Христовых Таин, к которым надо приступать с чистым сердцем. Вот только если миряне могут отказаться от причастия в случае обиды, то у единственного служащего священника такого выхода нет — ему надо служить в любом случае. Именно поэтому мы попросили пастырей рассказать о том, как уничтожить обиду максимально быстро.

Святые и святыни
20 сентября 2019

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания.

Духовная жизнь
19 сентября 2019

«НЕ БУДЬ ПОБЕЖДЕН ЗЛОМ»

Так как плотской грех принимает гигантские размеры и захватывает в свое рабство весь мир, то близится время, когда Господь вновь произнесет Свой грозный приговор, который он некогда произнес о всех людях перед Всемирным потопом: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6:3).
Святитель Серафим (Соболев)

Несчастный старый Запад: бессильно погружающийся день за днем в упадок, впадающий в дебилизм на липкой грязи его собственной всепоглощающей вседозволенности, его наркотизации, его злодеяний, его порнографии, его потакания молодежи, его склонности к телесным удовольствиям, его неистового материализма и потребительства.
Джордж Ке ннан

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром, – писал святой апостол Павел (Рим. 12: 21). Среди того зла, которое надо победить и распространение которого приобрело сегодня угрожающий масштаб, – порнография[1]. В известном смысле можно говорить, что современное общество побеждено этим злом: порнография распространяется почти бесконтрольно, в интернете она доступна в любое время дня и ночи посредством буквально нескольких нажатий клавиш компьютера или смартфона. И, к сожалению, приведенные в эпиграфе слова Дж. Кеннана[2] об Америке 1970-х годов мы сегодня можем отнести и к России.

Распространение порнографии несет в себе угрозу как нравственному здоровью отдельных людей (особенно молодежи), так и духовному благополучию общества в целом, нарушает нормальное психологическое состояние человека, подменяет традиционные семейно-брачные ценности культом похоти, извращений и насилия, негативно влияет на безопасность государства[3]. И если мы не будем говорить об этой специфичной, подчас табуированной теме, если не будем решать эту проблему, то наши дети и внуки будут жить в еще более опасной и агрессивной среде, чем та, в которой росли мы – нынешние взрослые.

Сегодня деструктивное воздействие порнографии испытывает на себе большая часть молодого поколения жителей России, а также множество людей более старших возрастных групп. Знакомство юношей и девушек с порнографией стало почти обычным, отношение к ней становится всё более лояльным. Закономерно возникают деструктивные инциденты, такие как извращенческая вечеринка выпускников школы в Приморском крае в мае 2019 года.

Ситуация усугубляется тем, что, несмотря на законодательный запрет порнографии (ст. 242 УК РФ; ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»[4]), в частности детской (ст. 242.1 и ст. 242.2 УК РФ), ее распространение фактически почти не пресекается, за исключением немногих прецедентов[5] по блокированию популярных порнографических сайтов. При этом внесудебное ограничение доступа к порносайтам возможно только при наличии на них детской порнографии – так что основной массив порнографии может быть заблокирован только через приложение необоснованно больших усилий правоохранительных органов и судов.

К сожалению, сегодня в России не осуществляется реальная эффективная защита детей от информации порнографического характера, как это предписывает ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (см. также ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). При этом непонятно, почему защита от порнографической информации ограничена только детьми, тогда как основными потребителями порнографии (и, соответственно, страдающими от нее) являются совершеннолетние.

Почему защита от порнографии ограничена только детьми, тогда как страдают от нее и совершеннолетние?

Одна из опасностей порнографии – в изображении не только «обычных» сексуальных отношений, но и всевозможных извращений. При поиске соответствующих материалов в интернете молодые люди встречают не только условно «обычную» порнографию, но и изображения содомского греха, кровосмесительных связей, свального греха и так далее (порнографические сайты, как правило, снабжены подробными рубрикаторами, что называется, «на любой вкус»). Последствия, которые это может иметь для психики человека, особенно молодежи, абсолютно деструктивны, вплоть до изменения половой ориентации, возрастания агрессивности в поведении, неспособности выстроить отношения с любимым человеком и создать семью. Напомним трагическую историю про британского подростка, который испытывал порнографическую зависимость, вследствие чего изнасиловал и убил школьницу.

Еще одна проблема – наличие в России подпольных порнографических видеостудий и незаконного порнографического бизнеса. Порнографические сайты изобилуют материалами с русскоязычными «актрисами» («деятельность» которых, кстати, вполне подпадает под понятие проституции). В сети встречаются свидетельства о подпольных (подпольных ли? – возникает горький вопрос) порнографических видеосъемках в России. А недавно Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал российские власти выдать скандально известному российскому порнорежиссеру (не будем указывать его имя) лицензию на воспроизведение порнографических фильмов (так как его «свобода самовыражения» якобы ущемлена). Таким образом, порнография обретает и политическое измерение, а свобода ее оборота может насаждаться в контексте защиты «прав человека».

Порнография обретает политическое измерение, а свобода ее оборота насаждается как защита «прав человека»

Отметим также, что уже сложился целый бизнес-сегмент по «трудоустройству» молодых женщин из России в зарубежных порнографических студиях. Не исключено, что, если «покопаться», выезд наших соотечественниц на такие заработки не всегда в полной мере добровольный.

Еще одна проблема – не просто производство и распространение порнографии, но ее пропаганда (популяризация). В интернете, в том числе на сайте популярнейшего видеосервиса «Ютуб» (YouTube), доступно множество интервью с русскоязычными порнографическими «актрисами». Один из таких роликов, например, имеет 6 млн. просмотров: в нем «героиня» в позитивном ключе рассказывает, как пришла в порнобизнес, как туда могут попасть молодые девушки из России, сколько денег удается «заработать» и т.д. Излишне говорить, что такие материалы способствуют опаснейшим социальным и психологическим деформациям, давая дурной пример молодым девушкам. Кстати, при прослушивании указанных интервью зачастую возникает впечатление явных психических отклонений у «актрис», не говоря уже об их полной аморальности. «Работа» порноактрисы показывается как нечто респектабельное, доходное и даже творческое, то есть происходит полная инверсия нормальных человеческих понятий о нравственности, труде, женском призвании и т.д. Необходим, таким образом, четко выраженный запрет не только производства и распространения, но и пропаганды порнографии[6].

Сегодня масштаб проблемы настолько велик, что требуются огромные усилия по ее устранению, тем более что существующие нормы и меры явно недостаточны. Хорошо, что в нашей стране тщательно отслеживаются и устраняются из информационного поля сведения экстремистского характера; однако наносящая не меньший (если не больший) вред обществу порнография почти неограниченно доступна в интернете.

Кто-то может сказать, что каждому отдельному человеку ничто не мешает быть свободным от порнографической зависимости и просто не смотреть порнографию. Тем более это верно для человека, живущего воцерковленной жизнью. Однако такой взгляд очень поверхностен, ведь можно сказать то же самое о других формах социального зла (алкоголизм, проституция и т.д.): зачем с ними бороться, ведь каждый в отдельности может от этого уклоняться. Такой взгляд сквозь «розовые очки» на каждом шагу опровергается жизнью, а греховная поврежденность человека не позволяет надеяться даже на воцерковленных людей. Святитель Серафим (Соболев) еще в 1949 году так говорил о грехе блуда:

«К великому сожалению, этот грех является самым существенным и отличительным свойством не только язычников и инославных христиан, но даже часто и христиан православных. Здесь, среди православных, в последнее время наблюдается какое-то помрачение разума в отношении к сему плотскому греху, ибо многие считают его вполне естественным и дозволенным явлением» (Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы).

К сожалению, со времен святителя Серафима ситуация только ухудшилась.

Сегодня мы должны четко сказать: пропаганда блуда и распространение порнографии недопустимы, им должен быть положен конец.

Несомненно, распространение и пропаганда порнографии является прямой угрозой национальной безопасности России, подрывает общественную нравственность и демографический потенциал страны. Напомним, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента России от 31.12.2015 года № 683) к числу угроз относит «разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей», «пропаганду вседозволенности и насилия», а к числу национальных интересов относит «сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Необходимо серьезное аналитическое, научное (в т.ч. юридическое) осмысление проблемы порнографии с изучением опыта других стран[7] и конкретные законотворческие и правоприменительные (правоохранительные) меры. В том числе, на наш взгляд, необходимо разработать отдельный федеральный закон «О запрете производства, распространения и пропаганды порнографической продукции», в котором должно раскрываться и собственно понятие «порнографии» («порнографической продукции»). Парадоксально, но при том, что Уголовный Кодекс РФ запрещает распространение порнографии, нигде в законодательстве не дается ее определение, с чем связаны и трудности правоприменительной практики.

В законах нет определения порнографии, и это создает большие трудности в правоприменительной практике

Необходимо проведение общественной дискуссии по проблеме с привлечением представителей государственных органов, политических партий и движений, общественных организаций, религиозных объединений, академического сообщества. Полагаю, что именно Церковь, имея ключ к глубочайшему духовному пониманию рассматриваемой проблемы, может сказать свое веское слово.

Необходима кропотливая работа по составлению реестров деструктивных информационных ресурсов (порносайтов и материалов с пропагандой порнографии и т.д.) и их последующему блокированию. Нужна и работа с поисковыми сайтами, социальными сетями и интернет-провайдерами с целью повышения их социальной ответственности (хороший пример подает поисковая система «Рублёв», которая не позволяет пользователю получить доступ к порнографическим материалам).

Безусловно, необходимо усиление административной и уголовной ответственности, в том числе за участие в порнографических съемках и их организацию, будь то в России или за границей.

Параллельно с мерами по действенному запрету порнографии целесообразна разработка программ по духовно-нравственному просемейному просвещению, включая пропаганду добрачного целомудрия (как ни странно, имеется соответствующий успешный опыт в США), поддержку более раннего вступления в брак и др. меры.

Необходимы программы просемейного просвещения, пропаганда добрачного целомудрия

Результатом может стать духовно-нравственное оздоровление российского общества и особенно молодежи, что положительным образом повлияет на созидание семей и демографическую ситуацию.

Конечно, данные предложения не являются исчерпывающими; те или иные конкретные меры должны быть тщательно проработаны. Но что точно ясно, так это то, что молчать и ничего не делать с этой острой социальной проблемой нельзя, если мы хотим сохранить наше общество, наших детей. Порнография, ее производство и пропаганда – это одна из областей «глубин сатанинских», вступая в которую человек заживо погружается в ад и смерть. Такой ли участи мы хотим для самих себя и ближних?

Завершить хотелось бы словами святителя Серафима (Соболева):

«Мы не должны огорчать Пречистую Божию Матерь и заставлять Ее проливать слезы из-за наших безчисленных грехов и в особенности от самого распространенного греха – нашей плотской страсти, или блуда.

Наша чистота и целомудрие возводят нас на небеса в том смысле, что Господь за нашу чистоту дарует нам божественное ведение богооткровенных истин и небесных таин в той мере, в какой мы целомудренны… Всецело будем, мои возлюбленные о Христе чада, стремиться к целомудрию и чистоте».

По материалам pravoslavie.ru
Общество
23 августа 2019

Пиво тоже алкоголь

Малый алкогольный градус вновь может вызвать большие проблемы со здоровьем жителей России и в экономике нашей страны.
Общество
21 августа 2019

Деревенская малокомплектная школа как зеркало русского пути

На сегодняшний день мы столкнулись с парадоксальной ситуацией. С одной стороны, оптимизация образования довершила процесс разрушения деревень и сёл, закрыв огромное количество школ в удалённых деревнях.

Наш адрес

Россия, Смоленская область,
пос. Темкино, ул. Советская, 25а