История

Обсуждая фильм «Девятая рота», где, мешая правду с вымыслом, режиссер рассказал о войне в Афганистане и о трагедии советских десантников, забытых на одной из безымянных высот, критики, скорее всего, не знали о другой истории.

В этой истории не было выживших и не было надежды на удачный исход, поскольку ей неоткуда было взяться. 26 апреля 1985 года в Пакистане, под городом Пешаваром, в секретной тюрьме подняли восстание содержавшиеся там советские военнопленные. Их было всего два десятка, и они сутки дрались против афганских моджахедов, американских инструкторов и регулярных пакистанских войск – мотопехоты, танков, артиллерии и вертолетов.

Футбол за колючей проволокой

Селение Бадабер вблизи пакистанского города Пешавара – место, где располагался устроенный США лагерь по распределению гуманитарной помощи. По крайней мере, так он назывался официально. На самом деле на специально оборудованной базе разместили центр по тренировке афганских моджахедов партии Исламского общества Афганистана, где они под руководством иностранных инструкторов постигали азы взрывного дела, устройства засад и партизанской войны. Укрепленный район Бадабера был построен американцами в начале «холодной войны» в качестве филиала пакистанской резидентуры ЦРУ. Содержались там и пленные – два десятка советских солдат и сорок человек афганцев. Одни умирали или их увозили куда-то, другие занимали место выбывших. Военнопленных использовали как бесплатную рабочую силу, много били, мало кормили, склоняли принять ислам.

Условия содержания в тюрьме были невыносимыми, надежды на освобождение – никакой

Условия содержания в тюрьме были невыносимыми, надежды на освобождение – никакой. Поэтому советские военнопленные стали разрабатывать план восстания. Один из его будущих руководителей, вольнонаемный Николай Шевченко, за три года до того захваченный под Гератом, вызвал на кулачный бой коменданта охраны лагеря. В качестве приза за победу Шевченко выговорил позволение провести футбольный матч между заключенными лагеря и его охраной. Разумеется, истощенным пленникам невозможно было на равных играть с охранниками, да и за соблюдением правил никто не следил: в ходе матча афганцы нещадно били заключенных по ногам, отталкивали от мяча. Но главная цель была достигнута: удалось как следует рассмотреть все посты охраны.

Возможно, подготовка к восстанию продлилась бы дольше, если бы не случай. Терпение заключенных лопнуло, когда одного из бывших военнослужащих царандоя – афганской революционной армии – поймали за попытку побега и начали измываться над ним. 26 апреля в шесть вечера, во время вечернего намаза, когда большая часть боевиков взывала к Аллаху, военнопленные стали действовать.

Отступив, они стали прорываться к радиовышке, чтобы связаться с советским посольством

По версии лидера исламской освободительной армии Бурхануддина Раббани, все началось с того, что один из советских солдат смог разоружить охранника, принесшего похлебку. Дальше освободившиеся пленные попытались прорваться к воротам. Но один из афганских заключенных, Мухаммад Ислам, сбежал, чтобы предупредить боевиков о восстании, и у ворот беглецов встретили огнем. Отступив, они стали прорываться к радиовышке, чтобы связаться с советским посольством, однако и тут их ждала неудача.

Безнадежная оборона

По тревоге был поднят весь личный состав базы – более 3000 человек вместе с американскими, пакистанскими и египетскими инструкторами. Но к этому времени советским солдатам удалось снять шестерых часовых и отомкнуть двери арсенала. Арсенал находился в старой, времен Чингизидов, крепости. Его захват стал для моджахедов неприятной неожиданностью – бывшие пленные встретили противника огнем из крупнокалиберных пулеметов, минометов и РПГ.

Шевченко был не простым вольнонаемным, а засекреченным офицером спецподразделения

Восстанием руководил Николай Шевченко, отзывающийся в плену на имя Абдурахмон – моджахеды запрещали пленникам использовать русские имена. Судя по тому, как четко были организованы захват арсенала и оборона крепости, Шевченко был не простым вольнонаемным, а засекреченным офицером спецподразделения. Оставшийся в живых свидетель восстания Носиржон Рустамов, не принимавший участия в обороне арсенала, не знал настоящего имени пленного, но хорошо запомнил его лицо, а потом опознал по фотографии.

Перестрелка длилась пять часов. В 23:00 Бурхануддин Раббани предложил осажденным сдаться, пообещав сохранить им жизнь. Шурави, как называли в Афганистане советских солдат, выдвинули ответное требование: дать связь с представителями посольств СССР, Демократической Республики Афганистан, Красного Креста и ООН.

Раббани не смог бы этого сделать, даже если бы захотел. Официально никаких советских пленных на территории Пакистана не было, как не было там и лагеря афганских моджахедов, и склада, набитого оружием. Поэтому в ответ на требование советских солдат он отдал приказ о новом штурме. На приступ пошли регулярные части пакистанской армии, их поддерживали пушки и минометы, а с неба, обстреливая крепость, пикировали вертолеты. Чтобы представить масштаб боя, достаточно знать, что лагерь вместе с военной базой занимал огромную территорию – около пятисот гектаров.

У осажденных не было выхода, и терять им было нечего, кроме жизни

Бой продолжался всю ночь. Сам лидер исламской освободительной армии Раббани чуть не погиб под обстрелом гранатометов. Несмотря на залпы «градов», танковые выстрелы и атаки с воздуха, осажденные в крепости держались. У них не было выхода, и терять им было нечего, кроме жизни. Участвовавшие в бое афганские моджахеды с уважением вспоминали потом о мужестве и силе противника. «Это были настоящие воины, – сказал участник событий, боевик, после ухода советских войск ставший начальником афганской милиции. – Они сражались до конца».

В восемь утра в результате массированного обстрела арсенал сдетонировал. Все взлетело на воздух: камни, люди, машины... Воронка от взрыва достигала 80 м в диаметре и курилась дымом, весь лагерь был покрыт обломками и человеческими останками. Впервые за сутки в Бадабере наступила полная тишина.

Через какое-то время то здесь, то там с земли стали подниматься солдаты противника. Двигаясь по направлению к воронке, они нашли нескольких еще живых советских солдат и добили их.

  Право остаться непобежденными

Со стороны штурмующих в этом бою погибли 100 моджахедов, 90 пакистанских военнослужащих (из них 28 офицеров), 13 представителей пакистанских властей и шесть американских инструкторов. Взрывом был полностью разрушен тюремный архив, поэтому имена многих погибших шурави остаются загадкой до сих пор. Техникой и боеприпасами уничтоженного взрывом арсенала можно было вооружить целый полк.

Подсчитав потери, лидер исламской партии Афганистана Гульбеддин Хекматияр отдал приказ: «Русских в плен не брать!» Отныне захваченных шурави следовало уничтожать на месте.

Несмотря на приказание молчать под страхом смерти и запрет на въезд в страну посторонним лицам, скрыть происшествие не удалось. «Мусульманская газета» Пакистана опубликовала новость об инциденте, и тут же о нем заговорили все западные СМИ. Трактовка, впрочем, была разной: если европейцы писали о неравном бое русских военнопленных, «Голос Америки» говорил лишь о мощном взрыве, в результате которого погибли пятнадцать пленных русских.

Официальная реакция советского посольства была на удивление вялой. Лишь гораздо позже советский посол обвинил Исламабад в гибели военнопленных. Но неофициальная реакция не заставила себя ждать: за год на территории Пакистана было уничтожено более 200 моджахедов, затем взорван склад с боеприпасами (при этом погибло более 1000 боевиков).

Бурхануддин Раббани, ставший президентом Афганистана в 1992 году и обладавший огромным влиянием в этой маленькой стране, с нескрываемым уважением относился к своим бывшим противникам и старался поддерживать хорошие отношения с Россией до самой своей смерти, наступившей от бомбы террориста-смертника из движения «Талибан».

Сегодня крепость Бадабер остается разрушенной. Эти развалины служат памятником мужеству советских солдат, принявших бой без шансов на победу и без надежды на то, что когда-нибудь о них узнают. Они доказали, как когда-то на Бородинском поле сказал Наполеон о русских, свое право оставаться непобежденными.

Дмитрий Беличенко, литературовед

Журнал для родителей "Виноград"

9 февраля 2017 г.

Нам важна и необходима Ваша поддержка!


Храм Святого Пророка Илии села Тёмкино, Вяземской епархии, просит помощи для строительства воскресной школы для детей.
Да благословит вас Господь!
Подробно ->
Общество
01 декабря 2018

Социальные сети и их влияние на общество

Биофизик, специалист в области биоэтики, доктор наук Вирджилиу Георге объясняет, каким опасностям подвергаются люди, пользующиеся социальными сетями онлайн, и как изменяется кора головного мозга детей в результате использования данных технологий.

Духовная жизнь
29 ноября 2018

Строить свой дом и быть счастливым человеком

К сожалению, пристрастия наши столь сильны, что мы не можем их преодолеть. По идее, как это должно было бы быть, самой главной мотивацией нашей жизни должна быть наша вера.

Духовная жизнь
28 ноября 2018

Что нужно успеть каждому в Рождественский пост

Рождественский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви – продолжается с 28 ноября по 6 января включительно.

Пост – это не только время воздержания от того или иного вида пищи, но и повод чаще ходить в храм. Если ритм жизни не позволяет быть на службе каждый день, какие дни для этого лучше выбрать?

Постный стол

Соблюдение Рождественского поста в пищевом отношении относительно несложно. В 33-й главе Типикона, в которой речь идет обо всех постах года, предлагается такая схема: по субботам и воскресеньям разрешается рыба, по понедельникам, вторникам и четвергам – пища с растительным маслом и вином, по средам и пятницам – сухоядение. Если на будний день попадает память славословного или полиелейного святого, в понедельник, вторник и четверг разрешается рыба, в среду и пятницу – масло и вино. В случае, если накануне среды или пятницы совершается Всенощное бдение, в эти дни также разрешается рыба.

В той же книге в указаниях на 14 ноября (день накануне поста по ст.ст.) можно найти более строгий устав, по которому рыбу разрешено есть только по субботам и воскресеньям, на Введение во храм Пресвятой Богородицы и еще в 9 дней, когда празднуется память великих святых, если они придутся на вторник или четверг. Со 2 января по этой версии устава рыбу нельзя есть вовсе. Там же содержится отсылка к еще более строгому уставу.

Такие разночтения связаны с наличием двух традиций – более мягкой студийской и более строгой иерусалимской. Иерусалимский устав – устав монахов-отшельников, предполагавший более строгий пост и более продолжительные богослужения – со временем стал господствующим в Церкви, однако к реалиям современной жизни ближе Студийский устав, выработанный монахами городского монастыря.

Фактически большинство православных христиан не вникают в эти тонкости и едят рыбу каждый день, кроме среды и пятницы, когда переходят на пищу с елеем. В Сочельник (Навечерие Рождества – 6 января) трапеза поставляется один раз, вечером (либо после Литургии), без масла. Впрочем, не так интересны пищевые особенности поста, как богослужебные.

Богослужения Рождественского поста

4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы, накануне совершается Всенощное бдение. Введение – двунадесятый праздник, один из особенно почитаемых. В этот день празднуется, как Пречистую Богородицу в трехлетнем возрасте праведные Иоаким и Анна привели в храм и посвятили Богу. В праздник Введения Богородицы во храм в храмах на всенощной, во время елеопомазания начинают петь Рождественский канон.

Всенощное бдение совершается также накануне:
18 декабря – память прп. Саввы Освященного
19 декабря – память свт. Николая Чудотворца – т. н. «Никола Зимний»
Полиелей бывает накануне:
29 ноября – память апостола и евангелиста Матфея
2 декабря – память свт. Филарета Московского
6 декабря – память св. блгв. кн. Александра Невского / свт. Митрофана Воронежского
10 декабря – празднование в честь иконы Божией Матери “Знамение” (может совершаться бдение)
13 декабря – память апостола Андрея Первозванного
17 декабря – память вмц. Варвары
26 декабря – память мчч. Евареста, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста
2 января – память св. прав. Иоанна Кронштадтского
3 января – память свт. Петра Московского

Исповедь Рождественским постом

Исповедь Рождественским постом Время поста – время более усиленной молитвы и глубокой исповеди. Исповедоваться в большинстве храмов можно на каждой вечерней службе, но лучше заранее узнать время исповеди в своем храме.

История
27 ноября 2018

Воспоминания схиархимандрита Илия (Ноздрина) о войне

В этом году исполнилось 75 лет первому салюту в Великой Отечественной войне. 5 августа 1943 г. наш народ праздновал освобождение Орла.

Святые и святыни
26 ноября 2018

Свято-Троицкий собор

Свято-Троицкий собор - главный собор города Вязьмы Смоленской области. Расположен на Соборном холме на левом берегу реки Вязьмы, на территории Вяземской крепости. Играет доминирующую роль в панораме города при подъезде с северной стороны.

Семья
26 ноября 2018

Радуйтесь

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга Надежды Тузинайте «Радуйтесь».

Наш адрес

Россия, Смоленская область,
пос. Темкино, ул. Советская, 25а