История

В этом году исполнилось 75 лет первому салюту в Великой Отечественной войне. 5 августа 1943 г. наш народ праздновал освобождение Орла. Это родной город схиархимандрита Илия (Ноздрина), которому тогда, еще будучи подростком, довелось принять непосредственное участие в этом переломном для хода всей войны моменте.

– Батюшка Илий, расскажите о войне, – вы же ее застали?

– Сколько бед война принесла. Сколько миллионов жизней погублено… Христос Воскресе!

– Воистину Воскресе!

– Слава Богу, что мы сейчас можем говорить о Победе в Великой Отечественной войне. Первая мировая война была для нашей державы не менее великой, если бы не предатели, заключившие потом еще и этот позорный Брестский мир. Война только извергам может нравиться. Ничего хорошего она не несет.

Господь пришел, чтобы мир дать. За Божественной Литургией мы слышим слова Христовы: «Мир вам! Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27). Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Конечно, нам известны и другие слова Господа: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Грех учиняет разделения. Внутри самой России был мир до 1917 г. Все воспринимали Россию как великую державу, гарант мира. В настоящее время мы уже ясно знаем, сколько всего было потеряно из-за революции и последующего геноцида русского народа. Есть эволюция, а есть ре-волюция, – это то, что отбросило нашу страну назад.

– Если назад, то нам снова надо проходить неусвоенные уроки. Как не наступить на те же грабли?

– Причиной всех бед, постигших русский народ в XX веке, стало восстание против Бога. Те, кто делал революцию, старались своим тернием кумирослужения заглушить последние ростки веры в Бога у русского народа.

    
Молитва о победе в годы Великой Отечественной войныМолитва о победе в годы Великой Отечественной войны
    

– Ну им же это не удалось?

– Нет. Новомученики, исповедники выстояли. Да и сама Великая Отечественная война была попущена народу, чтобы образумились. Много жизней унесла война, но здесь русские люди шли защищать свою страну – это ратный подвиг, дело Божие. А когда до этого внутри самого государства свора обманно дорвавшихся до власти узурпаторов миллионами убивала своих же граждан, – вот что по-настоящему страшно. Ради чего убивали?! Предавали голодной смерти матерей с детьми, целые семьи, оставляя их без кормильцев, а то и вывозя без еды, без теплых вещей на верную погибель. Для чего, спрашивается, все это? Чтобы отстоять свою незаконно захваченную власть, которую и употребляли для геноцида русского народа?!

Вот недавно Церковь чтила память новомучеников, в Бутово пострадавших. Там убиты и сброшены во рвы десятки тысяч человек! На территории всей страны в каждой области, в каждом крае есть такие полигоны смерти. Сколько Россия потеряла лучших своих людей!

Как бы это ни сложно было воспринять тем, кто за десятилетия госатеизма оказался совершенно далек от подлинно христианского мировоззрения, но сама Великая Отечественная война была попущена, чтобы спасти Россию. Потому что до этого в стране власть воевала против собственного народа. Народ был, к сожалению, уже перед войной ослаблен той политикой, которую проводила советская власть. Поэтому немцы так быстро и продвигались к Москве.

Нам, кстати, очень помогли греки. Об этом мало кто знает. Когда страны Западной Европы были уже порабощены Гитлером, союзническая ему фашистская Италия потребовала от Греции сдаться без всякого сопротивления. Фашистам нужны были греческие «стратегические позиции»: порты, аэродромы и т.д. Враг уже продвигался к России. Но греки сказали: «Охи!» (нет). В Греции до сих пор празднуют этот день. И мы должны быть братскому греческому народу благодарны. Там задержали фашистов, оказывая им сопротивление, так что планы Гитлера были уже несколько нарушены, и у Москвы он, в том числе благодаря и греческому сопротивлению, оказался уже к зиме. А там ударили и русские морозы… Атеисты, конечно, как им кажется – правильно, полагают, что это случайность. Но ничего случайного нет и быть не может. По слепоте своей духовной так думают и говорят.

Сказано: «Восстанет народ на народ» (Мф. 24:7). Но также: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Греки явно жертвовали собой, но русские, и без того уже ослабленные гонениями, ссылками, расстрелами, голодом, лагерями, остановили фашизм!
Сколько наших воинов погибло под Вязьмой! Там даже винтовок не хватало. Мы там миллион бойцов потеряли. Дорога на Москву была открыта…

– Батюшка, а старцу Нектарию Оптинскому более чем за 10 лет до начала войны было видение: идет битва между тьмой богоотступников и малой кучкой христиан, которых все меньше и меньше, так что противник уже празднует победу, начинается карнавал… Как вдруг эта кучка христиан устремляется на врага и в один миг усеивает трупами все поле брани. И женщины сражались, и дети. «Как же вы могли-то?» – спрашивает их старец Нектарий. – «Да Бог помог». – «А чем же вы воевали? Оружия-то не было». – «А чем попало».

– Все так и было! Мы же все видели, какой тогда была немецкая авиация, сколь убийственны были их мессершмитты. Пролетят над фронтом – и сколько жизней наших солдатиков оборвется.

В техническом плане у немцев было явное превосходство. У нас, помню, были такие машины – трехтонка и полуторка. Мы, мальчишки, смотрим: наша машина остановилась, соберемся вокруг, глазеем, нам же интересно. А водитель, бедняга, мучается, ему на фронт гнать надо, а он выпрыгнет из кабины и давай ломиком камеру из колеса вытаскивать, чинить ее, клеить. Пока он ее еще обратно установит… Не физической силой мы одолевали и еще не раз одолеем врага.

– Отец Кирилл (Павлов), сам фронтовик, вспоминал: «В начале войны наши танки, самолеты горели, как фанерные; только появится мессершмитт, даст очередь – и наши самолеты валятся. Больно и печально было на это смотреть…» А потом, как люди каяться начали, говорил: «Я был прямо восхищен – катюши, артиллерия, самолеты наши господствовали, и было радостно за страну, за нашу мощь. Чувствовался подъем в войсках. Все были воодушевлены. Это все-таки Господь помогал нам!»

– Только Господь по молитвам к Нему стариков, еще сохранивших веру, детей по их чистоте, матерей, переживающих за чад, да и самих воинов (на войне атеистов не бывает) – сохранил страну. Все молились! А Господь просто чудеса творил. Немцы бы сходу влетели в Москву, как они продвигались до того вглубь страны. Да вот их техника сбои начала давать, наступили русские холода. И потом Бог неоднократно помогал нам, как народ стал каяться и молиться. Перелом в войне – Божие чудо.

– Батюшка, вы же тогда еще в подростковом возрасте стали участником наступательной операции наших войск?

– В том-то и дело, что это все Господь. Что я там мог сам голодный мерзнущий мальчишка сделать?

Мы уходили от бомбежек в соседний поселок, там жили наши родные. Мама оттуда ушла обратно домой рано. Брат, сестра, помню, еще оставались у родных. Бабушка вообще из дома не уходила, ничего не боялась. А мне, помню, надо идти, а я не могу. Уже утро, рассвело, давно пора возвращаться, а я не могу! Кто-то меня не пускает! А потом уже чувствую: иди! Я собрался и тут же пошел. Там пару километров идти от поселка Крюковка до нашей деревни Редькино (потом вошла в состав Станового Колодезя. – Ред.). Поднимаюсь на небольшую возвышенность, слышу какой-то гул, немецкая машина идет. Я перекрестился. Машина меня обогнала. Потом притормозила. Смотрю, что-то выпало. А машина газанула, и немцы поехали дальше.

Считаю случившееся Промыслом Божиим. Машина уехала за переезд. А там уже оставалось небольшое расстояние до основной дороги, по ней немцы сновали туда-сюда: на Орел, на Курск. Там много машин ездило, иногда и постоять приходилось, чтобы только перейти эту дорогу, – такое движение развели. Я не знаю, что там у немцев случилось, то ли шнапс помог… Но в руках у меня оказались карты.

Но и это еще не все. Когда я вышел на переезд, думал идти по дороге, а там пункт СС, но мы раньше мимо него ходили, а в тот момент: не могу идти и все. Точно что-то меня снова удерживает! Я и пошел по железнодорожным путям до дома. Я-то просто мальчишка был, знаете, как дети ходят по рельсам, балансируют… А это очень важно оказалось! Потому что следов не осталось. Иначе меня бы вычислили. Да, может, и собаки бы взяли след.

Я действительно свидетельствую обо всем этом как о чуде! Меня явно кто-то удерживал и направлял. Ну что я, подросток, понимал?! Я вообще этот планшет сначала открыл, смотрю, там ничего для желудка нет, я его даже бросить хотел. Мы с детства так росли, что у нас все мысли о еде тогда были. Да и по-человечески я боялся: потому что тогда, только что не так, немцы сразу же стреляли. Но опять же кто-то мне точно подсказал взять всё же эти документы…

Принес я их домой. Открываю: две бумаги. Первая карта – просто топографическая, а на второй – все укрепсооружения немецкой армии отмечены. Проходит минут пять. А у нас хатенка такая была, гнилушка какая-то. Мы ее на зиму еще и навозом обкладывали – это такой способ, чтобы тепло сохранялось. У нас немцы почти не останавливались. Разве что когда совсем уж огромные колонны их шли. А так они себе повольготнее избы выбирали. В таких, как наша, военнопленных размещали. И то к тому времени у нас никого уже не было.

А тут вдруг забегает… Помню, звали его, по-моему, Андрей. Его обязали за лошадьми присматривать, а часть лошадей как раз в нашем сарае держали. И вот он забегает, видит у меня в руках бумаги. Сразу смекнул, что к чему. Спрятал их у себя, кажется, в валенках. Это все зимой, где-то в середине января 1943 г. происходило. Планшет тут же в печку горящую бросил, чтобы немцы ничего не нашли. А сам Андрей побежал пробираться к нашим по линии фронта. Этот человек, конечно, совершил героический поступок. Он-то был взрослый, понимал всю меру ответственности, но и риска: поймай его немцы, – безусловно, убили бы.

Уже в наши дни ко мне приезжала дочь маршала Константина Рокоссовского, руководившего сражением на Курской дуге. Она подтверждала, что к отцу действительно попали эти бумаги, он сам неоднократно об этом рассказывал. Этот военачальник не стал ничего согласовывать со Сталиным, ждать его распоряжений было некогда, кто-то должен был взять ответственность на себя, и он сам отдал приказ о наступлении. Это тоже героический поступок. От Сталина ему потом влетело, но, как говорят, победителей не судят…

Тогда, помню, как только наши пошли в наступление, в 500 м от нашего дома подбитый немецкий самолет упал. Я как участник этих событий свидетельствую, что это действительно было Божие чудо! И таких чудес было много.

– А от самих людей что все-таки требуется, чтобы побеждать?

– Даже вот в этом случае, смотрите: почему немцы не сразу спохватились? Они же даже видели меня! Я же на пригорке стоял, когда машина проезжала!

– Может, не видели, вы же перекрестились… Такие случаи известны, и американцы святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского не видели, когда ему это надо было.

– Ну, может, и не видели. Но потом они все очень тщательно искали. Метр за метром дорогу скоблили. Но искали-то спустя неделю! А просто подвыпившие военачальники, видно, не захотели сразу вышестоящим признаться, что карту потеряли. А самому Гитлеру, возможно, вообще так ничего и не сообщили.

Побеждает народ или проигрывает – зависит от уровня нравственности всех и каждого.

– Батюшка, а когда еще война шла, нашу Победу предсказывали?

– Говорили-говорили. Были святые люди, Господь открывал. Хотя, помню, и по-простому выкладки делали: «Солдатская каша – победа наша».
Я на днях был в Крыму. Интересовался историей. Крым до 1944 г. был оккупирован немцами. А Орел еще в 1943 г. отстояли.

– Известно же, что первый салют во время Великой Отечественной войны был дан в честь освобождения Орла.

– Да. Но главное – храмы народу тогда в 1943 г. уже возвращали! Сколько ни пытались вбить в головы, что само по себе все существует, а люди-то чувствуют, что Промыслом Божиим хранимы.

    
Молитва о победе в годы Великой Отечественной войныСхиархимандрит Илий (Ноздрин)
    

– В благодарность Богу за победу над Наполеоном в войне 1812 г. построили Храм Христа Спасителя. Когда его в 1931 г. взрывали, в Германии как раз в это время решался вопрос о приходе Гитлера к власти… А у нас в благодарность за Победу 1945 г. построены какие-то храмы?

– Верующие, конечно, благодарили Бога в храмах своих душ. Многие во время войны уверовали, обратились к Богу. Верующие вообще за все то доброе, что посылает Господь, благодарят. А это – на каждом шагу! А так, чтобы в масштабе всего народа, наверное, у нас и нет благодарности. Мало благодарения в душах.

– Может, это естественная реакция: десятилетиями же кумирослужение насаждалось, так что постоянно не пойми кого вменялось благодарить «за наше счастливое детство».

– Так людям смогли мозги запудрить, что до сих пор иные палачей за якобы предоставленные народу блага чтят. Какие там блага?! Благ только Господь Бог. У меня у самого дедушка и бабушка с голоду умерли. Какие блага кто им предоставил? Это были работящие честные люди. Жили они на нашей родной плодородной матушке-кормилице русской земле. Еще мой прадед для мельниц делал жернова. Люди сами пшеницу, рожь растили, мололи, пекли. На Орловщине, старики рассказывали, хлеба всегда было вдоволь. У меня бабушка, родители говорили, если видит, кто по улице идет, всегда спрашивала: «Может, вы не обедали?» – к столу приглашала.

Когда же я рос, так мы уже впроголодь жили. Хлеб у нас только в 1947 г. стал появляться. А так и до войны хлеба не было. Как это вдруг, пришли большевики-коммунисты к власти, и народ стал сотнями тысяч, миллионами вымирать? Какой прирост населения при царе Николае II был, которого эти же палачи и расстреляли. А потом что? В какую демографическую яму народ столкнули! Какие такие блага и кому они предоставили? Это же все от лукавого, просто как-то смогли эту ложь бедным людям внушить.

Человека легко одурачить, если он не в Церкви, не по Закону Божию живет. Почему отняли у детей Закон Божий? Разве он не нужен? Почему разрушали храмы? Какая в этом необходимость? Когда началась война, все стали молиться. Поняли, что без Бога, без храмов – никак.

Создатель, не стесняя свободную волю человека, дал нам Свой закон. Он и в Ветхом Завете изложен, а тем более в Новом. Господь хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в разумение истины (см.: 1 Тим. 2:4). Всем желает блага. Высшее благо – вечная жизнь. Господь наш Иисус Христос Своими страданиями открыл нам путь возвращения в жизнь вечную. Живи только по-евангельски. Даже здесь, на земле, нам для жизни все дал Господь. Почему же не благодарить Творца? От того-то, что посеяли в народе безбожие, и сейчас столько нестроений и бед. Не до конца люди покаялись, повернулись к Богу – да как-то постольку поскольку, полубоком… Двум господам хотят служить, а это невозможно (см.: Мф. 6:24). Когда живут люди по Божиим заповедям – все слава Богу!

А сейчас как много разводов. Разве такое было до революции? Раз вы сошлись по любви, то зачем же вам расставаться? Детям на страдания?

– Это хорошо, если дети есть. А сколько сейчас абортов делается…

– Да, это война против своих детей. Это же все внедрялось в сознание поколений десятилетиями госатеизма. От абортов погибло больше, чем на фронтах Великой Отечественной… И чего тогда войной ужасаться? Сейчас – только живи! Почему же себе самому человек как будто добра не желает? Ни одна другая страна в мире не имеет столько земли, ресурсов, сколько Россия…

– Преподобный Серафим Вырицкий, который в Великую Отечественную войну повторил подвиг преподобного Серафима Саровского, – вымаливал Россию, стоя ночами напролет на камне, предсказывал, что китайцы на нашу землю будут посягать…

– У них не так много сил…

– Предсказывал, что до Урала дойдут, а потом в наших же озерах сотнями креститься будут.

– Они и сейчас многие крестятся. Я вот недавно тоже китайца крестил. А еще я как-то крестил академика, его самого так поразило, что даже китайцы тянутся к тому, что еще и не всем русским вновь открылось. Причем у нас-то сейчас храмы открыты, масса духовной литературы есть. А в Китае на госуровне нельзя сказать, чтобы все это поощрялось, – у них сейчас там так же, как у нас в свое время было. Интересующимся православием даже книги духовные читать, говорят, не дают. Слава Богу, в России сейчас молодежь может книги духовные читать. Прочитают – разберутся сами, что к чему.

Главная проблема сейчас – в Малороссии какую рознь разжигают! Это все западные продуманные технологии, так и нашу молодежь развращают.

– А про нашу молодежь преподобный Серафим Вырицкий говорил, что, дойдя до крайней степени падения, тем горячее будут каяться, и именно благодаря подъему благочестия Восток, войдя в России в соприкосновение с истинной верой, просветится.

– Да, наша молодежь тоже кается. Даже из старшего поколения коммунисты каются: «Что ж я такой дурак был?» Вся-то сила у Бога.

Источник: Журнал "Покров"

Общество
12 июля 2020

Первым появляется росток

Человек запланировал освоить иностранный язык, научиться рисованию, пению. Он приложил для этого усилия: записался на курсы, купил инструмент, сходил на занятия по вокалу. На что человек рассчитывает? На быстрый результат. Молодой сотрудник только-только начинает работать в организации и уже надеется на премию, новую должность. Девушка обучается кулинарному мастерству и полагает, что от ее блюд скоро все будут в восторге.

Помню такую историю ученика младших классов. Он хотел играть на фортепиано, родители отдали его в музыкальную школу. После первого же занятия ребенок пришел весь в слезах. Обеспокоенные мать и отец стали спрашивать, что же произошло. Оказалось, ему показывали, как правильно садиться за инструмент, заставили вслед за педагогом отстукивать ритм, а он-то думал, что сядет и начнет играть!

Очень часто мы, взрослые люди, напоминаем этого ребенка. Особенно это касается духовной жизни. Человек впервые пытается соблюдать пост и нетерпеливо ждет заметных изменений в себе. Он только начинает воцерковляться и сразу же надеется победить все греховные привычки.

Посмотрим на окружающую нас природу. Человек хочет получить урожай. Для этого он копал землю, старательно разбивал комочки земли, разравнивал участок граблями, сеял семена. А потом он еще время от времени приносил в лейке воду и поливал грядки.

Результат не сразу становится видимым. Изменения есть: семена набухают, появляются будущие растения, но их пока вовсе не видно, они под землей. Чтобы увидеть результат, нужен не только труд, но и время.

И вот появились первые маленькие-маленькие росточки на поверхности земли. Сначала настолько крошечные, что даже опытный глаз едва отличит их от сорных растений. В это время земледелец особо осторожен: боится по ошибке, или вовсе не заметив, выдернуть посаженное благородное растение.

Сейчас середина лета, все вокруг зелено, нарядно. Но на этом труд человека не закончен. Приходится прикладывать еще больше усилий, чтобы взлелеянные растения не погибли под напором сорной травы, не высохли на ярком июльском солнце. Нужно все так же поливать, удобрять их, следить за погодой. Эти условия не зависят от человека, но могут погубить значительную часть урожая.

Человек внимательный увидит в этом жизненную подсказку: сначала результаты трудов как будто незаметны вовсе, потом они едва-едва видны и только позднее при трудолюбии и постоянстве можно надеяться на зримые плоды.

Если человек действительно хочет научиться играть на музыкальном инструменте, он прикладывает для этого немало времени и усилий. Сначала узнает о правильной постановке рук, изучает гамму, осваивает легкие произведения. С каждым уроком он совершенствуется и в конечном счете может показать свои навыки, выступая на большой сцене. То же самое с изучением иностранных языков или обучением кулинарному мастерству.

Похожий закон действует и в духовной жизни. Человек постится впервые, на этом пути возможны срывы и трудности. Он старается читать утренние и вечерние молитвы, это тоже дается ему непросто. Но вспомним, что говорил первоверховный апостол Павел о себе: «Помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем» (1 Фесс. 2:9). Ученик Христов признается, что работает над собой постоянно. Тем более мы должны помнить, что подвиг веры требует постоянства и длительных усилий. «Со страхом проводите время странствования вашего» (1 Пет.1:17), — увещевает христиан первоверховный апостол Петр.

Пока еще не время собирать плоды. Как земледельцы только ожидают жатвы, так и христианин старается во время земной жизни взращивать плоды, а собирать урожай будет в «жизни будущего века».

Митрополит Калужский и Боровский Климент Источник: Вечерняя Москва
Святые и святыни
12 июля 2020

День памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла

День Петра и Павла, или Петров день в 2020 году у православных отмечается 12 июля. Что это за праздник, что можно и чего нельзя делать в день святых апостолов, а также традиции, приметы, обычаи праздника и поздравления с ним.

Этот христианский праздник Русская православная церковь относит к категории «великих». Они хоть и уступают по значимости «двунадесятым» — двенадцати главным торжествам церковного года, — но все же празднуются особо. В их числе ещё Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение его главы, а также Покров Богородицы.

Из великих церковных праздников только праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла предваряет многодневный пост. Он начинается через неделю после праздника Троицы, которая из года в год приходится на разные даты — в зависимости от Пасхи. Петров пост 2020 длился 27 дней, с 15 июня. А заканчивается он соответственно всегда 12 июля – и после праздничной службы постившиеся разговляются.

Общество
23 февраля 2020

С чего начинается духовная жизнь

Итак, отречься от себя и взять свой крест – это состояние, которое кажется мучением, а на самом деле парадоксальным образом является великим благословением. Здесь Христос словно говорит тебе:

– Возьми крест этот свободно, понеси его с радостью, ради любви, и следуй за Мною.

И наоборот: в несении креста своего эгоизма сокрыто много боли.

«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее…» (Лк. 9, 24).

Кто хочет спасти себя, то есть свою душу, тот погубит крест. И речь тут не о том понятии, которое мы часто употребляем: «спасение души». Господь словно говорит нам, что кто хочет сам обрести внутреннюю полноту, тот, вместо того чтобы найти, потеряет ее:

– А кто потеряет себя не просто так, а ради Меня и Евангелия, кто погубит себя ради слов, которые Я вам говорю, тот будет спасен.

Кто хочет сам обрести внутреннюю полноту, тот, вместо того чтобы найти, потеряет ее

Кто готов потерять себя (а не погубить себя наркотиками, пищей и возлияниями ради утоления собственных похотей и желаний), тот получит вечную жизнь: «Христос взошел на Крест, потому что любит меня. Дай-ка и я взойду на крест – мой маленький крест, ведь я тоже хочу любить. И как только сделаю это, спасусь».

Это абсурдная логика Евангелия, которую мы видим осуществленной в жизни святых. Здесь я не могу не вспомнить несколько имен. Например, отца Епифания (Феодоропулоса)[1] – человека, обладавшего данными для того, чтобы быть не только преподавателем, но и ректором университета, и имевшего возможность стать не только епископом, но и архиепископом. И хотя он обладал такими качествами, и многие побуждали его пойти в этом направлении, он отвечал:

– Нет! Я хочу служить людям! И денег получать не хочу!

Он не получал священнической зарплаты, а то малое, что ему давали, раздавал, чтобы оставаться целиком преданным Божией любви. Работал редактором в одном издательском доме, получал по 50 драхм[2], чтобы можно было жить аскетом в центре Афин, на площади Омония. Это был благодатный, святой человек… Знайте, что он был кристально чистым человеком. Помню, говорю ему как-то:

– Геронда, а почему бы вам не стать епископом?

Я сам мечтал, что стану священником, и говорил себе, что, когда он станет владыкой, сразу же перейду к нему. Он устроит митрополию… Когда я сказал ему это, он внимательно посмотрел на Распятие, стоявшее перед ним, и говорит:

– Ну что тебе сказать, Нико? Я смотрю на Него, а Он мне ничего не говорит!

Он смотрел на Распятие, и Христос не говорил ему: «Возвысься», но: «Принизься».

Никогда не забуду и старца Паисия. Он испытывал сильные боли, но лицо его сияло радостью. Почему?

– Потому что сейчас, – говорил он нам, – что скажу, то и сбывается. Раньше Бог затыкал уши, говорил мне только «нет». А сейчас, поскольку я вообще не молюсь о себе, то о чем ни помолюсь для других – всё исполняется! Даже если человек не заслуживает того, чтобы это произошло.

У него имелось дерзновение к Богу. Стоя на пороге смерти, он терпел страшные боли от рака, но не умолял Его отнять у него это страдание. Напротив, использовал боль, чтобы испросить у Бога что-нибудь для других. Вот как человек губит себя, испытывает смертельную боль, но говорит: «Я умираю, чтобы свершились чудеса для других!»

Теперь представьте себе мир, состоящий из таких людей! Какой жизнью мы жили бы тогда? Жизнью, где на деле исполнились бы слова святого апостола Павла: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10, 24). А сейчас найдите где-нибудь еще такой Завет и скажите мне, что он существует, написан. Нет другого такого нигде. Только в Евангелии это можно найти. Поверьте: это говорит вам тот, кто много искал, прежде чем прочитать Евангелие.

Представьте себе общество, в котором каждый ищет блага другого, в котором мы все – братья друг другу

Представьте себе жизнь, общество, в котором каждый ищет блага другого, в котором мы все – братья друг другу. Мы для этого и ходим в церковь, и уходим в монастырь, в Церкви для этого и существует понятие «приход». Вы приходите сюда каждое воскресенье; мы вместе служим Святую литургию; вместе приносим хлеб и вино, которые суть наша жизнь; вместе причащаемся, чтобы пребывать в любви, чтобы достигнуть этой открытости между собой. Мы для того и причащаемся из одной лжицы. Как одна семья. Семья Бога. Каждое воскресенье, каждый праздник, всегда вместе. Поэтому не старайся решать свои проблемы индивидуально: так они с еще большей силой будут на тебя обрушиваться, и ты всё больше будешь погибать в них.

Но на самом деле это еще большой вопрос: семья ли мы, потому что часто мы и в церковь ходим как индивиды, словно идем в супермаркет. А в супермаркете у каждого своя тележка: он наполняет ее, платит и уходит. Нас там много, а каждый одинок. В Церкви же не так, потому что то, что мы получаем, бывает разделено, и связано это с нашим приобщением к Жизни, которое и является ответом на многие проблемы. Потому что после того, как мы изменим свою связь с Богом, наша жизнь изменится – она не станет беспроблемной, у нас появятся другие искушения, другие проблемы, но также и другие, великие решения. Отречься от себя – это состояние, требующее труда. Но когда приложишь эти духовные усилия, когда встанешь на этот путь, ты откроешь новые и великие горизонты в своей жизни.

Кто живет в своем нарциссическом мире и никого не любит, тот, если и в церковь пойдет, всё равно что сходил в супермаркет. Пошел в мясной магазин, прошелся по рынку, а потом решил и в церковь сходить, потому что хочет чего-то взять оттуда. Такой человек не идет вслед за Христом, ему нужно что-то конкретное:

– Крести моего ребенка! Венчай моего сына! Отслужи мне молебен!

А чем тебе поможет этот молебен? Ты думаешь, всё делается магическим образом? А где же Христовы слова: кто хочет – и: следуй за Мною? Где твоя готовность стать учеником? Таинства обладают благодатью, но они требуют и воли – воли, которая со-действовала бы, чтобы они могли принести плод.

Таинства обладают благодатью, но они требуют и воли – воли, которая со-действовала бы, чтобы они могли принести плод

Если хочешь помириться с мужем – иди исповедуйся!

– Ну да! Это же он виноват! – отвечаешь ты.

Тогда хоть по три молебна каждый день служи, но, пока будешь держаться этого «он виноват», ты не увидишь успеха. Пойми, что, если в эту минуту моя жизнь оборвется, Бог не станет судить меня по грехам моего мужа или жены. Он будет судить меня самого. Есть дело, которое должен сделать я. Лично. Тогда начнет действовать благодать таинств.

Поэтому духовная жизнь начинается с Исповеди. Но даже на Исповеди можно замкнуться в себе. Ты можешь побывать на Исповеди и всё равно остаться внутренне безутешным, глубоко в душе не желать спастись, не хотеть осудить себя, а продолжать искать вину в других.

«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16, 26).

Под душой здесь имеется в виду вечная жизнь, к которой человек призван. Ты приобрел весь мир, но что ты заберешь с собой в час смерти? Одну лишь любовь, благое произволение, только связь с Богом ты возьмешь с собой. Если эта связь сильная, твоя жизнь может превратиться в рай. А всё остальное нас покинет. Мы ничего не можем взять с собой. Да, ты приобрел весь мир, но что у тебя останется? Что даст человек взамен за душу свою?

Многие думают, что если приобретут всё, о чем мечтают, то автоматически станут счастливыми. Только я еще не видел никого, кто стал счастливым оттого, что приобрел то, чего хотел, потому что в ту минуту, когда он приобрел это, ему уже захотелось еще столько же, а потом еще столько же. Человек не знает сытости. Есть очень богатые люди, которые всегда живут в тревоге и мучениях: то конкуренция растет, то какая-нибудь должность окажется лучше или чье-то богатство больше. И так мы заболеваем и губим свою душу.

Итак, чтобы закрепить и запечатать всё это Своим словом, Христос добавляет:

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

Кто слушает эти слова и презирает их, считает их неважными и бессмысленными, того постыдится Господь в Судный день. Вот как четко Христос показывает нам, какой путь единственно верный: путь страдания ради других, из любви. Только в такой жизни обретается покой и открываются дары благодати.

Христос показывает нам, какой путь единственно верный: путь страдания ради других, из любви

Это снова напоминает мне о старце Паисии. Когда у нас были проблемы (а часто проблемы бывали большими, когда с нами поступили очень несправедливо), он советовал нам так:

– Смотри, чтобы ты не поступал несправедливо, ты не богохульствовал, ты не вел себя по-скотски! Ты стой тут, и Бог скажет Свое слово! Молись, чтобы Бог сказал Свое слово!

Сам Христос сделал то же самое – передал суд Тому, Кто судит справедливо (ср. Деян. 2, 23). И Бог говорит Свое слово. Но если я возьму суд Божий в свои руки и начну уничтожать других, тогда лишусь и той малой справедливости, которой так жаждал.

Давайте снова взглянем на события, связанные с Октябрьской революцией 1917 года. Многие вышедшие тогда на улицы были правы, но лишились своей правоты, когда в конечном счете причинили больше вреда, чем претерпели. Они последовали закону ненависти: «Ты меня распял, причинил боль, а сейчас мой черед! Я и тебя распну, и других, чтобы больше не оставалось никого, кто распинает, и я снова не оказался в опасности!»

«Кто постыдится Меня и Моих слов» Господь словно говорит нам:

– Ты очевидно гораздо умнее Меня! И поскольку ты из умных, иди к таким же умным, а Я к Себе возьму таких же безумных, как Я, отрекшихся от себя.

Я считаю себя таким умным, а разорвал отношения с братом, матерью, отцом, соседом. А не кажется ли мне, что в этом моем положении нет никакой мудрости? Меня никто не интересует, мне не хочется быть добрым, зато очень хочется, чтобы мне было спокойно! Только как же я тогда до сих пор не заметил, что этот мой жизненный выбор не обеспечил мне спокойствия, не гарантировал равновесия?

«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1).

При толковании этого евангельского текста экзегеты говорят, что его смысл относится к тексту, следующему в Писании ниже, и речь идет об апостолах, это они увидят Христово Преображение. Но когда я читаю этот текст в связи с предыдущими стихами, то думаю, что здесь скорее говорится именно о тех, кто выбирает Крест любви. Именно они увидят Царство Божие в истине и силе. У них будет опыт боговидения, общения с Богом уже теперь. Так я понимаю этот отрывок. Не знаю, ошибаюсь я или нет, но я провожу связь с предшествующим текстом.

Кто встанет на этот трудный путь, те поймут Бога, осязаемо ощутят Его присутствие, пришедшее в силе, – что означает, что они увидят Божии чудеса, насладятся ими и, наверное, будут сами их совершать. Они получат великие дарования. Ибо у всех нас есть дары благодати, но они сокрыты и таинственны. Почему? Потому что если Бог откроет их нам в том состоянии, в каком мы находимся сейчас, то мы начнем использовать их друг против друга. Например, чтобы я смотрел на вас в эту минуту и понимал, как чувствует себя каждый, – для этого надо иметь очень много любви, чтобы употребить такой дар во благо, не правда ли? Или знать, где зарыты сокровища. Или видеть будущее. Сколько благодати надо иметь, чтобы Бог даровал тебе способность видеть будущее какой-то конкретной личности! И сколько любви надо иметь, чтобы не эксплуатировать этот дар в свою пользу!

Надо иметь огромную любовь, чтобы получить благодатные дарования. Поэтому благодатные дарования и становятся действенными, начинают проявляться, когда встаешь на путь любви. Только тогда. Когда ты готов использовать этот небесный дар во спасение и в помощь другому. И при этом знаешь, когда его использовать.

Благодатные дарования начинают проявляться, когда встаешь на путь любви

Старец Паисий говорил нам:

– По благодатному дару, данному мне Богом, я мог бы пойти в казарму, рассказать там, что каждый из солдат творил в своей жизни, забрать всех с командиром во главе на Святую Гору Афонскую и сделать монахами. Но Бог не хочет этого!

Какие сильные слова! Бог не хочет произвести на тебя впечатление, не хочет взять тебя в плен, не хочет схватить тебя за шиворот и притянуть к Себе. Он хочет, чтобы ты Его свободно поискал.

Вот великое благородство Бога, которым диавол не обладает. Диавол схватит тебя в охапку и даже тебе на спину запрыгнет, он хочет взять тебя в плен тут же, немедленно. А Бог хочет свободы человека, его любви, его души хочет – того, о чем мы здесь говорим. Он хочет, чтобы я сам понял ценность того, о чем Он говорит. И когда я начну идти этим путем, то постепенно, в меру моей духовной зрелости, всё, о чем говорят святые, начинает мне открываться.

Идя вперед по этому пути, в нашем общении с Богом, мы будем ощущать всё большую уверенность и смелость. Потому что мы дрожим и боимся всего в этой жизни потому, что не встали на Его путь, чтобы Он показал нам Себя.

А «увидеть Царствие Божие, пришедшее в силе», – это чудо, это значит обнаружить Небесное присутствие здесь и теперь. В конечном же счете это признак того, что ты вступил на Путь Креста, Креста любви в свободе.

 
Святые и святыни
23 февраля 2020

Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии Христовом

Возлюбленные братия! Недавно мы созерцали Господа нашего Иисуса Христа родившимся в вертепе, обвитым пеленами, положенным в яслях, приявшим на Себя вместе с человечеством все немощи человеческие, кроме греха; недавно мы созерцали Его, гонимого Иродом, бежащего от меча убийц в Египет, возвращающегося в Иудею, не дерзающего остановиться в ней, помещающегося на жительство в Назарет, бедном и малозначащем городе неславной Галилеи, приемлющего крещение наравне с нуждающимися в крещении, проповедующего покаяние и наступление Царства Небесного. Созерцали мы это недавно и готовимся к новому созерцанию, к новому, самому поразительному зрелищу. Чтоб соделаться по возможности человеческой достойными этого зрелища, мы намереваемся заняться предочищением своих духовных очей – ума и сердца – подвигом поста. Мы намереваемся утончить при посредстве постного подвига самую плоть нашу, чтоб эта завеса, которою занавешено духовное естество наше, не была излишне густа и непроницаема, не воспрепятствовала нам воззреть с должною чистотою, верою и умилением на распятого за нас Спасителя нашего, разоряющего на кресте средостение между нами и Богом (Еф. 2: 14). И еще ожидает нас страшное зрелище, событие самое грозное: второе пришествие на землю Господа нашего Иисуса Христа. Первое пришествие мы можем созерцать в благочестивом воспоминании, второе представлено нашему воображению Словом Божиим в чертах самых живописных и сильных. Эта живопись может спасительно потрясти наши души страхом Божиим, возбудить нас от глубокого нерадения о нашей вечной участи, как бы от сна непробудного, которым усыпила нас плотская жизнь наша. Приидет Сын человеческий во славе Своей.

Преисполнено глубокого постоянного смирения первое пришествие Господа нашего на землю и пребывание Его на ней. Все, уважаемое и высокоценимое миром, было оставлено Господом без внимания. Не благоволил Он явиться в блеске и громе земной славы; не благоволил Он явиться окруженным пышностию и великолепием; не благоволил явиться среди шума празднеств и ликований. Он пришел на землю, как в страну, в которую изгнаны преступники Божией заповеди; Он пребывал и действовал на ней, как в стране горестей, куда низвергнуты из высокого рая преступившие в раю Божию заповедь; Он пребывал и действовал на ней, как Искупитель погибших, делаясь участником всех бедствий, постигших преступное человечество. И был Он как бы одним из нищих, попираемых человеками. И был Он странником, не имевшим где главу подклонить. И был Он гоним, осыпаем бесчестиями; и постоянно воздавал Он добром за зло: Сын бо человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти (Лк. 9: 56). И окончил Он земное странствование Свое смертию мучительною и позорною, смертию уголовных преступников, смертию рабов, для которых и в самом образе смерти не было общего права с гражданами мира. Таково было первое пришествие на землю Сына Божия. Будет в свое время и второе пришествие Его к нам: приидет Сын человеческий, который вместе и Сын Божий, во славе Своей. Первое пришествие Его было пришествием Искупителя, подчинившегося всем немощам человеческим, подъявшего их на Себя для уничтожения их Собою; второе пришествие будет пришествием Судии для принятия отчета от человечества в поведении человечества относительно дарованного ему Богом божественного искупления. Приидет Сын человеческий во славе Своей, и вси святии ангели с Ним: и соберутся пред Ним вси языцы (Мф. 25: 31-32), чтоб представить Ему на суд дела свои и приять от Него награды или казни, сообразно делам своим.

При получении известия о предстоящем пришествии какого-либо земного начальника и судии мы принимаем все меры, чтоб привести дела наши в должный порядок и заслужить одобрение: тем более должен нас озабочивать суд Христов, на котором решится вечная участь каждого из нас. Судия – страшен, страшен невыразимо. Страшен Он по величию, страшен Он по всемогуществу, страшен потому, что прозирает в глубины духа человеческого, и никакая тайная человеческая мысль, никакое тончайшее ощущение не сокрыты от Него. Оправдания не имеют места на суде Его: не оправдится пред Ним не только умерщвленный грехом, но и всяк живый жизнию праведности (Пс. 142: 2). Ты победиши, вопиет уже навстречу грядущему Судии вдохновенный Свыше Пророк, внегда, судити Ти (Пс. 50: 6)! Обымет трепет всех человеков, когда они встанут пред лице Судии, обымет трепет не только грешников, но и праведников. Вострепещут грешники от отчаяния, от ожидания предстоящих им мук, от того необыкновенного страха, который произведет в них переворот, имеющий тогда изменить вселенную. Они воскликнут горам и утесам: падите на ныи покрыйте ны от лица Седящаго на престоле, и от гнева Агнча. Яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати (Откр. 6: 16)? Они вострепещут и восславословят, хотя и поздно. Когда Творец прикрыл неприступную и невыносимую славу Свою покровом смирения: тогда только тварь могла свободно владеть мыслями и чувствованиями, свободно произносить слово и свободно располагать действиями. Когда же Творец явится в славе Своей – свобода твари иссякнет пред величием славы Его, подобно тому, как эта свобода при каких либо особенных обстоятельствах, оставаясь принадлежностию нашею, как бы уничтожается насилием обстоятельств. Самые ожесточенные враги Господа, самый Синедрион, распявший Его и поклявшийся в ненависти к нему, воскликнет в сретение Судии славословием, что и Господь предрек ему: Узрите Сына человеческого седяща одесную силы, и грядуща на облацех небесных (Мф. 26: 64). Глаголю вам, яко не имате Мене видети отселе, дондеже речете, благословен грядый во имя Господне (Мф. 23: 39). Вострепещут праведники от безмерной славы явившегося Судии, они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему, – будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости. Самые Ангелы Божии придут в смятение и страх от открывшегося в величии Своем Бога (Лк. 21: 27), Который суд весь даде Сынови, да вси чтут Сына якоже чтут Отца (Ин. 5: 23). Бесчувственная вещественная природа не выдержит взора Сына Божия: небо свиется яко свиток, всякая гора и всякий остров двинутся с мест своих (Откр. 6: 14).

На суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилование одна милость, как опытное доказательство любви. Милости хощу, а не жертвы (Мф, 9: 13), возвестил грядущий страшный и нелицеприятный Судия. Милость доставит оправдание возлюбившим ее, а отвергших ее предаст осуждению. Она с дерзновением предстанет пред Господом, и приведет пред Него всех питомцев своих. Она приведет тех, которые совершали ее вещественно, которые насыщали алчущую братию, принимали в домы странников, одевали нагих, посещали болящих и заключенных в темнице. Приведет милость пред Христа тех, которые творили ее сокровенно в душах своих и миловали ближнего, охраняясь осуждать ближнего при его преткновениях, прощая ему оскорбления и обиды, воздавая ему за клятву благословением и за злодеяние благотворением. Приведет милость пред Христа пастырей церковных, которые преподавали братии своей нетленную пищу – Слово Божие, которые обнаженных грехом одевали в ризы добродетелей, доставляли духовное врачевство болящим душами, и долготерпеливо посещали назиданиями своими заключенных в темницах неверия или мрачного заблуждения. Приведет милость пред Христа смиренных иноков, которые стяжали таинственное и существенное познание живущего в себе Христа, взалкались блаженною алчбою евангельской правды, потщились облечь себя в преподобие и святыню, очистились от самых утонченных недугов человечества – житейских пристрастий, и тем достигли евангельской свободы. Приведет милость пред Христа и тех, которые возмогли оказать милость лишь самим себе, посетив себя рассматриванием себя и освободив себя от нищеты, от болезни, от темницы греховной покаянием. Покаяние для ожесточенного сердца – невозможно: надо, чтоб сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда обымется и преисполнится сердце милостию: тогда только оно делается способным к покаянию; тогда только, покинув осуждение ближних, оно может обратиться к самовоззрению, а, спасительно осудив себя, приложить к язвам своим врачевство покаяния. Христос искупил всех человеков и каждого человека Собою. Человек, который окажется способным только для милости к самому себе, и сотворит эту милость, напитав Словом Божиим гладную душу свою, напоив ее ощущениями, исходящими из Святого Духа, отвлекши от гибельного странствования по различным видам греха, введши в дом благочестия и добродетели, одеяв ее добрыми делами, исцелив прежние согрешения исповеданием их и противоположною им деятельностию, изведши себя из темницы плотского мудрования и состояния в разум и состояние духовные – признан будет соделавшим все это Самому Господу Иисусу Христу. Всех делателей своих милость приведет пред Христа и исходатайствует им у Христа помилование и вечное блаженство. Приидите скажет Он им, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех и введосте Мене. Наг и одеясте Мя: болен, и посетисте Менев темнице бех, и приидосте ко Мне. Аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому братий Моих менших, Мне сотвористе (Мф. 25: 34–36, 40).

Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд; неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти. Возлюбленные братия! Будем бодрствовать и приготовляться к страшному суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки. Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особливо милостию, которая заключает в себе и увенчивает собою все добродетели, так как любовь – побудительная причина милости – есть соуз христианского совершенства (Кол. 3: 14). Милость соделывает человеков, преисполненных ею, богоподобными (Мф. 5: 44, 48; Лк. 6: 32, 36)! Блаженни милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5: 7); суд же без милости несотворшим милости (Иак. 2: 13). Аминь.

 
Святые и святыни
08 ноября 2019

4 ноября. Казанская икона Божией Матери

В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи.

Общество
30 сентября 2019

Как экстренно погасить обиду?

Все мы постоянно на кого-нибудь обижаемся и не всегда понимаем, как быстро погасить это вредное и изматывающее чувство в себе самих. Ситуация особенно обостряется перед причащением Святых Христовых Таин, к которым надо приступать с чистым сердцем. Вот только если миряне могут отказаться от причастия в случае обиды, то у единственного служащего священника такого выхода нет — ему надо служить в любом случае. Именно поэтому мы попросили пастырей рассказать о том, как уничтожить обиду максимально быстро.

Наш адрес

Россия, Смоленская область,
пос. Темкино, ул. Советская, 25а