История
 

Обсуждая фильм «Девятая рота», где, мешая правду с вымыслом, режиссер рассказал о войне в Афганистане и о трагедии советских десантников, забытых на одной из безымянных высот, критики, скорее всего, не знали о другой истории.

В этой истории не было выживших и не было надежды на удачный исход, поскольку ей неоткуда было взяться. 26 апреля 1985 года в Пакистане, под городом Пешаваром, в секретной тюрьме подняли восстание содержавшиеся там советские военнопленные. Их было всего два десятка, и они сутки дрались против афганских моджахедов, американских инструкторов и регулярных пакистанских войск – мотопехоты, танков, артиллерии и вертолетов.

Футбол за колючей проволокой

Селение Бадабер вблизи пакистанского города Пешавара – место, где располагался устроенный США лагерь по распределению гуманитарной помощи. По крайней мере, так он назывался официально. На самом деле на специально оборудованной базе разместили центр по тренировке афганских моджахедов партии Исламского общества Афганистана, где они под руководством иностранных инструкторов постигали азы взрывного дела, устройства засад и партизанской войны. Укрепленный район Бадабера был построен американцами в начале «холодной войны» в качестве филиала пакистанской резидентуры ЦРУ. Содержались там и пленные – два десятка советских солдат и сорок человек афганцев. Одни умирали или их увозили куда-то, другие занимали место выбывших. Военнопленных использовали как бесплатную рабочую силу, много били, мало кормили, склоняли принять ислам.

Условия содержания в тюрьме были невыносимыми, надежды на освобождение – никакой

Условия содержания в тюрьме были невыносимыми, надежды на освобождение – никакой. Поэтому советские военнопленные стали разрабатывать план восстания. Один из его будущих руководителей, вольнонаемный Николай Шевченко, за три года до того захваченный под Гератом, вызвал на кулачный бой коменданта охраны лагеря. В качестве приза за победу Шевченко выговорил позволение провести футбольный матч между заключенными лагеря и его охраной. Разумеется, истощенным пленникам невозможно было на равных играть с охранниками, да и за соблюдением правил никто не следил: в ходе матча афганцы нещадно били заключенных по ногам, отталкивали от мяча. Но главная цель была достигнута: удалось как следует рассмотреть все посты охраны.

Возможно, подготовка к восстанию продлилась бы дольше, если бы не случай. Терпение заключенных лопнуло, когда одного из бывших военнослужащих царандоя – афганской революционной армии – поймали за попытку побега и начали измываться над ним. 26 апреля в шесть вечера, во время вечернего намаза, когда большая часть боевиков взывала к Аллаху, военнопленные стали действовать.

Отступив, они стали прорываться к радиовышке, чтобы связаться с советским посольством

По версии лидера исламской освободительной армии Бурхануддина Раббани, все началось с того, что один из советских солдат смог разоружить охранника, принесшего похлебку. Дальше освободившиеся пленные попытались прорваться к воротам. Но один из афганских заключенных, Мухаммад Ислам, сбежал, чтобы предупредить боевиков о восстании, и у ворот беглецов встретили огнем. Отступив, они стали прорываться к радиовышке, чтобы связаться с советским посольством, однако и тут их ждала неудача.

Безнадежная оборона

По тревоге был поднят весь личный состав базы – более 3000 человек вместе с американскими, пакистанскими и египетскими инструкторами. Но к этому времени советским солдатам удалось снять шестерых часовых и отомкнуть двери арсенала. Арсенал находился в старой, времен Чингизидов, крепости. Его захват стал для моджахедов неприятной неожиданностью – бывшие пленные встретили противника огнем из крупнокалиберных пулеметов, минометов и РПГ.

Шевченко был не простым вольнонаемным, а засекреченным офицером спецподразделения

Восстанием руководил Николай Шевченко, отзывающийся в плену на имя Абдурахмон – моджахеды запрещали пленникам использовать русские имена. Судя по тому, как четко были организованы захват арсенала и оборона крепости, Шевченко был не простым вольнонаемным, а засекреченным офицером спецподразделения. Оставшийся в живых свидетель восстания Носиржон Рустамов, не принимавший участия в обороне арсенала, не знал настоящего имени пленного, но хорошо запомнил его лицо, а потом опознал по фотографии.

Перестрелка длилась пять часов. В 23:00 Бурхануддин Раббани предложил осажденным сдаться, пообещав сохранить им жизнь. Шурави, как называли в Афганистане советских солдат, выдвинули ответное требование: дать связь с представителями посольств СССР, Демократической Республики Афганистан, Красного Креста и ООН.

Раббани не смог бы этого сделать, даже если бы захотел. Официально никаких советских пленных на территории Пакистана не было, как не было там и лагеря афганских моджахедов, и склада, набитого оружием. Поэтому в ответ на требование советских солдат он отдал приказ о новом штурме. На приступ пошли регулярные части пакистанской армии, их поддерживали пушки и минометы, а с неба, обстреливая крепость, пикировали вертолеты. Чтобы представить масштаб боя, достаточно знать, что лагерь вместе с военной базой занимал огромную территорию – около пятисот гектаров.

У осажденных не было выхода, и терять им было нечего, кроме жизни

Бой продолжался всю ночь. Сам лидер исламской освободительной армии Раббани чуть не погиб под обстрелом гранатометов. Несмотря на залпы «градов», танковые выстрелы и атаки с воздуха, осажденные в крепости держались. У них не было выхода, и терять им было нечего, кроме жизни. Участвовавшие в бое афганские моджахеды с уважением вспоминали потом о мужестве и силе противника. «Это были настоящие воины, – сказал участник событий, боевик, после ухода советских войск ставший начальником афганской милиции. – Они сражались до конца».

В восемь утра в результате массированного обстрела арсенал сдетонировал. Все взлетело на воздух: камни, люди, машины... Воронка от взрыва достигала 80 м в диаметре и курилась дымом, весь лагерь был покрыт обломками и человеческими останками. Впервые за сутки в Бадабере наступила полная тишина.

Через какое-то время то здесь, то там с земли стали подниматься солдаты противника. Двигаясь по направлению к воронке, они нашли нескольких еще живых советских солдат и добили их.

  Право остаться непобежденными

Со стороны штурмующих в этом бою погибли 100 моджахедов, 90 пакистанских военнослужащих (из них 28 офицеров), 13 представителей пакистанских властей и шесть американских инструкторов. Взрывом был полностью разрушен тюремный архив, поэтому имена многих погибших шурави остаются загадкой до сих пор. Техникой и боеприпасами уничтоженного взрывом арсенала можно было вооружить целый полк.

Подсчитав потери, лидер исламской партии Афганистана Гульбеддин Хекматияр отдал приказ: «Русских в плен не брать!» Отныне захваченных шурави следовало уничтожать на месте.

Несмотря на приказание молчать под страхом смерти и запрет на въезд в страну посторонним лицам, скрыть происшествие не удалось. «Мусульманская газета» Пакистана опубликовала новость об инциденте, и тут же о нем заговорили все западные СМИ. Трактовка, впрочем, была разной: если европейцы писали о неравном бое русских военнопленных, «Голос Америки» говорил лишь о мощном взрыве, в результате которого погибли пятнадцать пленных русских.

Официальная реакция советского посольства была на удивление вялой. Лишь гораздо позже советский посол обвинил Исламабад в гибели военнопленных. Но неофициальная реакция не заставила себя ждать: за год на территории Пакистана было уничтожено более 200 моджахедов, затем взорван склад с боеприпасами (при этом погибло более 1000 боевиков).

Бурхануддин Раббани, ставший президентом Афганистана в 1992 году и обладавший огромным влиянием в этой маленькой стране, с нескрываемым уважением относился к своим бывшим противникам и старался поддерживать хорошие отношения с Россией до самой своей смерти, наступившей от бомбы террориста-смертника из движения «Талибан».

Сегодня крепость Бадабер остается разрушенной. Эти развалины служат памятником мужеству советских солдат, принявших бой без шансов на победу и без надежды на то, что когда-нибудь о них узнают. Они доказали, как когда-то на Бородинском поле сказал Наполеон о русских, свое право оставаться непобежденными.

Дмитрий Беличенко, литературовед

Журнал для родителей "Виноград"

9 февраля 2017 г.

Семья
10 января 2018

О религиозном воспитании в школе и дома

Первое, что я хотел бы сказать о воспитании детей: дети – не наше будущее, дети – наше настоящее.

Культура
09 января 2018

Кесарево кесарю, а Божие Богу

Господь уготовал нам жить в такой век, когда информация обрушивается на нас почти в любом месте. Дома ли мы или гостим у кого-то, на работе ли с сослуживцами, или просто идем по улице, с домочадцами ли пребываем или направляемся в храм – и там, если и не на богослужении, то после него новости разного свойства всенепременно нас подстерегают. А уж если включить телевизор или радио – то уж куда деваться-то… тут же обрушатся на нас с преизбыточной своей полнотой. Может быть, не так в монастырях, что далеко от городов, но тут мне затруднительно что-либо с уверенностью сказать, потому как мирянин.

Вот и ныне – грядет гражданский Новый год, и от новости сей затвориться мы не в силах. А надо ли? И если надо, то насколько, чтобы если не получить пользу, то по крайней мере не повредить себе и ближним?

Проявить смирение и разумение

Прежде всего, надо нам осознать, что по сути своей гражданский Новый год, как дата календаря, не несет в себе никакого языческого или богоборческого подтекста. Я говорю о дне сегодняшнем, а не о той цели, с которой вводился новый календарь в России. Надо исходить из того, что значительно больше половины наших сограждан, даже из числа тех, кто называет себя православными, являются людьми нерелигиозными. Они обмирщены и видят в этом дне возможность либо собраться за столом, либо, нарушив привычный распорядок жизни, отправиться ночью на каток, или гулять по городу, или в гости к ближним – встряхнуться, забыть накопившееся раздражение за весь рабочий год и разрядиться так, как они это умеют. Не стоит сейчас полемизировать о том, что раздражение вовсе не следует копить и что застолье не способ от него избавиться – это известно худо-бедно воцерковленным, а прочим иное пока непонятно и неизвестно.

Излишняя нравоучительность пользы не принесет

Для них не существует поста, им неясен его смысл (разве что пока им думается, что пост сродни диете – это им более понятно), и излишняя нравоучительность будет ими, в эти дни особенно, воспринята в штыки и пользы не принесет. А вред принести может. И в первую очередь нам самим.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне (Мф. 6, 17–18).

Как нам исполнить эти слова Спасителя?

Да вот прямо в буквальном смысле: в дни, столь важные для наших нерелигиозных ближних, надо проявить нам смирение и разумение.

И Богу угодить, и не человекоугодничать

Разумение – в том, чтобы самим не разделить ночные пиршества, Богу неугодные, и громкие празднования, в дни поста неуместные.

Смирением – в том, чтобы не предстоять перед ними с кислыми лицами и не бубнить денно и нощно о проклятых большевиках, празднованием Нового года изгладивших из сердец россиян памятование о смысле Рождества Христова, о недосягаемой высоте и важности этого Праздника.

Мне видится, что за лучшее будет и их поздравить с Новым годом, даже и подарки подарить небольшие, как знак внимания, и, может, даже, где это возможно, и присесть за стол на короткое время, сохраняя для себя пост, но делая это по возможности в тайне. И сотворить все это так, чтобы и Богу угодить, и не человекоугодничать.

Мы все живем в миру

Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

И говорит им: чье это изображение и надпись?

Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 15–21).

Часто некоторые из нас уподобляются фарисеям из притчи, пытаясь уловить либо тех, кто рассуждает о том, что вовсе не грех в гражданский Новый год разделить стол и развлечения с окружающими, либо тех, кто говорит о том, что любое упоминание о дне этом без ненависти к нему есть предательство Христа.

Но мы имеем на тех и других слово Спасителя: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Мы все живем в миру, в своем Отечестве. Пока еще земном… Бог даст – и в Небесное, каждый в свое время, переберемся по милости Его. Но покуда этого не произошло, мы должны помнить, что имеем над собой и кесаря – правителя.

Календарь гражданский нас не обязывает к тому, чтобы следовать всем его рекомендациям и с жадностью отмечать все красные его даты. Но и игнорировать его мы не в силах. Кто глаголет о том, что целиком освободился от гражданского календаря, тот лукавит, потому как без оного ни билеты не закажет, ни к вылету вовремя не прибудет, прогуляет дни рабочие и явится к закрытым дверям магазина… Так что целиком от гражданского календаря мы освободиться не можем – это кесарево.

А Божие – это когда мы свою жизнь духовную сообразуем с календарем Небесным – церковным. Когда свой распорядок соотносим с праздниками, с постами и днями памяти святых, с Причастием и с подготовкой к нему, сообразуясь с тем, как нам помогает это понять Церковь-Мать.

Есть праздники гражданского календаря, участие в которых нам, можно сказать, категорически не рекомендуется, потому как дни эти несут открытый богоборческий и богопротивный характер. Простейшим примером может быть годовщина кровавой революции 1917 года.

Но есть праздники нейтральные по своей природе – тот же День защитника Отечества или день Конституции России. И праздник гражданского Нового года также относится к тем, что в существе своем не имеют ничего греховного. Греховными их можем сделать мы сами, своим небогоугодным к ним отношением. Или же мы можем придать таковым дням добрый смысл.

Отдать Богу первородное и лучшее

Богу полагается первая и лучшая часть

Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Но надо помнить – Богу полагается первая и лучшая часть.

Авель также принес от первородных стада своего и от тука их (Быт. 4, 4).

Потому погрузиться в застолье и безудержное веселье в гражданский Новый год, а после, уставшим и захмелевшим, перекрестив лоб, упасть в кровать, будет решением ошибочным.

Чтобы отдать Богу первородное и лучшее, надо бы вечером быть в храме на богослужении, помолиться и попросить благословения на дни грядущие. Да, для нас этот день, в настоящем своем понимании, Новым годом не является: наш Новый год – индикт – мы празднуем первого сентября (14 н.ст.). Но мы должны понимать, что Церковь с уважением относится к государству. Так, мы знаем, что брак, зарегистрированный государством, хотя и не является союзом, освященным Богом, но уже и не является блудным сожительством.

Также и гражданский Новый год, хотя и не является для нас праздником, но, проявляя уважение к государству, Церковь благословляет в этот день совершать благодарственные молебны и испрашивать благословения Божьего на гражданское новолетие.

В качестве миссии, как пример иного понимания праздника и иного, духовного наполнения его, Церковь, на усмотрение настоятелей храмов, благословляет ночную литургию в день гражданского Нового года. И надо сказать, что это очень наглядная миссия, в первую очередь для тех, у кого в семье есть как воцерковленные, так и невоцерковленные православные (а таких семей в нашей стране, наверное, большинство).

Отдав Господу лучшую часть этого дня и благословив ястие, уже не будет грехом для каждого из нас отдать и кесарю (в том числе и ближним) их часть, избегая для себя самих всех излишеств – как в еде, так и в веселии. Так мы и заповедь соблюдем, и проявим любовь к ближним своим, и не соблазном для них явимся, а живым примером к назиданию.

И не исключено, что через пару-другую лет кто-то из тех, кто сегодня посмеивался над православными, встречающими бой курантов не с бокалом шампанского, а с крестным знамением, под возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков», станет рядом в храме и тем самым исправит стопы свои ко благоугождению Господу нашему Иисусу Христу, Которому слава, честь и держава подобает со Безначальным Его Отцом и со Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков!

Источник: Дмитрий Филин

Общество
09 января 2018

Свет в окне

«В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово… то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище – внимательное сердце».

Культура
07 января 2018

Алия Нуракишева. Избранные работы

Алия (в крещении Александра) Нуракишева  – талантливая московская художница, которая вот уже несколько лет сотрудничает с Издательством Сретенского монастыря. В 2012 г. вышло подарочное  издание стихов иеромонаха Романа (Матюшина)  с изумительными  акварелями Нуракишевой. В 2018 году Сретенский монастырь планирует издать Библию, для которой Алия создала 90 разворотных и постраничных иллюстраций. Перед художницей была поставлена сложная задача проиллюстрировать Священное Писание в реалистической манере, осветив библейские события в духе Предания Православной Церкви.

В настоящей подборке представлены портреты, этюды, рисунки и иллюстрации разных жанров.

Нуракишева Алия Саятовна (в крещении Александра) родилась в Москве в 1979 г. В 2000 г. с отличием окончила Театральное художественно-техническое училище по специальности «художник по гриму и прическе». С 1997 по 2011 гг. работала в московских театрах «Современник», «Геликон-Опера» и «Новая Опера», на ВГТРК «Культура» как художник-гример.

В 2001 г. крестилась в Православной Церкви.

В 2002 г. поступила на отделение живописи в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества под руководством проф. Ильи Глазунова. Училась в портретной мастерской проф. Д.А. Слепушкина. В 2008 г. защитила дипломную картину «Сестры Пюхтицкого монастыря на покосе».

В 2007 г. на Всероссийской художественной выставке «От Древней Руси к новой России» удостоена первой премии за «Портрет архимандрита Иоанна (Крестьянкина)».

Много работает в жанре реалистического портрета, пейзажа, исторической живописи. С 2010 г. занимается и книжной графикой. В 2012 г. в Издательстве Сретенского монастыря вышло иллюстрированное издание стихов иеромонаха Романа (Матюшина) с иллюстрациями Алии Нуракишевой. В 2014 г. в Издательстве Московской Патриархии издан Акафист святым Петру и Февронии Муромским с иллюстрациями.

В настоящее время Алия работает над иллюстрациями к Библии для детей, которая готовится к публикации в Издательстве Сретенского монастыря.

Основной темой творчества Алии Нуракишевой стала жизнь Церкви в разных ее проявлениях.

Работы художника хранятся в фонде Академии живописи, ваяния и зодчества и частных коллекциях России, Европы, США.

Участие в выставках:

  • 2007 г., Москва. Выставка в ЦВЗ «Манеж» в честь 20-летия РАЖВиЗ под руководством Ильи Глазунова
  • 2007 г., Москва. Всероссийская художественная выставка «От древней Руси к новой России»,
  • 2011 г., Москва, ЦВЗ «Манеж». Х Юбилейная выставка-форум «Православная Русь»
  • 2013 г., Москва, Выставочный зал Торгово-промышленной палаты на Ильинке. Персональная выставка акварелей Алии Нуракишевой
  • 2014 г., Москва. Выставка «Ступени мастерства» работ студентов и преподавателей РАЖВиЗ
  • 2017 г., Астана, ДКЦ им. Свв. Кирилла и Мефодия. Персональная выставка «Стремится душа моя к Богу…»
  • 2017 г., Астана, Российский центр науки и культуры. Персональная выставка «Гляжу в окно на белый свет»

Публикации, интервью:

  • Роман (Матюшин), иеромонах. Избранное. М., Издательство Сретенского монастыря: 2012.
  • Акафист святым Петру и Февронии. М., Издательство Московской Патриархии: 2014.
  • «Свете Тихий»: передача на Радио-1 от 12.02.2017 г.

Источник: Алия Нуракишева

Святыни
03 августа 2017

Ильин День

Как и любой другой народный или православный праздник, Ильин день имеет свои традиции и обычаи. В этот день сочетаются и языческие обряды, и церковные. Их не так много, как у других праздников, но они есть, а также с Днем Ильи связано много примет.

  • На Ильин День обязательно просили хорошей погоды и богатого урожая. Если долго не было дождя — у Ильи просили обильные осадки, если осадков выпало слишком много, то просили немного солнца и даже небольшой засухи.

На Илью молятся и просят о благополучии в доме. А если кто-то из родственников или друзей болеет, то просят здоровья для этого человека.

  • Что касается Церкви, то в этот день на службах читаются божественные литургии, а также устраивается крестный ход. Огородники приносят в церковь семена, чтобы освятить их и положить начало будущего хорошего урожая.
  • В каждом доме принято устраивать большую трапезу. За длинным столом собираются соседи, родственники, друзья, а нередко воссоединялось и несколько сел. Хозяйки пекут круглые лепешки, тушат баранину и свинину, пекут хлеб. На Ильин День уделяют внимание бездомным людям и тем, кто нуждается в еде или деньгах.
  • Вечером, после праздничного застолья, народ выходит на улицы, чтобы посетить ярмарки, спеть песни, потанцевать, принять участие в разных конкурсах и играх.

Одной из самых известных и важных традиций является то, что нельзя было купаться в водоемах. А если на улице шел дождь, то никто не выходил из дома. Эта традиция связана больше с языческими временами. По поверью в воду проникает всякая нечистая сила, поэтому попадать под нее или погружаться в водоемы нельзя было.

Иначе скот может не пережить год, а хозяин останется без урожая и пропитания. Вообще с этого дня считалось, что водоемы уже будут холодными и никто больше в них купаться не должен.

Еще одной интересной приметой было покрытие крыши дома ильинской соломой. Ее подготавливали заранее, взяв от первого снопа. На Ильин День солому нельзя было перевозить в телеге, она должна была быть уже в доме. В сам же праздник соломой покрывали крышу, как бы уберегая свое жилище от невзгод, болезней и других напастей.

Несмотря на то, что в этот день не принято работать, все же 2-го августа, если не было дождя, а бывало это редко, заготавливали различные травы и растения: бессмертник, василек, душицу, календулу, кориандр, малину, овес, ромашку и другие.

Семья
07 июля 2017

Повесть о Петре и Февронии Муромских

I

Есть в русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала обо всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. Злой змей же силой овладел ею.

Пожертвование на обустройство храма

Наш адрес

Россия, Смоленская область,
пос. Темкино, ул. Советская, 25а