История

Жизнь преподобного Сергия полна чудес; но более всего она сама является чудом. Жизнь всякого святого есть иллюстрация к Евангелию — но жизнь преподобного Сергия особенно.

На нем очевидным образом уже здесь, в нашем мире, исполнились слова Господа: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:7–11). Преподобный с детства вел себя как человек, ищущий последнего места; он убегал от известности, богатства, власти — всего того, что люди ищут в этом мире. Все, чего он хотел, — это удалиться в пустынное место и молиться Богу.

Преподобный с детства вел себя как человек, ищущий последнего места

Но Бог прославил его — вокруг него стали собираться люди, ищущие наставления, могущественные князья искали его благословения, он стал основателем ряда монастырей — а еще больше обителей создали его ученики. Сегодня из всех имен, дошедших до нас из русского средневековья, его имя — одно из самых известных.

Житие, составленное Епифанием Премудрым, полно примеров того, как святой смиряется, а Бог возносит его.

Святой не искал игуменства, но согласился принять это служение только по настоятельным просьбам других монахов, искавших его духовного руководства. Случилось так, что, как повествует агиограф, «ненавидящий добро диавол, не терпя сияния, исходящего от преподобного, видя себя побеждаемым преподобным, вложил некоторым из братии помысел отвергнуть игуменство Сергия». Во время богослужения «сказаны были ... неподобающие слова. Находясь в алтаре, святой их слышал, но ничего не сказал. После окончания вечерни, выйдя из церкви, преподобный не пошел в келлию, но, никем не замеченный, покинул монастырь».

Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь. Фото: Михаил и Екатерина     

Преподобный удаляется и поселяется в пустынном месте близ реки Киржач, где сейчас стоит монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы. Между тем братия монастыря, ужаснувшись, стали искать его повсюду, в монастырях и в пустынных местах, и наконец нашли. Они приходили к нему на новое место искать его наставления, и в конце концов упросили преподобного вернуться в обитель.

С точки зрения мирского человека такое поведение преподобного Сергия кажется непостижимым. Почему он не поставит наглецов на место? Ведь он почитаемый всеми — и духовенством, и мирскими людьми, и светскими властями, и церковными — духовный наставник. Более того (что более важно): он — чудотворец, всем известно, что он изгонял бесов, извел из земли источник, воскресил умершего отрока, Сам Бог засвидетельствовал, что святой угодил Ему. У кого-кого, а у святого Сергия была возможность настоять на том, что было его по праву!

Но он не делает этого — он не вступает в препирательства, не обрушивается на тех, кто несправедливо выступает против него, а просто тихо уходит. Кажется, ему есть что терять – привычное место, годами накопленный авторитет, определенная степень стабильности — но он не держится ни за что. Когда его отталкивают, он не толкает в ответ — но просто тихо уходит, не сказав ни единого слова.

Покинуть поле брани, не отбранившись как следует, кажется нам потерей лица

Как это противоположно тому, как мы привыкли поступать! Любая обида, которую мы терпим, особенно такая, которую мы считаем несправедливой, требует нашего ответа. Если не смертельной дуэли, как у каких-нибудь бретеров XIX века, то хотя бы достойной отповеди. Покинуть поле брани, не отбранившись как следует, кажется потерей лица. Потерпеть обиду, ущерб, стерпеть, что нас не оценили, обошли, пренебрегли заслугами, в миру считается не просто невозможным, но и неправильным. В интернете вырастают бесконечные линии препирательств, в которых каждый пытается оставить последнее злое и язвительное слово за собой.

Но святой Сергий являет нам не образ мира сего, а образ Христа, Который ищет спасения всех, но не принуждает никого. Он с готовностью занимает последнее место — но Сам Христос как бы говорит ему: «Друг! Пересядь выше». Он вверяет свою жизнь Богу — и Бог прославляет его на века.

Источник Православие.RU

Нам важна и необходима Ваша поддержка!


Храм Святого Пророка Илии села Тёмкино, Вяземской епархии, просит помощи для строительства воскресной школы для детей.
Да благословит вас Господь!
Подробно ->
Общество
01 декабря 2018

Социальные сети и их влияние на общество

Биофизик, специалист в области биоэтики, доктор наук Вирджилиу Георге объясняет, каким опасностям подвергаются люди, пользующиеся социальными сетями онлайн, и как изменяется кора головного мозга детей в результате использования данных технологий.

Духовная жизнь
29 ноября 2018

Строить свой дом и быть счастливым человеком

К сожалению, пристрастия наши столь сильны, что мы не можем их преодолеть. По идее, как это должно было бы быть, самой главной мотивацией нашей жизни должна быть наша вера.

Духовная жизнь
28 ноября 2018

Что нужно успеть каждому в Рождественский пост

Рождественский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви – продолжается с 28 ноября по 6 января включительно.

Пост – это не только время воздержания от того или иного вида пищи, но и повод чаще ходить в храм. Если ритм жизни не позволяет быть на службе каждый день, какие дни для этого лучше выбрать?

Постный стол

Соблюдение Рождественского поста в пищевом отношении относительно несложно. В 33-й главе Типикона, в которой речь идет обо всех постах года, предлагается такая схема: по субботам и воскресеньям разрешается рыба, по понедельникам, вторникам и четвергам – пища с растительным маслом и вином, по средам и пятницам – сухоядение. Если на будний день попадает память славословного или полиелейного святого, в понедельник, вторник и четверг разрешается рыба, в среду и пятницу – масло и вино. В случае, если накануне среды или пятницы совершается Всенощное бдение, в эти дни также разрешается рыба.

В той же книге в указаниях на 14 ноября (день накануне поста по ст.ст.) можно найти более строгий устав, по которому рыбу разрешено есть только по субботам и воскресеньям, на Введение во храм Пресвятой Богородицы и еще в 9 дней, когда празднуется память великих святых, если они придутся на вторник или четверг. Со 2 января по этой версии устава рыбу нельзя есть вовсе. Там же содержится отсылка к еще более строгому уставу.

Такие разночтения связаны с наличием двух традиций – более мягкой студийской и более строгой иерусалимской. Иерусалимский устав – устав монахов-отшельников, предполагавший более строгий пост и более продолжительные богослужения – со временем стал господствующим в Церкви, однако к реалиям современной жизни ближе Студийский устав, выработанный монахами городского монастыря.

Фактически большинство православных христиан не вникают в эти тонкости и едят рыбу каждый день, кроме среды и пятницы, когда переходят на пищу с елеем. В Сочельник (Навечерие Рождества – 6 января) трапеза поставляется один раз, вечером (либо после Литургии), без масла. Впрочем, не так интересны пищевые особенности поста, как богослужебные.

Богослужения Рождественского поста

4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы, накануне совершается Всенощное бдение. Введение – двунадесятый праздник, один из особенно почитаемых. В этот день празднуется, как Пречистую Богородицу в трехлетнем возрасте праведные Иоаким и Анна привели в храм и посвятили Богу. В праздник Введения Богородицы во храм в храмах на всенощной, во время елеопомазания начинают петь Рождественский канон.

Всенощное бдение совершается также накануне:
18 декабря – память прп. Саввы Освященного
19 декабря – память свт. Николая Чудотворца – т. н. «Никола Зимний»
Полиелей бывает накануне:
29 ноября – память апостола и евангелиста Матфея
2 декабря – память свт. Филарета Московского
6 декабря – память св. блгв. кн. Александра Невского / свт. Митрофана Воронежского
10 декабря – празднование в честь иконы Божией Матери “Знамение” (может совершаться бдение)
13 декабря – память апостола Андрея Первозванного
17 декабря – память вмц. Варвары
26 декабря – память мчч. Евареста, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста
2 января – память св. прав. Иоанна Кронштадтского
3 января – память свт. Петра Московского

Исповедь Рождественским постом

Исповедь Рождественским постом Время поста – время более усиленной молитвы и глубокой исповеди. Исповедоваться в большинстве храмов можно на каждой вечерней службе, но лучше заранее узнать время исповеди в своем храме.

История
27 ноября 2018

Воспоминания схиархимандрита Илия (Ноздрина) о войне

В этом году исполнилось 75 лет первому салюту в Великой Отечественной войне. 5 августа 1943 г. наш народ праздновал освобождение Орла.

Святые и святыни
26 ноября 2018

Свято-Троицкий собор

Свято-Троицкий собор - главный собор города Вязьмы Смоленской области. Расположен на Соборном холме на левом берегу реки Вязьмы, на территории Вяземской крепости. Играет доминирующую роль в панораме города при подъезде с северной стороны.

Семья
26 ноября 2018

Радуйтесь

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга Надежды Тузинайте «Радуйтесь».

Наш адрес

Россия, Смоленская область,
пос. Темкино, ул. Советская, 25а